Налоговые неплатежи: экономическое содержание и пути снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформы, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ….4

1.1 Экономическое содержание неплатежей……………………………….4

1.2 Влияние неплатежей на деятельность предприятия…………………...6

2 ПУТИ СНИЖЕНИЯ: НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТИЖЕЙ………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13

СПИСОК ИСПОЛТЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

Не существует какой-либо одной меры или  даже  комплекса  мер,  принятие которых  в  реально  сложившихся  условиях  могло  бы  ликвидировать  кризис неплатежей   раз   и   навсегда.    Без    устранения    глубинных причин общеэкономического характера;  серьезнейшей  корректировки курса реформ  с целью:  с одной стороны,   усиления   государственного   вмешательства   в экономику, а с другой  –  создания  максимально  благоприятных  условий  для развития истинного  частного  предпринимательства. Кризис  неплатежей  будет неизбежно  возобновляться  в  том  или  ином  виде,  как  это  уже  не   раз происходило за годы реформ.                          

Между тем  эта дилемма - либо инфляция, либо неплатежи - представляется в значительной мере искусственной. Существует третий,  срединный, путь  между этими двумя крайностями: умеренный, "точечный" вброс денег  в  экономику,  в ее наиболее узкие места и вместе с тем проведение целенаправленной  политики подавления главных причин инфляции. Речь идет прежде всего о таких  аспектах этой  политики,  как  выравнивание  доходов  и  расходов  бюджета, кредит, антимонопольное  регулирование,   структурные   преобразования   вплоть   до закрытия нежизнеспособных производств,  массированная  поддержка  мелкого  и среднего   предпринимательства,    стимулирование    притока    иностранных инвестиций. Вопрос лишь в том, достаточно ли у нынешнего руководства страны понимания проблемы, профессиональной подготовленности и решимости  проводить эту политику третьего пути в жизнь.  

При нынешней налоговой системе -  с  ее  ничем  не  оправданным  уровнем налогообложения,   искусственно    суженой    налогооблагаемой    базой    и неэффективной техникой сбора налогов - нереально  рассчитывать  на  то,  что проблемы бюджета можно решить путем нормального роста  его  доходной  части. Вместе с тем, очевидно, что  порочный  круг  неплатежей,  основную  вину  за который несет государство, необходимо  разорвать.  Этот  прорыв  возможен  и реален при погашении государством  своих  обязательств  по  выполненным,  но неоплаченным  госзаказам,  по  зарплате   бюджетной   сфере   и   пенсионной задолженности. 

Как  на  федеральном, так и на  региональном  уровнях надо  провести : очередной взаимозачет долговых требований и  обязательств,  что  по  крайней мере на время ослабит  (но,  естественно,  не  решит)  проблему  неплатежей, оставив лишь  сальдо,  для  погашения  которого  потребуются дополнительные кредитные вливания.  

Для крупных  предприятий целесообразно реструктурировать их задолженность с применение понижающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости  от сроков  погашения  долговых  обязательств,  и  под  залог   их   акций   или принадлежащего  им  имущества.  Цель  -  предоставить  крупным  предприятиям возможность перенести погашение долгов на срок до 3-5-10 лет  в  зависимости от их места в приоритетах  структурной  политики.  Учитывая  нынешние  темпы инфляции, вполне  оправданно  либо  списать,  либо  резко  сократить  размер недоимок по пени и штрафам.  

Следует также разработать и  внедрить  в  практику  продажу  дебиторской задолженности  на  федеральных  или  региональных  аукционах,   организовать продажу коммерческими  банками  "плохих"  долгов  их  клиентов  на  открытых торгах, через  прямые  переговоры  с  возможными  покупателями,  посредством обмена  долгов  на  акции  должников.  Банкротство  и  ликвидацию  должников целесообразно применять лишь в случае крайней  необходимости,  когда  другие методы оказываются неэффективными.  Действенной  мерой  могла  бы  стать  по опыту московского правительства и временная передача имущества  предприятий-должников перед бюджетом в управление  государственных  органов  на  период, необходимый для извлечения с помощью этого  имущества  доходов, достаточных для погашения задолженности.   Необходимо расширить сферу денежного обращения  за  счет  альтернативных форм  расчетов,  сократить  долю  налично-денежного  обращения   на   основе совершенствования безналичных расчетов и в перспективе -  преодоления  стены между  наличным  и  безналичным  оборотом,  не  прибегая  к  "хирургическим" методам. При  этом  следует  исходить  из  того,  что  далеко  не  все  виды заменителей денег являются нездоровым средством расчетов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Решение проблемы неплатежей приведет в нормальное состояние хозяйственный механизм России, ведь сущность функционирования любой экономики заключается в нормальном товарообмене, чего как раз и недостаточно. Взаимные неплатежи порождают порочную практику невозврата средств и производства за счет активов контрагентов. Факторами, влияющими на развитие кризиса, можно назвать абсолютно все негативные тенденции в развитии современной экономики, это и падение производства при росте доходов, и увеличение доли наличных расчетов, и сохранение психологии государственных иждивенцев, и отсутствие развитого рынка ценных бумаг.

      Причинами, повлиявшими на развитие кризиса, и фактически создавшими его можно назвать лишь несколько: чрезмерная увлеченность в проведении политики «монетаризма», которая хотя и проводилась двумя правительствами, но одним МВФ.  В итоге:  значительное сокращение темпов роста инфляции; и в качестве придатка: недостаток денежных средств в хозяйственном обороте страны, плюс распределение в пользу отдельных сегментов рынка (доходность финансового рынка не позволяет средствам переходить в другие рыночные сегменты).

         Неплатежи - очень прибыльный бизнес. Но без решения проблемы мы можем забыть об инвестициях, становлении экономики и просто нормальной единой денежной системе (имеется ввиду бессурогатной) без которой не представляется экономически развитая держава.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛТЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об основных направлениях налоговой реформы и меры по укреплению платежной дисциплины. Указ Президента РФ от 8.05.96 г. №739 //Российские вести от 20.05.96 г.//
  2. Ужесточение порядка расчета между физическими лицами. Указ Президента РФ от 18.08.96 г. №685 // Российская газета от 27. 08.96 г.//
  3. О несостоятельности (банкротстве) предприятий. Постановление Правительства РФ от 20.05.94 г. №498 // Российские вести от 22.05.94 г.//
  4. О проведении зачета по налогам и другим платежам при финансировании из федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 2.02.96 г. №76
  5. // Российские вести от 4.02.96 г.//
  6. Об организациях работы по проведению денежных зачетов по доходам и расходам Федерального бюджета на 1996 г. Приказ Минфина РФ от 11.12.96 г. №940 // Газета «Экономика и жизнь» от 17.12.96 г. //
  7. Об установлении предельного размера расчета наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Письмо ЦБ РФ от 8.12.94г. //Нормативные акты. Приложение к журналу «Финансы» за №12 //
  8. Бернштам М.С., Ситников А.И., Платежный кризис: причины, следствия, пути решения //ЭКО №1 1995 г. стр.46 //
  9. Брюс Дж. Саммерс, Платежная система России //Деньги и кредит №3 1993 г. стр.26 //
  10. Найдена причина неплатежей. // журнал «Коммерсант» №34/ 13 сентябрь 1994 г. стр.2//
  11. Разработка научной группы Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию платежей и расчетов: Платежный кризис и пути его преодоления //Российский экономический журнал №12 1994 г. стр.16 //
  12. Амуржуев А.В., Дорогавцев А.Е., Неплатежи: способы предотвращения и сокращения //Практическое пособие//

 

 

 

 


Информация о работе Налоговые неплатежи: экономическое содержание и пути снижения