Налоговые органы России в 90-х гг. XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 21:49, реферат

Описание работы

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

Файлы: 1 файл

Налоговые органы России 90-х.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

6) осуществляет контроль выполнения  субъектами предпринимательской  деятельности требований законодательства  в отношении наличного денежного  обращения;

7) применяет меры для предотвращения  или ликвидаций убытков, нанесенных  бюджету или налогоплательщику;

8) применяет меры ответственности  к нарушителям налогового законодательства;

9) осуществляет учет, оценку и  реализацию конфискованного, бесхозяйного  имущества, имущества, перешедшего  по праву наследования к государству  и кладов;

10) выступает агентом валютного  контроля;

11) выступает исполнительным органом  по применению мер взыскания,  наложенных рядом государственных  инспекций и других контрольных  органов.

Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет  местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует и контролирует работу Госналогинспекции;

– осуществляет аналитическую и  статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные  и методические указания и другие документы по применению налогового законодательству

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;

– участвует в выработке налоговой  политики, подготовке проектов законодательных  актов и международных договоров  о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено Госналогслуж6ы  выполняет функции, присущие нижнему  звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации  и контролю деятельности нижестоящих  налоговых инспекций, обобщению  практики.

 

Взаимодействие  ГНС (МНС) РФ с другими государственными органами

14 марта 1994г. в целях  организации взаимодействия ГНС  РФ и органов Департамента  налоговой полиции был издан  совместный приказ, в котором определялся порядок проведения проверок,  а 24 мая того же года — второй совместный приказ об утверждении Порядка направления налоговыми органами материалов о нарушениях налогового законодательства в органы налоговой полиции.

Одной из основных проблем  в 1990-е гг. в сфере организации  сбора налоговых платежей и других государственных доходов была и  остается проблема взаимодействия налоговых, таможенных и других парафискальных органов. Сбором обязательных платежей помимо ГНС занимаются Государственный таможенный комитет (ГТК взимает таможенные пошлины и сборы, НДС при импорте товаров и др. платежи), органы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ), нотариусы и судебные органы (взи¬мают государственную пошлину), МВД (ГАИ, впоследствии преоб¬разованное в ГИБДД). Контрольные функции в сфере налогообложения возложены на ФСНП, регистрация предприятия осуществляется органами юстиции (с 1 января 2000 г. на эти органы возложена обязанность по регистрации сделок с недвижимым имуществом). В 1996г. был осуществлен ряд мероприятий по усилению взаимодействия налоговой службы с другими органами государственного управления: были изданы приказы о взаимодействии органов ГНС РФ с органами государственного горного надзора, государственной статистики, МПС России; письма о взаимодействии с отделениями Фонда социального страхования РФ, органами службы занятости населения, территориальными фондами обязательного медицинского  страхования. Указом Президента РФ от 14 декабря 1996 г. было определено, что органы внутренних дел по согласованию с налоговыми органами могут участвовать в обеспечении личной безопасности налоговых сотрудников при проведении контрольных проверок. 21 июля 1997 г. был утвержден Временный порядок взаимодействия территориальных органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы РФ на региональном уровне (республики, края, области, района), направленный на обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, устранению диспропорций зачисления доходов в бюджеты различных уровней и др.

Новый порядок взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля в связи с введением в действие части первой НК РФ был установлен совместным письмом МНС России и ФСНП России. Порядок представления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов - исполнителей был определен совместным приказом Минюста России и МНС России от 22 марта 1999г., а порядок обмена информацией между МНС России и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству — совместным приказом от 22 октября 1999 г.

 

 

Права налоговых органов

Для реализации задач, возложенных  на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций.

1 .Полномочия по учету налогоплательщиков.

2. Полномочия по контролю за соблюдением налогового законодательства.

3. Полномочия налоговых органов  по исчислению окладных налогов.

4. Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского  учета сумм налогов и других  платежей.

5. Полномочия по применению мер,  направленных на пресечение нарушений  налогового законодательства.

