Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 06:08, курсовая работа

Описание работы

Так, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· Определение понятие налогового контроля и его классификация по различным основаниям;
· Проведение подробного анализа основных начал - принципов осуществления налогового контроля

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность налогового контроля
1.1 Понятие и виды налогового контроля
1.2 Принципы налогового контроля
2. Теоретические основы осуществления налогового контроля
2.1 Форма налогового контроля
2.2 Методы налогового контроля
Заключение
Список литературы и использованных источников

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

2.1 Формы налогового  контроля

«Форма контроля - это способ конкретного  выражения и организации контрольных действий» Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой, доп. Артемов Н.М. Ашмарина Е.М. Арефкина Е.И., 3-е, перераб. - М.: Юристъ, 2006.- С. 63., относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля» Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля // "Административное и муниципальное право". 2008. № 6. 204.

· В ст. 82 Налогового Кодекса указываются  следующие формы налогового контроля:

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

· проверки данных учета и отчетности;

· осмотр и обследование помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· другие формы (такие, например, как  создание налоговых постов и т.д.).

Также многие ученые к методам налогового контроля как в форме государственного финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят «ревизию, проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов (включая  касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.), в том числе их проектов», что, в настоящее время подвергается большим спорам, так, О.А. Ногина полагает, что «ревизия и надзор не могут быть формами контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая ревизией».

Однако все авторы сходятся в  одном - «налоговые проверки являются основной, наиболее эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах» Михайлова О.Р. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля // "Ваш налоговый адвокат". 2001. N 3.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю «за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей» Смирнова Е.Е. О контрольной работе налоговых органов // Налоговый вестник. 2004. N 11. Налоговая проверка «осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности» Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учеб. для вузов / Отв. ред. д.ю.н. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003. - С. 315.

В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Выделяются различные виды налоговых  проверок. В данной работе будет  рассмотрена классификация на основании  объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:

· камеральная налоговая проверка;

· выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка - «это проверка представленных

налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа» Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // "Административное и муниципальное право", 2009, N 4.

Сущность  камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

· контроль за соблюдением налогоплательщиками  налогового законодательства;

· выявление и предотвращение налоговых  правонарушений;

· взыскание сумм неуплаченных или  не полностью уплаченных налогов  по выявленным нарушениям;

· привлечение виновных лиц к налоговой  и административной ответственности  за совершение преступлений;

· подготовка информации для обеспечения  рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых  проверок.

Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида:

· Формальная проверка - «проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок» Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // "Административное и муниципальное право", 2009, N 4, проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Пример  ошибок, которые могут быть найдены  при проведении формальной проверки: «отсутствие каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи, единицы измерения  и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов (наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.» Формальная, нормативная и арифметическая (счетная) проверки документов // http://www.diplomilirist.ru/ups/formal-regulatory-and-arithmetic-counting-verification-of-documents.html

· Арифметическая проверка - это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.

Пример  ошибок - завышение или занижение  итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках

· Нормативная проверка - «это изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов и т.д. »Формальная, нормативная и арифметическая (счетная) проверки документов // http://www.diplomilirist.ru/ups/formal-regulatory-and-arithmetic-counting-verification-of-documents.html

Пример  ошибки, который может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко у населения в литрах (в 1 л содержится 1030 г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000 г), что создает излишки продукции в размере 30 г с 1 литра.

Таким образом, посредством «исследования  каждого отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога» Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // "Административное и муниципальное право", 2009, N 4.

Срок  проведения камеральной налоговой  проверки - три месяца со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации, которая может подаваться как  в письменном, так и в электронном  виде "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010. - N 31, ст. 4198;. «Налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов» Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07 по делу N А19-5641/06-10.

Одной из особенностей камеральной проверки является её проведение по месту нахождения налогового органа.

В соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса  в случае выявления ошибок, противоречий между сведениями, содержащимися  в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать дополнительные документы. Представление таких документов - право, а не обязанность налогоплательщика» Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2005 г. N А26-12618/04-29.

В Налоговом кодексе исчерпывающе указаны случаи, когда проверяющие  имеют право запрашивать у  налогоплательщика документы.

· при использовании налоговых  льгот (проверяющие имеют право  истребовать только документы, подтверждающие право на льготы);

· при указании налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета (проверяющие вправе запросить  только документы, подтверждающие право применения налоговых вычетов);

· при проведении камеральной налоговой  проверки по налогам, связанным с  использованием природных ресурсов;

· если НК РФ предусмотрена обязанность  налогоплательщика представить  вместе с подаваемой декларацией документы.

Поэтому «когда налоговый орган  при проведении камеральной налоговой  проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у  налогоплательщика объяснений, а  также первичных учетных документов нет» Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2010 г. N КА-А40/3003-10 по делу N А40-72133/09-142-387.

В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается  налоговым органам повторно проводить  камеральные проверки одной и той же декларации, за исключением подачи налогоплательщиком уточненной декларации Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А12-10597/2009.

В результате камеральной налоговой  проверки могут быть вынесены следующие решения:

1. Решение о привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

2. решение об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

3. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть проведения выездных проверок. «Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте» Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // "Административное и муниципальное право", 2009, N 4.

Выездная налоговая  проверка - «это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика» Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля.// "Право и экономика", 2009, N 1.

Характерной чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения - на территории (в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем, в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих инспекторов

В соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса  объектом выездной налоговой проверки являются отчетная документация налогоплательщика  по одному или нескольким видам налога за период не более трех календарных лет и текущий календарный год Постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2010 по делу N А65-1681/2009.

«Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий  налоговый орган может увеличить  продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 13, 26.03.2007.

Сроки проверки также могут быть продлены до четырех месяцев в  случае проверка организации, которая  имеет четыре обособленных подразделения и более; и до шести месяцев в случае, когда организация открыла десять и более обособленных подразделений.

Помимо механизма продления  выездной налоговой проверки законодатель предусмотрел механизм приостановления  проверки. «Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки» Федоров А.С. Организация контрольной работы: стоимость и целенаправленность // "Российский налоговый курьер", 2010, N 1-2.

Перечень оснований для приостановления  проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):

· истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

· получение информации от иностранных  государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

· проведение экспертиз;

· перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Во время приостановления инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать документы и т.п. Таким образом, приостановление проверки означает прекращение всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной приостановления -- например, экспертизы или встречной проверки.

Информация о работе Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля