Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:20, курсовая работа
Налоговый учет и бухгалтерский учет - разные подсистемы, которые непосредственно связаны друг с другом и являются единым целым в структуре управления предприятием.Возникновение и развитие подсистем бухгалтерского и налогового учета произошло относительно независимо друг от друга, под воздействием разных экономических и политических реалий. Если причиной возникновения налогового учета стала возрастающая роль государства в жизни общества, то причиной возникновения бухгалтерского учета была хозяйственная деятельность. В современной экономической науке можно выделить две концепции сосуществования подсистем бухгалтерского учета и налогообложения: континентальная и англо-американская. На практике очень трудно однозначно идентифицировать модель, применяемую в том или ином государстве.
Введение...................................................................................................................................2
1. Налоговый и бухгалтерский учет на предприятии..........................................................5
1.1 Понятие налогового учета.................................................................................................5
1.2 Система основных положений налогового учета...........................................................9
2. Место и роль бухгалтерского учёта в системе рыночных отношений.........................13
2.1 Предмет и методы бухгалтерского учёта........................................................................13
2.2 Задачи и функции бухгалтерского учёта.........................................................................17
3. Налоговый и бухгалтерский учет. Проблемы взаимосвязи и перспективы развития..19
3.1 Осовные различия между налоговым и бухгалтерским учетом....................................22
Заключение...............................................................................................................................29
Список использованной литературы.........................................................
сохранения традиционной независимости нормативно-методической базы бухгалтерского учета от налогового законодательства;
методика расчетов налоговых
сумм и документальное оформление налоговых
отношений в целом должны исходить
из основ классического
системности накопления
и обработки данных учета. Построение
модели взаимоотношений бухгалтерского
учета и налогообложения
Существующая же система налогового учета не позволяет оценить влияние отдельных элементов и статей доходов (расходов) на величину отклонения налогооблагаемой прибыли от учетной. Отсутствие четкой возможности установить взаимосвязь налоговой и бухгалтерской прибыли не позволяет инвесторам оценить влияние налоговой составляющей на финансовый результат деятельности организации. Более того, без знания факторов, которые влияют на величину налоговой базы, определяя ее отклонение от финансового результата организаций, невозможно проанализировать действующую систему налогообложения и определять те изменения, внесения которых она требует для дальнейшего совершенствования;
гармонизации системы бухгалтерского учета и налогового учета. Оптимизация функционирования и дальнейшего развития бухгалтерского учета и налогообложения, совершенствование взаимоотношений между ними во многом определяется сопоставимостью и однородностью понятийного аппарата вышеуказанных систем. Гармонизация применяемых системами терминов и определений приведет к согласованию объектов учета и налогообложения и, как следствие, к ликвидации противоречий, возникающих между бухгалтерским учетом и налогообложением. При разработке общих понятий следует также учитывать правовое толкование соответствующих понятий, содержащихся в нормах гражданского права;
правового взаимодействия подсистем бухгалтерского учета и налогового учета;
экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Превалирование контрольной функции налогообложения над остальными функциями налоговой системы недопустимо, так как ведет к игнорированию государством интересов хозяйствующих субъектов;
прозрачности системы учета. Налоговый учет в современном его виде привел к усложнению систем учета на предприятиях. Существующая налоговая методика исчисления результатов деятельности организации приводит к усложнению процедуры расчета налоговых обязательств. Появление дополнительных учетных процедур требует от налогоплательщиков увеличения штата работников и расходов на оплату труда.
Перспективы развития бухгалтерского и налогового учета возможны по следующим направлениям: определение проблем адаптации российского учета к международным стандартам финансовой отчетности и предложение путей их решения; аргументирование целесообразности сближения бухгалтерского и налогового учета в современных условиях.
На мой взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат.
Для начала необходимо отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:
Цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые – формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.
3.1 Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет | |||||||
Вариант |
Основание |
Вариант |
Основание | |||||
Способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств | ||||||||
Линейный способ
Способ уменьшаемого остатка
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока использования
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. |
п. 18 ПБУ 6/01 |
Линейный метод
Нелинейный метод (кроме объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы)
Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования. |
п.1-5 ст.259 НК РФ | |||||
Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств | ||||||||
Сразу включается в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.
