Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:52, реферат
Объем налоговых поступлений в государственный бюджет Франции в 1998 г. составил 1700 млрд франков, при этом большую часть поступлений в обеспечивают косвенные налоги, в первую очередь НДС. В бюджетах департаментов и коммун основную роль играют прямые местные налоги: два земельных, налог на жилище и промысловый (профессиональный) налог. Наиболее высокая собираемость - у местных налогов, на втором месте находится НДС, на третьем - налог на прибыль корпораций.
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ВО ФРАНЦИИ
Структура и задачи
Главное налоговое управление (ГНУ) является ведущим подразделением Министерства экономики, финансов и бюджета Франции.
Объем налоговых поступлений в государственный бюджет Франции в 1998 г. составил 1700 млрд франков, при этом большую часть поступлений в обеспечивают косвенные налоги, в первую очередь НДС. В бюджетах департаментов и коммун основную роль играют прямые местные налоги: два земельных, налог на жилище и промысловый (профессиональный) налог. Наиболее высокая собираемость - у местных налогов, на втором месте находится НДС, на третьем - налог на прибыль корпораций.
Во Франции около 4 млн хозяйствующих субъектов, около 35 млн физических лиц, обязанных подавать налоговые декларации, и 17 тыс. проверяющих. Невозможно проверить всех, необходим соответствующий отбор. Поэтому важнейшим принципом налогового контроля является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. В 1998 г. в стране было проведено 52 тыс. выездных проверок, из них 48 тыс. - на предприятиях (более 4% от общего количества хозяйствующих субъектов) и около 5 тыс. - физических лиц (в отношении физических лиц применяются главным образом камеральные проверки). В результате проверок доначислено 48 тыс. фр. (около 2,7% от общего объема налоговых поступлений), 16 млрд фр. взыскано в качестве штрафов. Для сравнения: в РФ в 2000 г. налоговыми органами проведено 690 тыс. выездных налоговых проверок организаций и 664 тыс. - физических лиц. По результатам проверок доначислено платежей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды в сумме 75 млрд руб., при этом сумма взысканных платежей составила 21 млрд руб. (около 10% от общей суммы поступлений в бюджет и внебюджетные фонды).
Вторым важнейшим принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует презумпция "добропорядочности" налогоплательщика. Если налогоплательщик задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами. При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов.
Налоговые органы имеют право, а в ряде случаев обязаны давать официальные разъяснения нормативных актов в форме инструкций и циркуляров, публикуемых в официальном издании - Bulletin de la direction generale des impots. Кроме того, налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы налогоплательщик может использовать для своей защиты в суде.
Во Франции налоговая служба включает три уровня. Так, на национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований.
Крупные предприятия во Франции обеспечивают 40 - 50% совокупных налоговых поступлений. До 2001 г. к ним относились предприятия с оборотом в 500 млн. фр., а с 2001 г. - в 400 млн. фр. Контроль этих предприятий (например, РЕНО) осуществляет Управление национальных и международных проверок. Выделены определенные направления: банки, страховые компании, самолетостроение, пищевая промышленность, которыми занимаются соответствующие службы. Например, 4 из 30-ти служб данного Управления специализируются на проверке банков. В течение года проводится 50 проверок наиболее крупных банков (всего во Франции одна тысяча банков). На одного проверяющего в год приходится восемь проверок.
Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналисты, артисты, спортсмены, руководители крупных предприятий.
Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет функции налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур. Расследование проводится при наличии для этого достаточных оснований, уверенности в успехе. Работники Управления имеют право на обыск. При проведении обыска присутствуют сотрудники налоговой полиции под контролем налогового судьи.
Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. фр.). Управление Центрального региона отвечает также за проверки заморских департаментов.
К низовому звену относятся налоговые управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн. фр.).
Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и секторов по ипотечным операциям.
В задачи налоговых центров входит исчисление баз для взимания прямых налогов (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных сборов. Работники центров ведут дела налогоплательщиков (списки, напоминания), осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно контактируют с налогоплательщиками. Отделы земельных налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого имущества, управление государственным имуществом и контроль операций с недвижимостью общественных организаций.
Службы взимания налогов обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам налоговых поступлений, ведут отдельные реестры поступлений по каждому налогу.
Главные налоговые инспекции административно - территориальных единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов деятельности своих подчиненных служб.
По состоянию на 2001 г. численность аппарата налоговой службы Франции составляет более 80 тыс. человек (в РФ, по данным МНС России, среднесписочная численность работников налоговых инспекций, занятых основной деятельностью, в 2000 г. составила более 145 тыс. человек).
Эффективность налогового контроля
Показателями эффективности налогового контроля являются количество проверок, которые проводит один проверяющий в год. К качественным показателям относятся, во-первых, сумма доначисленных налогов, при этом обязательно указывается причина доначислений (сознательное уклонение от уплаты налогов или небрежность, забывчивость), а также действия, предпринятые для того, чтобы налоги были уплачены в полном объеме. Во-вторых, соотношение между затраченными средствами и общей величиной доначисленных сумм (соотношение сил и результатов). Это позволяет сравнивать между собой деятельность разных Управлений, других подразделений.
Руководитель департаментского подразделения остается на своем посту, как правило, 3 - 4 года. Новый руководитель обязан в течение 6 месяцев провести анализ ситуации в подчиненном ему подразделении, принять письменные обязательства по улучшению положения дел, которые он должен выполнить в течение 2-х лет. В том случае, если эти обязательства не выполняются, данный сотрудник не будет продвигаться по службе.
