Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 19:06, реферат
Цель работы: изучить роль налогов в экономической системе общества.
Задачи:
1) Раскрыть роль налогов в экономической системе общества.
2) Рассмотреть особенности налоговых систем унитарных государств.
Введение
1 Роль налогов в экономической системе общества
1.1 Налоги в рыночной модели экономики
1.2 Функции налогов и их влияние на экономику страны
2 Налоговые системы унитарных государств
2.1 Особенности налоговой системы Франции
2.2 Налоговая система Японии и ее роль в формировании доходной части бюджета
Заключение
Список литературы
Характерной особенностью налоговой системы Франции является то, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными.
Отличительной чертой налоговой системы Франции является также высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3%, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии сумма взносов составляет 37,4%, Великобритании – 18,5, США – 29,7%.
Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляют более 93%. Основной налог, дающий большую часть поступлений, – это НДС, 45%. Стандартная ставка НДС в стране – 18,6%, льготные ставки – 2,1, 4 и 5,5%, повышенная ставка – 22%. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40% доходной части местных бюджетов. Преобладают два вида местных налогов: налог на предприятия и налог на семью [6, с. 14].
Налоговая система страны разрабатывается и осуществляется с целью развития экономики. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет. Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.
Характерными чертами налоговой системы Франции являются [8,с. 47]:
стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики;
социальная направленность;
учет территориальных аспектов.
Все меры по налогообложению находятся в компетенции парламента (Национальной ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки. Для французской налоговой системы характерной является жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся вместе с тем с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги составляют целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.
В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. В его подчинении находятся 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты.
Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлением. Существует контроль двух видов: по данным документов и детальный контроль – по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.
В случае укрытия от налогов существует жесткая система ответственности [8, с. 52]:
при ошибке заполнения деклараций налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;
если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;
при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.
Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной.
Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.
Налоги взимаются как прямые, так и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 г. уменьшилась с 73,7 до 63,8%. На это повлияло увеличение доли косвенных налогов. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие [4, с. 22].
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок – 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.
Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, т. е. в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 г. налог на потребление повышен с 3 до 5% с целью пополнения доходов государственного бюджета. Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 г. с 7,4 до 16,5% [4, с. 25].
К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы на услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.
В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 г. до 18,0% в 1996/97 [1, с.8] г.
В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 г., должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры, чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет.
В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам.
Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12,3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур, его ставка 10,71% [1, c. 9].
Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого, существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.
К прямым налогам относятся и некоторые местные имущественные налоги. Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.
В развитых экономиках налоги служат средством поддержания и развития рыночной конкуренции, являясь гибким инструментом государственного воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются основными источниками пополнения централизованного денежного фонда государства - бюджета. Аккумулируемые в бюджетной системе суммы налогов распределяются между федеральным, региональными и местными бюджетами в соответствии с разделением ответственности за развитие экономики и социальной сферы на территориях. Согласно бюджету до 2013 г. налоговая нагрузка на экономику будет постепенно возрастать. Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговым Кодексом РФ введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации», менее емкое, чем «налоговая система», т.к. последняя определяется существенными условиями налогообложения, а также экономическими и политико-правовыми характеристиками.
2. Налоговая система Франции характеризуется стабильностью и формирует около 90% доходной части бюджета. Основные черты налоговой системы – это ее социальная направленность, преобладание в ней косвенных налогов (особая роль отводится НДС и подоходному налогу), учет территориального аспекта, гибкость, применение системы льгот и скидок, высокая доля обязательных отчислений в фонды социального назначения. Среди косвенных налогов – 50% по объему изъятия составляет НДС, который впервые разработан и внедрен во Франции. Основными федеральными налогами являются: НДС, подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на собственность, таможенные пошлины. Основными местными налогами являются: туристский сбор, налог на семью, налог на профессии, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. Местные налоги формируют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов и составляют около 60% государственного бюджета страны. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов, которые взимаются на всех уровнях территориального управления. Прямые налоги составляют основу формирования доходной части бюджета. К ним относятся: подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство, налог на доходы от операций с ценными бумагами. Косвенные налоги – это налог на потребление, акцизы, таможенные пошлины. В Японии осуществляется налоговая реформа, в результате которой должно быть снижено налогообложение работающих и лиц с низкими доходами. При формировании местных бюджетов преобладают прямые налоги.
3. Мельничук М.В., Мамчур М.С. Современные проблемы оптимизации налогового администрирования в целях повышения экономической безопасности: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
6. Маслов Б. Г., Попова Л. В., Дрожжина И. А. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: София, 2008.
7. Налоговые системы зарубежных стран. \ Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника - М., 2007.
8. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. – СПб., 2006.
9. Тютюрюков, Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и СНГ. – М., 2008.
10. Урман Н.А. Налоговая система Франции//Автореферат диссертации кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 2006.
11. Черник, Д.Г., Морозов, В.П., Починок, А.П. Основы налоговой системы. – М., 2007.
12. Шувалова Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010.