6. Полномочия по применению восстановительных  мер для предотвращения или  ликвидации убытков, нанесенных  налогоплательщику или бюджету.

7. Полномочия по применению мер  ответственности.

8. Полномочия по контролю над выполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства о наличном денежном обращении.

9. Полномочия налоговых органов  в сфере валютного контроля.

10. Полномочия налоговых инспекций  по взысканию сумм штрафов,  наложенных иными государственными  и контрольными органами, исполнению  судебных актов.

11. Полномочия по изданию инструктивных  и методических указаний по  применению законодательства о  налогах.

В соответствии с Налоговым кодеком  РФ налоговые органы вправе требовать  от налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных обязанных лиц следующую информацию:

- документы, по формам, установленным  государственными органами и  органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления  и уплаты налогов;

- пояснения и документы, подтверждающие  правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов.

Налоговые органы вправе проводить  налоговые проверки в порядке, установленном  Кодексом.

Одним из наиболее действенных способов налогового контроля является налоговая  проверка. Налоговая проверка может  быть камеральной или выездной.

Если камеральная налоговая  проверка проводится в самом налоговом  органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных декларации и документов, то выездная налоговая  проверка проводится в отношении  организации и индивидуальных предпринимателей на местах .

Налогоплательщик, к которому для  проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. При этом налоговый орган не может провести в один год две выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговые органы для осуществления своих функций, в том числе и функции налогового контроля, должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы. Перечень этой информации, представляемой налоговым органам, приведен в ст. 85 НК РФ. В соответствии с этой статьей информация предоставляется органами:

- осуществляющими регистрацию организации;

- регистрирующими физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, деятельность которых направлена на систематическое получения дохода, и не подлежащим регистрации;

- регистрирующими физические лица по месту жительства либо факт рождения и смерти физических лиц;

- осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, расположенного на подведомственной им территории;

- опеки и попечительства, воспитательными,  лечебными учреждениями, учреждениями  социальной защиты населения  и иными аналогичными учреждениями;

- уполномоченными совершать нотариальные  действия и нотариусами, осуществляющими  частную практику.

Банки обязаны сообщать в налоговый  орган об открытии или закрытии счета  организации, индивидуального предпринимателя, иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 83 НК РФ.

Кроме того, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговой  проверки у налогоплательщика документы. Однако основания изъятия по Кодексу  значительно отличаются от предусмотренных в п. 7 ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены. сокрыты, изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки.

Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проанализировав  структуру налоговых органов  в РФ, можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация в выстраивании собственной налоговой системы  активно применяет мировой практический и теоретический опыт. В частности, в российской практике был заимствован  принцип разделения налогов и  сборов по уровням: федеральным, региональным и местным. Перечень основных видов  налогов также идентичен налогам, входящим в состав налоговых систем зарубежных стран. Практика проведения выездных налоговых проверок так  же применяется и российскими  налоговыми органами и т.д. Конечно, резкий переход к рыночной экономике, имевший место в РФ в конце XX века, создал ситуацию, при которой  новая система формирования государственного бюджета, в частности, налоговая  система государства, не могла выстроиться  постепенно. Если проанализировать налоговое  законодательство России за последние 20 лет, можно заметить, что оно  претерпело существенные изменения  и имеет все предпосылки к  дальнейшему совершенствованию. Развитие налогового законодательства в РФ по пути унификации с законодательствами других государств будет еще больше способствовать интеграции нашей страны в мировую экономику, а создание более простой и доступной  для понимания налоговой системы  – большей эффективности процесса взимания налогов и сборов с налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Интернет-страница: http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=611&midr=665
  2. А.В. Толкушкин «История налогов в России», изд. «ЮРИСТЪ», Москва, 2001г.
  3. Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в Российской

Федерации»

  1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы Российской Федерации". // "Ведомости СНД и ВС РФ". 1992. N 11. ст. 527.
  2. Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР". // "Ведомости СНД и ВС РСФСР". 1991. N 15. ст. 492.

 


Информация о работе Налоговые органы России в 90-х гг. XX века