Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 15:52, реферат
Объем налоговых поступлений в государственный бюджет Франции в 1998 г. составил 1700 млрд франков, при этом большую часть поступлений в обеспечивают косвенные налоги, в первую очередь НДС. В бюджетах департаментов и коммун основную роль играют прямые местные налоги: два земельных, налог на жилище и промысловый (профессиональный) налог. Наиболее высокая собираемость - у местных налогов, на втором месте находится НДС, на третьем - налог на прибыль корпораций.
С 1993 г. в ЕС не существует налогового контроля на границах. На лиц, участвующих в торговле между странами ЕС, возлагается ряд обязательств по контролю уплаты НДС. В счетах - фактурах на товары, поставляемые в пределах Союза, обязательно указываются ИНН поставщика и покупателя. Все налогооблагаемые лица обязаны представлять отчеты (декларации) для Системы информационного обмена по НДС. Предоставляемые сведения составляют электронную базу данных, используемых налоговыми службами в странах ЕС.
В отношениях между государствами ЕС пока преобладает автоматический обмен информацией. К такой информации относятся, например, данные о суммах поставок, осуществляемых предприятием в рамках ЕС. Налоговые органы стран - участниц осуществляют сверку данных по операциям продажи и покупки товаров. Существует также практика обмена конкретной информацией. В случае необходимости каждая из стран может направить запрос в любую страну ЕС в отношении конкретного поставщика. Государства - участники ЕС могут передавать друг другу информацию о том, существует ли реально экономический агент; действительно ли оборот иностранного предприятия позволяет осуществлять поставки такого объема, не является ли руководитель французского предприятия одновременно руководителем иностранного предприятия.
Если полученных в результате запроса сведений недостаточно для подтверждения обоснованности торговых операций, возможно проведение расследования на основе межгосударственных соглашений. Такие соглашения о взаимопомощи действуют, например, между Францией и Германией.
В связи с увеличением числа нарушений законодательства по НДС число налоговых расследований в стране увеличилось с 2 тыс. в 1993 г. до около 3,5 тыс. в 1998 г.
Обыск и арест документов - намного более сложная процедура, которая проводится, как правило, по месту жительства руководителя предприятия, с разрешения судебной инстанции и в присутствии полиции. Ее применяют, главным образом, для выявления фактов неправильного использования средств предприятия при международных сделках. Данная процедура пока применяется редко, строго отслеживается.
Если выясняется, что предприятие уклоняется от уплаты налогов, автоматически подразумевается, что его руководитель был в курсе, при этом бремя доказывания лежит на налоговых органах. В том случае, когда вина руководителя предприятия доказана (например, есть его подписи на финансовых документах), ему может быть предъявлено соответствующее обвинение, но только на основе решения суда. Это касается также лица, которое фактически осуществляло руководство предприятием. Интересно, что взыскание может быть обращено на личное имущество, личные доходы руководителя, причем в рамках налогового законодательства, а не уголовного преследования. При этом уголовное наказание не освобождает его от налоговых санкций.
Для того чтобы получить разрешение суда на преследование руководителя, налоговые органы должны предъявить пакет доказательств. Так, необходимо обосновать, что налогоплательщик предпринимал сознательные, целенаправленные действия с целью уклонения от уплаты налогов, что он платежеспособен и т.п.
Организация налоговых проверок
В Налоговом кодексе Франции процедуры налогового контроля в отношении предприятий и физических лиц четко разделены. Все эти процедуры четко прописаны в "Книге налоговых процедур" (Livre des prozedures fiscales), которая представляет собой процессуальный Налоговый кодекс По каждой процедуре налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда.
Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет 3 года. Обычно проверяются все налоги предприятия за трехлетний период. Глубину проверки можно увеличить в случае убыточности предприятия. Например, в 2001 г. можно проверить уплату налогов с 1998 по 2000 гг. включительно или период начиная с года возникновения убытка на данном предприятии. При наличии убытка у французского предприятия за границей контролеры проверяют, не является ли причиной такого убытка скрытый перевод прибылей во Францию (трансфертное ценообразование).
Глубину проверки можно увеличить также в том случае, если есть подозрения в злостном уклонении от налогов. При наличии обоснованных подозрений налоговые органы могут обратиться к двум более ранним годам, но для этого необходимо разрешение суда. Более чем до 5 лет нельзя увеличивать глубину проверки.
Ревизионный цикл (период между двумя проверками) составляет обычно 4 - 5 лет. Так, банки проверяются один раз в 4 года.
С 1997 г. во Франции применяется новая процедура - "Общая проверка малых предприятий". Минимальный срок проверки равен 2 - 3 дням. Контролеры стремятся его минимизировать, так как прибытие контролера нарушает нормальный ход работы предприятия. Кроме того, финансовые последствия проверок таких предприятий не могут быть значительными.
Ревизионный период для малых предприятий, как правило, составляет 1 год. В том случае если нет нарушений или они незначительны, проверка на этом заканчивается, в других случаях можно проверять еще 2 года.
На всех предприятиях может проводиться также точечная (тематическая) проверка, когда проверяется какой-либо один налог или один из конкретных вопросов, например применение налоговых льгот.
