Налоговые органы России в 90-х гг. XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 21:49, реферат

Описание работы

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

Файлы: 1 файл

Налоговые органы России 90-х.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

«Налоговые органы России в 90-х  гг. XX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиками и действующими от имени государства налоговыми органами.

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит  из Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и его территориальных  органов.

Главными задачами налоговых  органов  является контроль над соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Самостоятельная налоговая  система Российской Федерации начала создаваться в октябре-декабре 1991 года. Формирование налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В соответствии с Законом  об основах налоговой системы  установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также  льгот, предоставляемых налогоплательщикам, осуществились Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований могли предоставлять дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты.

Закон об основах налоговой  системы вводился в действие с 1 января 1992 г. (за исключением положений о  порядке распределения в бюджетную  систему налогов на добавленную  стоимость и прибыль предприятий  и организаций) и определял до 1 января 1999 г. общие принципы построения налоговой системы в РФ, устанавливал перечень налогов, сборов, пошлин и  других обязательных платежей, определял  права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. В нем были сформулированы основные общие положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

Контроль над правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов осуществлялся налоговыми органами в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии с Законом  об основах налоговой системы  по уровню государственной власти российские налоги подразделяются на следующие группы:

а) федеральные налоги;

б) налоги республик в  составе Российской Федерации и  налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

в) местные налоги.

Компетенция органов государственной  власти в решении вопросов о налогах  до принятия и введения в действие части второй Налогового кодекса определяется в соответствии с Законом об основах налоговой системы и другими законодательными актами.

 

Реорганизация налоговых  органов РФ

 

Уже в период СССР в связи  с переходом к рыночным реформам возникает необходимость в возрождении налоговых органов.   Постановлением СМ СССР от 24 января 1990 г. «О Государственной налоговой службе» в системе Министерства финансов СССР создается Главная государственная налоговая инспекция (ГГНИ), в республиках, областях и районах — государственные налоговые инспекции (ГНИ). 21 мая 1990 г. принимается Закон СССР «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций». 26 июля того же года постановлением СМ СССР утверждается Положение о Государственной налоговой службе (ГНС). Главной задачей ГНС был установлен контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей.

В соответствии с Указом  Президента России от 31 декабря 1991г. № 340 «О Государственной налоговой  службе Российской Федерации» ГНС РФ была выведена с 1 января 1992 г. из состава  Минфина России и стала центральным  органом государственного управления, подчиненным Президенту РФ и Правительству  РФ. В соответствии с этим Указом сотрудники ГНС обеспечивались в  порядке, установленном для работников органов внутренних дел, за счет средств, дополнительно взысканных работниками  налоговых органов в результате контрольной работы (в пределах до 10% этих сумм), создавался централизованный фонд социального развития для сотрудников, имеющих классные чины, вводилась  форменная одежда. Этим же Указом были утверждены Положение о Государственной налоговой службе с определением ее задач, функций, прав, даны гарантии правовой и социальной защиты работников инспекций и их семей и Положение о классных чинах работников. ГНС РФ возглавляет руководитель в ранге министра, назначаемый Президентом РФ. Руководителями ГНС РФ, а затем МНС РФ были И.Н. Лазарев, В.В. Гусев, В.Г. Артюхов, Б.Г. Федоров, Г.В. Боос, А.П. Починок, Г.И. Букаев.

Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 18 марта 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР) при ГНС РФ. В декабре того же года создаются 88 территориальных управлений и отделов ГУНР с общей штатной численностью 17 тыс. человек. В 1993 г. ГУНР было преобразовано в Федеральную службу налоговой полиции — самостоятельный правоохранительный орган (Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»).

В соответствии с Приказом по ГНС РФ от 29 сентября 1995 г. были произведены реорганизация центрального аппарата и образовано 26 управлений. В большинстве налоговых инспекций были образованы специальные подразделения, занимавшиеся проблемой снижения задолженности.

Одним из основных организационных  мероприятий 1996 г. было учреждение по Указу  Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 Временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины во главе с Председателем Правительства В.С. Черномырдиным. Этот орган (с характерной аббревиатурой ВЧК) был создан в связи с невыполнением текущих заданий по поступлению налогов. Аналогичные комиссии были созданы на местах. Комиссии имели право заслушивать отчеты руководителей и привлекать их к ответственности за несвоевременную и неполную уплату налогов, таможенных и других платежей. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 мая 1996 г. № 578 образовывается Комиссия Правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации с 1 января 1999 г. была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с постановлениями  Правительства РФ от 27 марта 1999г. и 24 июня 1999 г. была утверждена Комиссия Правительства РФ по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ Н.Б. Христенко.

 

 

Организация деятельности Государственной налоговой  службы

 

В систему органов ГНС  РФ входят: Федеральная налоговая  служба России, выполняющая функции  центрального федерального органа, а  также государственные налоговые  инспекции по республикам в составе  РФ, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов  районного подчинения) и районам  в городах.

Возглавляет систему налоговых органов центральный  аппарат Государственной налоговой  службы - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам.

К правовой основе деятельности государственной налоговой службы относятся подзаконные акты издаваемые Государственной налоговой службой и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей Российской Федерации. Это инструкции, разъяснения, письма и т.д. По каждому закону о федеральном налоге существует соответствующая инструкция о порядке их применения.

Особо следует сказать  о правовой базе деятельности государственной  налоговой службы в республиках  в составе России.

Кроме названных нормативных  актов к источникам налогового законодательства относятся Конституции республик  в составе России, постановления  и распоряжения их высших представительных и исполнительных органов государственной власти. Учитывая, что система налогов, взымаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, нормативные акты республик в составе России не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым законодательством.

Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются представительными органами и администрацией краев, областей, автономной области  и автономных округов, а также  городов и районов.

 

Госналогслужба была организована на следующих принципах:

 

  1. Принцип единства.

 

Этот принцип построения системы  проистекает из принципа единства налоговой  политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется  наличие единого контрольного органа. Госналогслужба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

В соответствии с подпунктом «н»  пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб (ст. 71 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные акты субъектов  Российской Федерации.

 

  1. Принцип независимости

 

Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных  органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов»: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать  ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций  действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые  инспекции выполняют только те решения  и постановления по налоговым  вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных  им прав. Местные органы власти и  администрация не имеют права  изменять или отменять решения налоговых  органов, а также давать им оперативные  руководящие указания.

 

  1. Принцип централизации

 

Государственная налоговая служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением  является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы»1 эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.

 

 

 

Система Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам условно делится на три  уровня:

– Общефедеральный - центральный федеральный  орган исполнительной государственной  власти (Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам). Оно возглавляется  Министром Российской Федерации, назначаемым  Президентом Российской Федерации  по представлению Председателя Правительства  РФ. Заместители руководителя назначаются  по его представлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерации по налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.

– Региональный - Госналогинспекции по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованиям, городам: Москве и Санкт-Петербургу (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Руководители этих инспекций назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

– Местный - Госналогинспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов.

Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи  и некоторые общие функции, поскольку  все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет  выделить следующие общие функции  всех звеньев Госналогслужбы (общие  функции налоговых органов).

 

 

Госналогслужба РФ:

1) обеспечивает учет налогоплательщиков;

2) обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

3) осуществляет исчисление окладных  налогов;

4) ведет оперативно-бухгалтерский  учет сумм налогов и других  платежей;

5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового  законодательства;

Информация о работе Налоговые органы России в 90-х гг. XX века