Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:07, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении а также изучение субъектов налогообложения. Поэтому в ходе исследования приоритетно решались следующие задачи:
– обозначить понятие налоговые правоотношения;
– исследовать основу правового регулирования данных правоотношений;
– исследовать вопросы, связанные с субъектами налоговых правоотношений;
– охарактеризовать налоговых представителей и налоговых агентов;
Введение………………………………………………………..……………….... 3
Глава I Налоговые правоотношения …………………………………….……....4
Виды налоговых правоотношений…………………………………4
Объект налогового правоотношения…………….. …………… ….6
Содержание налоговых правоотношений………………………….8
Глава II Характеристика субъектов налогового права. …………………….. .11
2.1. Понятие и виды субъектов…………………………….. ………. ...11
2.2. Правовой статус налогоплательщиков.............................………... 16
Заключение …………………………………………………………………..…. 24
Список использованной литературы …………………………………….…… 25
Налогоплательщиками – физическими лицами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.
Среди налогоплательщиков – физических
лиц выделяются особые категории
субъектов – индивидуальные предприниматели
и налоговые резиденты
Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей НК также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. Индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, п. 2 ст. 11 указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что не являются индивидуальными предпринимателями.12
Экономические отношения физического лица и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому лиц подразделяют, на имеющих постоянное место пребывания в определенном государстве (резидентов), и не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезидентов) .
Налоговыми резидентами
Налогоплательщик – это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21–25 НК, о чем говорилось выше, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства.
Среди прав налогоплательщиков, установленных НК, особо следует отметить право получать от налоговых органов письменные пояснения по вопросам применения налогового законодательства» а также нормативных документов о налогах и сборах. Налогоплательщикам налоговыми органами по месту своего учета должна быть предоставлена бесплатная информация о действующих обязательных платежах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, правах и обязанностях налоговых органов и их должностных лиц.
В ходе осуществления налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщик имеет существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов: представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требований об уплате налога.
Одним из существенных полномочий налогоплательщика является право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц. Жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов налогоплательщик определяет самостоятельно, причем обращение в один орган не исключает возможности подачи жалобы и в другой. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) – в суд общей юрисдикции.
Впервые в российском законодательстве
появилось право
Весьма значимым в условиях становления демократических отношений в России является право налогоплателыщиков обращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов.
В случае наличия оговоренных в законодательстве оснований налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы.
Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены другие права.
Субъективное налоговое право – это вид и мера возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность – требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК, о чем так же упоминалось выше.
Установленный ст. 23 НК перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) не является исчерпывающим. Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодательством.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения.
Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не на граждан, а на резидентов данной страны (т.е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих в данной стране). Любые внутренние налоговые нормы имеют уже международный характер: они охватывают граждан и организации других стран, которые находятся на территории данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности. Особенно это характерно для государств Западной Европы, на территории которых временно или постоянно проживают миллионы граждан других стран.
Некоторые категории этих граждан, будучи резидентами страны своего местопребывания, полностью попадают под действие общего налогового законодательства конкретной страны. Налоговый статус других категорий регулируется международными налоговыми соглашениями. Развитые страны практически полностью охвачены сетью двусторонних налоговых соглашений, и, учитывая свободу миграции населения, товаров и капитала в отношении между ними, роль налоговых соглашений в общем объеме их налогового законодательства очень велика.
Для попадания под юрисдикцию налогового законодательства определенной страны при определении корпорационного налога для юридического лица необходимы два условия. Первое – это осуществление коммерческой деятельности в данной стране (т.е. деятельности, ориентированной на получение прибыли) и второе – наличие юридического лица.
Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты – только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).
Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории; соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.
Первый критерий принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй основывается на национальной принадлежности источника дохода.
Любой из этих критериев при условии его однообразного применения исключал бы всякую возможность международного двойного обложения, т.е. обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в двух или более странах.
Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного обложения путем применения первого или второго критерия, вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, желательнее разграничение налоговых юрисдикции в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе принципа резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.
Заключение
Анализ налогообложения, как такового, позволяет сделать ряд выводов:
1. Правовой статус субъектов
в данной сфере не равны
и подчиняются методу
2. Уплата налога – это
3. Налогообложение и
4. Субъекты налогового права
несут ответственность за
5. Защита нарушенных прав
6. Многократное налогообложение одного и того же субъекта по одному и тому же основанию не допускается.
7. Налогообложение является монополией управомоченных субъектов (налоговые органы) и поэтому влияние на этот процесс неуправомоченных на то субъектов (налогоплательщики) отсутствует.
Так же выводом служит факт внесения изменений в НК РФ в декабре 2010 года, который свидетельствует о приоритетности регулирования данной сферы законодательства по сравнению с остальными отраслями права.
Список использованной литературы
1. Административное право.
2. Государственные и
3. Гражданское право. В 3 томах. Том 2 под ред Аверченко Н.Н., Абрамова Е.Н., Сергеев А.П., Арсланов К.М.М.: ТК-Велби, 2009. – 880 с.
4. Гражданское право: часть первая: учебник. под. ред Камышанский В.П., Коршунова Н.М. ЭКСМО 2011
5. Камеральная налоговая проверка / Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А. – М.: Финансовая газ., 2003. – 47 с.
6. Комментратий к налоговому кодексу РФ/ Под ред. С.В. Земляченко. – М.: Кодекс, 2008. – С. 24.
7. Макроэкономика, курс лекций – С.Г. СЕРЯКОВ 2008.
8. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений. Евтушенко В.Ф. Юриспруденция -2006
9. Налоговое право: Учебное
пособие. Демин А.В. –
10. Налоговое право (учебник) – Крохина Ю.А.: Юрайт 2011 г.
11. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 451 с.
12. Налоговое право России. (учебник) под ред Еналеева И.Д., Сальникова Л.В: Издательство Юстицинформ: 2006
13. Налоговое право России – Учебник для ВУЗов – Крохина Ю.А. – 2004
14. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко, перераб. и доп. – СПб.: Питер: М.: Издательский дом БИНФА, 2010. – 464 с.
15. Налоги и налогообложение. Дуканич Л.В. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 416 с.
16. Налоги и налогооблажение: теория и практика. учебник под ред Пансков В.Г. 2011 год.
1 Государственные и муниципальные финансы. Учебник под ред Алехина Э.В. Пенза 2010
2 Гражданское право. В 3 томах. Том 2 под ред Аверченко Н.Н., Абрамова Е.Н., Сергеев А.П., Арсланов К.М.М.: ТК-Велби, 2009. – 880 с.
3 Камеральная налоговая проверка / Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А. – М.: Финансовая газ., 2003. – 47 с.
4 Комментратий к налоговому кодексу РФ/ Под ред. С.В. Земляченко. – М.: Кодекс, 2008. – С. 24.
5 Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений. Евтушенко В.Ф. Юриспруденция -2006
6 Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 451 с.
7 Налоговое право России. (учебник) под ред Еналеева И.Д., Сальникова Л.В: Издательство Юстицинформ: 2006
8 Налоговое право России – Учебник для ВУЗов – Крохина Ю.А. – 2004
9 Налоговое право России – Учебник для ВУЗов – Крохина Ю.А. – 2004
10 Налоги и налогообложение. Дуканич Л.В. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 416 с.
11 Налоги и налогообложение. Дуканич Л.В. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 416 с.
12 Налоги и налогооблажение: теория и практика. учебник под ред Пансков В.Г. 2011 год.
Информация о работе Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права