Отбор налогоплательщиков
Отбор дел для проверок осуществляется различными способами.
1. На основе изучения дел
Декларации поступают в налоговые центры, где проверяется их формальная сторона. Затем полученная налоговыми органами информация сравнивается с данными, представленными налогоплательщиками. В настоящее время такие сопоставления осуществляются автоматически. В результате изучения деклараций сотрудники Управления выявляют типичные нарушения и вносят соответствующие предложения.
2. Поиск сторонней, внешней информации. С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные структуры, например, на департаментском уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном - межрегиональные бригады. Кроме того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на основе совокупности всей этой информации. При этом большая часть предложений о проверке исходит из налоговых центров. Структуры, занимающиеся поиском внешней информации, дают только 5% предложений.
Сведения поступают в налоговые центры из различных источников. Налоговая администрация имеет право на ознакомление с документами, ограничительный перечень которых перечислен в Налоговом кодексе. По закону ряд лиц обязан представлять информацию. К таким лицам относятся следующие:
1) все работодатели - государственные и частные - обязаны предоставлять в ГНУ сведения о выплаченной зарплате, гонорарах. Такие же требования предъявляются к лицам, выплачивающим пожизненную ренту;
2) лица, выплачивающие доходы от ценных бумаг (дивиденды) либо доходы от участия в предприятиях;
3) банки передают в налоговые
органы информацию об открытии
счетов. Количество счетов, которое
может открыть предприятие, не
ограничивается. Банки обязаны также
ежегодно декларировать
Банк следит за тем, чтобы клиент задекларировал соответствующую сумму, это самое главное. Если же сведения не предоставили ни клиент, ни банк, санкции применяются к обоим (чтобы между ними не было сговора).
Ответственность банка как налогового агента предусмотрена Налоговым кодексом. В случае невыполнения требований о представлении сведений на банки может быть наложен штраф в размере 80% суммы дохода клиента, подлежащей декларированию. При этом сумма штрафов не вычитается при определении налогооблагаемой прибыли банка.
Во Франции банки ежегодно заполняют примерно 30 млн деклараций.
Систематически предоставляют информацию таможенные управления.
При наличии расхождений между данными налогоплательщика и налоговых органов за основу принимаются сведения, полученные от третьих лиц. Налоговый инспектор на основании этих сведений выписывает уведомление о доплате налога. Конечно, здесь нельзя исключить ошибок налоговых органов. Налогоплательщик имеет право представить свои возражения и доказательства. Отношения между налогоплательщиком и налоговой администрацией носят характер диалога, состязательности. В том случае, если возникли разногласия в отношении суммы налога, если банк или работодатель сообщили неверные сведения, к налогоплательщику не применяется никаких санкций.
Кроме этой обязательной информации, сведения могут быть получены налоговой службой по трем основным каналам: в результате реализации ее права на запрос, в ходе налогового расследования, а также обыска и ареста документов.
Право на запрос означает, что налоговая администрация при проведении налоговых проверок и налоговых расследований может обратиться за дополнительной информацией к третьим лицам, как правило в письменном виде.
На запрос обязаны отвечать предприятия, банки, страховые компании, суды, государственные и административные органы, инспекция по труду.
Налоговые органы имеют право запрашивать данные о счетах и документах, связанных со счетами, контрактами, о характере заключенных договоров. Документы должны храниться на предприятии в течение 10 лет. Период запроса составляет 6 лет.
В отношении лиц свободных профессий соответствующие сведения предоставляются при соблюдении профессиональной тайны. Например, у адвокатов и врачей можно запросить данные о суммах, причитающихся с их клиентов, но не об оказанных клиентам конкретных услугах. Требование конфиденциальности касается также лиц, осуществляющих операции с недвижимостью.
Подразумевается, что налогоплательщик должен знать о том, какую информацию получили налоговые органы по результатам официального запроса. Параметры запросов четко описаны в законодательстве.
Частные лица (например, уволенный с фирмы бухгалтер) могут добровольно представлять в налоговые органы соответствующую информацию, она также может быть использована, но на основе этих сведений ни в коем случае нельзя выписать уведомление о доначислении налогов: будет найден другой способ найти объективное подтверждение данной информации.
Лицу, указавшему на нарушения налогового законодательства, может быть выписана премия по окончании проверки (определенный процент от взысканной суммы). Налоговым органам представляют информацию в том числе и частные детективы (как бы добровольно, бесплатно).
Такого рода информация ("по наводке") составляет очень незначительный процент от общего объема получаемой налоговыми органами информации. Налогоплательщика никогда не ставят о ней в известность, во всяком случае официально.
Процедура расследования появилась во Франции в 1992 г., одновременно с введением "европейского" НДС. Расследование не является официальной процедурой в системе налогового контроля. Часто оно осуществляется на основе сведений от информаторов, агентов.
Преимущества данной процедуры: она сравнительно легкая, в отличие от налоговых проверок, которые связаны с соблюдением прав и гарантий налогоплательщиков, помощью адвоката и т.п.
Расследование может проводиться только на предприятиях и только в отношении НДС. Его основной задачей является контроль выписки счетов на данном предприятии. В рамках Европейского Союза действует главным образом интеграционное законодательство по НДС.