Проверку проводит, как правило, один человек, реже - 2 специалиста: один - по бухучету, другой - по информатике (на общенациональном уровне действует 7 бригад по информатике). Повторные проверки в отношении того же периода или того же вопроса не применяются, кроме случаев установления нарушений уголовного характера.
Специальные правила установлены в отношении проверок физических лиц. Срок проверки составляет не более года. Налогоплательщика обязательно уведомляют о предстоящей проверке. Ему дается время на подготовку, он может обратиться за помощью к специалистам.
Система вмененного налогообложения
Во Франции до 1992 г. применялась система вмененного обложения малых предприятий, сходная с российской упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности. Налогоплательщик должен был ежедневно вести лишь записи в книге покупок и книге продаж, на основании которых ежегодно представлялась налоговая декларация, содержащая несколько показателей: общая сумма покупок, общая сумма продаж, реестр недвижимого имущества, сумма запасов и сумма выплаченной заработной платы. Налогоплательщик заключал договор с налоговой службой о величине облагаемого дохода (прибыли). Начиная с 1960-х гг. число лиц, облагаемых по "договорной" системе, неуклонно сокращалось из-за постоянного снижения максимального размера дохода, по достижении которого предприятие теряло право на договорное обложение.
В 1992 г. была введена новая система вмененного обложения для ряда отраслей. Ее сущность заключается в том, что предприятие декларирует свой оборот (выручку), а величина прибыли устанавливается в определенном проценте к обороту (в сфере торговли, например, - 50%). Рассчитанная таким упрощенным способом величина дохода (прибыли) облагается по ставкам подоходного налога с учетом доходов всех членов семьи, указываемых в представляемой налогоплательщиком ежегодно налоговой декларации, - заработная плата, дивиденды, доходы от сдачи внаем недвижимости и др. (Во Франции налогооблагаемой единицей является семья.)
В результате применения вмененного обложения обеспечивается определенная стабильность поступлений. Кроме того, значительно упрощается налоговый контроль: основная задача налоговых органов сводится к тому, чтобы не допустить занижения оборота. Тем не менее, французские специалисты считают подобные системы (включая и российский налог на вмененный доход) достаточно сложными, требующими значительных административных издержек. В перспективе во Франции система договорного обложения сохранится только в сельском хозяйстве, где показатели вмененного дохода устанавливаются по видам сельскохозяйственных культур на единицу площади.
Взаимоотношения налоговых органов
и налогоплательщиков
Санкции за налоговые правонарушения устанавливаются налоговой службой и применяются автоматически. Если налогоплательщик считает, что взыскание штрафа было неправомерным, он может оспорить его в суде.
В том случае если в нарушении законодательства виноват банк (хотя это бывает крайне редко), налогоплательщик должен урегулировать свои отношения с банком, в том числе переложить на него соответствующие санкции. Налоговая служба в эти отношения не вмешивается.
Споры между налоговыми органами и налогоплательщиками возникают в основном тогда, когда сумма налоговых обязательств частично или полностью опротестовывается налогоплательщиком или, например, когда предприятие должно представить декларацию, по которой не предполагается никаких платежей.
Для предприятий, не представляющих налоговую декларацию, налоговые органы определяют сумму налоговых обязательств расчетным путем, исходя из данных по аналогичным предприятиям. Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, также считается, что она не представлена. В этих случаях налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру, на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму. Тем не менее, попытки взыскать задолженность в бесспорном порядке в 80% случаях приводят к исчезновению налогоплательщика.
Проблемы со сбором налогов возникают в отношении предприятий, испытывающих финансовые трудности. В том случае если эти трудности носят временный характер, предприятие может обратиться в налоговые органы с просьбой об отсрочке уплаты налогов. Такая отсрочка может быть предоставлена при условии определенных гарантий со стороны налогоплательщика. Другая возможность урегулирования отношений с налоговыми органами - погашать задолженность постепенно, на основе плана урегулирования платежей. Физические лица могут растянуть уплату налога на три года, если они получили какие-либо экстраординарные, исключительные доходы, например от продажи имущества, при выходе на пенсию, увольнении со службы.
Если же задолженность предприятия постоянно возрастает (оно не платит налогов, социальных взносов, не оплачивает банковский кредит), налоговая служба имеет право инициировать банкротство предприятия. Для того чтобы начать соответствующий процесс, налоговой службе нужно получить разрешение Торгового суда. Суд должен принять соответствующее решение в течение трех месяцев со дня обращения.
Данная мера применяется редко, так как фактически речь идет о прекращении деятельности, а не об оздоровлении предприятия. Интересам налоговых органов в большей степени отвечает хотя бы частичное погашение задолженности. Следует отметить, что несостоятельность предприятия отражается не только на налоговых поступлениях, но и на пенсионных и других социальных фондах: налоговая служба и эти фонды здесь выступают как конкуренты.
Кроме того, проблемы возникают в том случае, когда нежизнеспособное предприятие прекращает свою деятельность, не уведомляя об этом налоговые органы.
Таким образом, в качестве факторов, способствующих эффективной работе налоговых служб во Франции и других развитых странах, можно выделить следующие:
- детализированное, подробное налоговое
законодательство, в котором четко
прописаны все процедуры
- преобладание функционального
подхода в организации
- наличие концепции налогового
контроля, концентрация усилий
- оценка работы подразделений
и сотрудников налоговой