Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:06, реферат
Цель работы: изучить роль налогов в экономической системе общества.
Задачи:
1) Раскрыть роль налогов в экономической системе общества.
2) Рассмотреть особенности налоговых систем унитарных государств.
Введение
1 Роль налогов в экономической системе общества
1.1 Налоги в рыночной модели экономики
1.2 Функции налогов и их влияние на экономику страны
2 Налоговые системы унитарных государств
2.1 Особенности налоговой системы Франции
2.2 Налоговая система Японии и ее роль в формировании доходной части бюджета
Заключение
Список литературы
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Роль налогов в экономической системе общества
1.1 Налоги в рыночной модели экономики
1.2 Функции налогов и их влияние на экономику страны
2 Налоговые системы унитарных государств
2.1 Особенности налоговой системы Франции
2.2 Налоговая система Японии и ее роль в формировании доходной части бюджета
Заключение
Список литературы
2
В настоящее время наблюдается крайняя нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В связи с этим стабильность - неотъемлемое качество права, без которого оно не может существовать как устойчивая, постоянная система регулирования отношений в современном цивилизованном обществе. Современная российская правовая система не должна быть подвержена быстрым и многочисленным изменениям. Лишь тогда она сможет стать эффективным средством формирования и закрепления новой политической и экономической системы страны.
Актуальность работы обусловлена тем, что неоднозначные процедуры налогообложения приводят к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета, возникновению налоговых споров. Крайне сильно так называемое подзаконное нормативное правовое регулирование, зачастую вступающее в прямое противоречие с нормами Налогового Кодекса РФ. Много нерешенных проблем остается в сфере налогового администрирования, включая вопросы консолидации и трансфертного ценообразования.
Особую озабоченность вызывает следующее обстоятельство: с 1 января 2011 г. совокупная финансовая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса, применяющие единый налог на вмененный доход, возросла примерно в 2,4 раза. При этом увеличились объем отчетности и число их проверок, проводимых теперь не только налоговыми органами, но и органами Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.
Цель работы: изучить роль налогов в экономической системе общества.
Задачи:
1) Раскрыть роль налогов в экономической системе общества.
2) Рассмотреть особенности налоговых систем унитарных государств.
В развитых экономиках налоги служат средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Одним из основных является принцип равной тяжести налога, когда все предприятия независимо от форм собственности ставятся в одинаковые условия изъятия прибыли.
Взимание налогов - один из важнейших признаков государства и одновременно необходимое условие его существования. Современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей. Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги [6, с. 29].
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.
Налоги связаны с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.
Можно сказать, что налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, различными группами населения, каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Однако такие отношения носят неравноправный, односторонний характер.
Устанавливая налоги, государство может стимулировать предпринимательскую деятельность в одних направлениях и не поощрять ее в других сферах. При этом от успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Налоги являются одним из инструментов управления экономикой. С их помощью регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия.
Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении [9, с. 3].
Экономисты отмечают: в мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечившие экономический и социальный прогресс общества, - либеральная модель и модель социально ориентированного рынка, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.
Характерные признаки либеральной модели, основанной на незначительном вмешательстве государства: минимум предприятий государственного сектора, максимальная свобода хозяйствующих субъектов, минимальное участие государства в решении социальных задач, монетарный характер регулирования, ограничивающийся в основном макроэкономическими процессами. Такая модель при достижении исходного высокого уровня развития экономики позволяет обеспечить достойный уровень жизни большинству граждан. Эта модель действует в США, близки к ней Англия и Франция [9, с. 4].
Социально ориентированная модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики: здесь существует довольно значительный государственный сектор; рыночные «правила игры» отличаются высокой степенью регламентации; государством регулируются отдельные сферы деятельности хозяйствующих субъектов и др. Опыт Германии, Швеции, Австрии показывает жизненность этой экономической модели, механизм которой обеспечивает сочетание экономической эффективности и социальной ориентации хозяйства.