Предварительно учитываются в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (квартал, полугодие, год)
Учитываются в составе предстоящих расходов, образуя при этом ремонтный фонд. |
п.26, 27 ПБУ 6/01 План счетов, п.72 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ |
Признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
Учитываются в составе резерва предстоящих расходов на их ремонт |
п.1, 3 ст.260, п.2, ст.324 НК РФ | |||||
Способ (метод) оценки материально-производственных
запасов при отпуске в | ||||||||
По себестоимости каждой единицы: -включая все расходы, -включая только стоимость
По средней себестоимости
По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки. Для 2-4 способов существуют следующие варианты: по взвешенной оценке, по скользящей оценке. |
п.16, 21, 22, ПБУ 5/01 п.73-78 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов |
По стоимости единицы запасов (товаров)
По средней стоимости
ФИФО
ЛИФО |
п.8 ст.254, подп.3 п.1 ст.268 НК РФ | |||||
Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных расходов) | ||||||||
Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности
Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности |
п.9 ПБУ 10/99 |
Отсутствует вариантность способа
Управленческие расходы (косвенные расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода |
п.2 ст. 318 НК РФ | |||||
Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу) | ||||||||
Признаются полностью в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности
Признаются частично в себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности |
п.9 ПБУ 10/99 |
Отсутствует вариантность способа Для организаций, не осуществляющих торговую деятельность Коммерческие расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность Коммерческие расходы, осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену приобретения товаров) |
п.2 ст.318, ст.320 НК РФ | |||||
Порядок отражения в учете незавершенного производства | ||||||||
В массовом и серийном производстве: по фактической по нормативной (плановой) производственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов
При единичном производстве продукции: по фактически произведенным затратам |
п.64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ |
Отсутствует вариантность способа Для организаций, у которых производство связано с обработкой и переработкой сырья. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье, за минусом технологических потерь.
Для организаций, у которых производство связано с выполнением работ (оказанием услуг). Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг) Для прочих организаций. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции. Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям) организации и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов. |
п.1 ст319 НК РФ | |||||
Порядок отражения в учете готовой продукции | ||||||||
По фактической
По нормативной (плановой) производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям затрат) – в массовом и серийном производстве с большой номенклатурой готовой продукции.
По договорным ценам – при стабильности таких цен
По другим видам цен |
п.59 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, План счетов, п.203-205 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов |
Отсутствует вариантность способа
Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию. Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства. |
п.2 ст.319 НК РФ | |||||
Порядок отражения в учете отгруженной продукции (сданных работ, оказанных услуг) | ||||||||
По фактической полной себестоимости
По нормативной (плановой) полной себестоимости
В полную себестоимость наряду с производственной себестоимостью включаются затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг и возмещаемые договорной (контрактной) ценой. |
п.61 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ |
Оценка остатков отгруженной, но нереализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.
Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца проводится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства. |
п.3 ст.319 НК РФ |
Как можно увидеть в таблице, далеко не тождественны определения в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Как было показано выше, существует масса разногласий между налоговым и бухгалтерским учетом, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но пути решения есть - это максимальное сближение налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета.
Заключение
На современном этапе развития рыночной экономики одной из основных задач любой организации является совершенствование управления организацией в целях наиболее полного использования имеющихся возможностей для улучшения ее работы, повышения эффективности производства и получения максимальной прибыли.
Одним из важнейших элементов, способствующих совершенствованию управления организацией является анализ внутренней информации, полученной на основе данных бухгалтерского и налогового учета.
Принятие главы 25 НК РФ стало причиной большого количества споров, судебных исков, вызвало всплеск дискуссий в научных и в практических кругах. Это побудило государство искать новые пути взаимодействия бухгалтерской и налоговой информационной систем.
Можно выделить два пути взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета. Первый путь – это параллельное ведение двух подсистем на основе единой информационной системы предприятия. Что и предусмотрено действующим российским законодательством.
Второй путь – это учет по отклонениям. За основу берется та учетная система, которая наиболее полно, достоверно, максимально удовлетворяет требования основных потребителей информации, и на ее основе производится корректировка отклонениями для нужд иных пользователей. Сложность заключается в том, чтобы выделить базового потребителя и второстепенного.
Интеграция налогового и бухгалтерского учета должна идти по двум направлениям.
Первое - приближение правил признания доходов и расходов в налоговом учете к правилам, принятым в бухгалтерском учете. Различия между ними объективны и неизбежны, поскольку правила налогового учета устанавливаются в зависимости от целей налоговой политики государства, а правила бухгалтерского учета подчинены задаче формирования полной и достоверной информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации на основе принципов, признанных отечественными и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности.
Второе - устранение случайных, не принципиальных и неоправданных различий в суммах доходов и расходов, признаваемых в налоговом и бухгалтерском учете по одним и тем же правилам. Эти различия являются следствием применения разных группировок доходов и расходов, различных технических приемов определения расходов и доходов и способов их учета.
Многообразие различий в правилах учета доходов и расходов в системе бухгалтерского учета и при налогообложении прибыли отрицательно сказывается и на функционировании налоговой системы страны. Информацию, необходимую для налогообложения прибыли, формируют в регистрах налогового учета, отличных от регистров бухгалтерского учета. При этом в налоговом учете отсутствуют такие встроенные в систему бухгалтерского учета и надежные способы контроля достоверности учетной информации, как проверка тождества данных аналитического и синтетического учета, балансовое обобщение и другие способы. Это создает дополнительные возможности для уклонения от уплаты налогов путем различных манипуляций с учетными данными о доходах и расходах и усложняет работу налоговых органов по проверке правильности расчета налогов.
Интеграция бухгалтерского и налогового учета позволит сконцентрировать аналитическую работу на принципиальных расхождениях правил признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и при налогообложении прибыли и обеспечит не только упрощение анализа, но и повышение его качества. Для достижения этой цели необходима кропотливая работа по сравнительному анализу и максимальному сближению правил признания и учета доходов и расходов при налогообложении прибыли и в бухгалтерском учете, их унификации в тех многочисленных случаях, когда различия между правилами не принципиальны. Без проведения такой работы задача составления налоговой отчетности на основе данных бухгалтерского учета путем их корректировки по правилам налогового законодательства не может быть решена, упрощение учета и снижение затрат на формирование налоговой отчетности не будет достигнуто.
Бесспорно, чем больше
правила налогового учета соответствуют
правилам бухгалтерского учета, тем
проще подготовка налоговых деклараций,
расчет налогового обязательства, а
также налоговое
Одним из главных рычагов создания единой системы налогового и бухгалтерского учета является разработка общей учетной политики для целей налогообложения и бухгалтерского учета.
Следует отметить, что подлинная интеграция налогового и бухгалтерского учета будет способствовать развитию и совершенствованию не только бухгалтерского учета, но и налоговой системы страны.
Список использованной литературы
1. Кругляк З.И. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета: международный опыт и российская практика [Электронный ресурс]: / З.И. Кругляк // Все для бухгалтера. – 2008.- № 15 – С.18-27. // Консультант Плюс: Высшая школа.
2. Налоговый кодекс
Российской Федерации по
3. Носкова Ю.В. Налоговый учет в России и в международной практике [Электронный ресурс]: / Ю.В. Носкова // Бухгалтер и закон. – 2009.- № 4 // Консультант Плюс: Высшая школа.
4. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный Закон № 129-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 ноября 1996 г. (в редакции от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ) // Консультант Плюс: Высшая школа.
5. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ: Часть первая [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 146-ФЗ : принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г. (в редакции от 19.07.2011) // Консультант Плюс: Высшая школа.
6. Сухарев И.Р. Возможности сближения налогового и бухгалтерского учетов [Электронный ресурс]: / И.Р. Сухарев // Бухгалтер и закон. – 2008.- № 7 - 12 // Консультант Плюс: Высшая школа.
7. Чикишева А.Н. Финансовый, управленческий, налоговый учет: обособление или интеграция? [Электронный ресурс]: / А.Н. Чикишева // Международный бухгалтерский учет. – 2009.- № 3 – С. 41-47. // Консультант Плюс: Высшая школа.
Информация о работе Налоговый и бухгалтерский учет. Проблемы взаимосвязи и перспективы развития