С социально ориентированной много общего имеет японская модель, также базирующаяся на политике активного вмешательства государства в экономику, но ориентированная не на интересы отдельного человека, а на приоритеты коллектива (благополучие компании) и семьи. Разумеется, та или иная модель, принятая государством на вооружение, имеет свои исторические корни, учитывает традиции хозяйства и управления, новые явления.
Налоговый кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8) [1].
Налоги используются всеми государствами рыночной экономики как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного воздействия (через систему льгот и санкций) на производителей товаров. Налоги призваны обеспечить относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, рациональное использование природных богатств. С их помощью государство решает экономические и социальные проблемы. Практическое назначение налогов реализуют функции налогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется основной денежный фонд - бюджет, средства которого расходуются на финансирование общественно необходимых потребностей.
Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов и предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую активность, спад или рост производства.
Социальная функция связана с проблемой справедливого обложения и реализуется посредством неравного обложения налогом разных сумм доходов, применения налоговых скидок, введения акцизов на предметы роскоши. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.
Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.
Налоги - главный метод перераспределения национального дохода, они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2].
Налоги, а вернее налоговые доходы, являются основными источниками пополнения централизованного денежного фонда государства - бюджета. Аккумулируемая в бюджетной системе налоговая масса распределяется между федеральным, региональными и местными бюджетами в соответствии с разделением ответственности за развитие экономики и социальной сферы на территориях. Итак, главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги - тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним - «фискальный».
Минэкономразвития России отмечает: впервые за длительный период налоговых преобразований в России будут приняты меры, увеличивающие совокупную налоговую нагрузку. Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2011-2013 годы оценка увеличения доходов федерального бюджета в результате реализации соответствующих мер в 2011 г. составляет 0,5% ВВП, в 2012 г. - 0,8% ВВП и в 2013 г. - 1,1% ВВП [7, с. 8].
Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях, приводящих к увеличению налоговой нагрузки на экономику страны, являются упразднение с 2010 г. единого социального налога и реформирование системы страховых взносов. Принятые в 2009 г. решения предусматривают увеличение с 1 января 2011 г. ставки социальных взносов с 26 до 34%. Индексация пороговых уровней обеспечит сохранение эффективной ставки взносов, тогда как раньше эффективная ставка год от года последовательно снижалась. Это соответствует дополнительной нагрузке на базу налогообложения, равной около 1% ВВП.
В проекте бюджета Российской Федерации на 2011 - 2013 гг. на фоне указанной «оптимизации» бюджетных расходов, низкого уровня финансирования таких сфер, как образование, наука, жилищно-коммунальное хозяйство, труд и занятость, сельское и лесное хозяйство, заложено увеличение на 2,3% налогового бремени на российский бизнес по сравнению с уровнем текущего года. Как отмечается в пояснительных материалах к проекту бюджета, большая часть увеличения налоговой нагрузки на бизнес связана с ростом социальных страховых взносов с 26 до 34%, увеличением на 60% НДПИ на газ, а также ростом акцизов на табак и алкоголь [9, с. 16].
В этом усматривается определенная диспропорция, поскольку увеличение собираемости налогов (поступления по НДС и налог на прибыль организаций также возрастут) должно по логике означать и определенное увеличение расходных обязательств, вложение этих средств в «слабые» секторы экономики и промышленное производство.
Таким образом, в целом проект бюджета характеризуется серьезными диспропорциями, различными по своей направленности тенденциями и не содержит, на наш взгляд, реальных возможностей модернизации экономики, ее перевода на инновационные рельсы. Отчасти, как указывалось, это можно объяснить крайне высоким уровнем социальных обязательств (в западных странах такие проблемы уже решены и деньги направляются в экономику и промышленность) и стремлением во что бы то ни стало преодолеть бюджетный дефицит.
Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следует выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. При всей своей самобытности налоговая система Франции стремится к гармонизации с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией.
Налоги и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов – косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги, 50% от которых составляет НДС. Существует строгое деление налогов на местные и налоги, идущие в центральный бюджет. Основные федеральные налоги – НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы, налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др. Основные местные налоги – туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов [6, с. 12].