Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:51, реферат
Необходимость налогов вытекает из функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экологическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это ведет к тяжелым экономическим последствиям для страны – инфляции. Таким образом, для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.
Основным источником дохода в бюджет являются налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Но в настоящее время в Украине большая часть юридических и физических лиц при помощи специалистов бухгалтерского учета умышленно отклоняются от полной уплаты налогов, искажая действительные данные. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и не допоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве.
В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Современное реформирование налоговой службы, которое проводится в соответствии со Стратегическим планом развития государственной налоговой службы Украины на период до 2013 года, направлено на европейскую и мировую интеграцию экономики Украины. Основная его цель – создание действенной системы получения государством доходов на основе добровольного исполнения плательщиками налогов требований налогового законодательства; компетентного, честного, непредвзятого администрирования налогов; содействие развитию предпринимательства и экономическому росту государства. Указанное, предполагает одновременное реформирование налоговой системы и налогового контроля, который призван обеспечить исполнение задекларированной цели по администрированию налогов, профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений.
Налоговый
контроль должен осуществляться профессионально
подготовленным персоналом налоговой
службы, базироваться на нормативно утвержденном
понятийном аппарате, а также узаконенных
видах, формах и методах. В соответствии
с целью реформирования налоговой
службы становится актуальным развитие
превентивного налогового контроля,
который способствует формированию
высокой налоговой культуры общества,
что предполагает добровольную уплату
налогов, препятствует уклонению от
налогообложения, противодействует коррупционному
поведению в налоговой сфере,
позитивно влияет на снижение тенизации
экономики Украины. Дальнейшее развитие
налоговой службы невозможно без разработки
комплексной системы оценивания эффективности
налогового контроля, что позволит определять
результативность элементов налогового
контроля, будет способствовать прозрачности
налоговых отношений. Налоговый контроль
в Украине требует правового закрепления
основных элементов его системы, принципов
осуществления, заданий и функций; методики
проведения его основных видов, а также
использования новых подходов управления
профессиональными, морально-этическими,
психологическими аспектами деятельности
персонала налоговой службы. Все это способствует
препятствованию уклонения от налогообложения,
формированию доверия к налоговой службе.
Организация
налогового контроля.
При
осуществлении своей работы государственные
налоговые инспекции
На первом месте стоит основной закон страны – Конституция. Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Украины. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.
Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции.
Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства Украины по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.
Таким
образом, основным документом, регулирующим
работу Государственных налоговых
инспекций по контролю за соблюдением
налогового законодательства является
Налоговый кодекс Украины
Формы
и методы налогового
контроля.
В арсенале налоговых инспекций есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.
Основными задачами камеральной проверки являются:
- визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;
- проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в - -- - себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;
- проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
- проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;
Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.
Одной из основных
форм налогового контроля, применяемой
в работе налоговыми органами, является
текущий контроль. Текущий контроль
называют иначе оперативным. Он ежедневно
осуществляется отделами налоговой
инспекции для предотвращения нарушений
налоговой дисциплины в процессе
осуществления финансово-
Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать осуществление экспресс-проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.
Последующий
контроль является неотъемлемой частью
налогового контроля. Он сводится к
проверке финансово-хозяйственной
деятельности организаций и физических
лиц за истекший период на предмет
правильности исчисления, полноты и
своевременности поступления
Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.
Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на:
- комплексную проверку которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов.
- тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления - отдельных видов налогов и других обязательных платежей.
Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно подразделить в зависимости от места проведения проверки на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.
Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях:
- если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;
- при отсутствии возможности организовать проверку на территории организации - отсутствие административных помещений, помещение опечатано правоохранительными органами, наличии опасности для жизни и здоровья проверяющего и т.п.;
- если налогоплательщик относится к категории мелких и объем учетных документов незначителен.
Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.
В
ходе документальных проверок сотрудники
налоговой инспекции для
Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы исследования. Так могут применяться формальная, арифметическая и нормативная проверка.
Формальная проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок.
При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно указывается порядок расчета показателей.
Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.
Именно с помощью
данных приемов исследования отдельного
документа при выявлении
К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.
Встречная
проверка - это сопоставление разных
экземпляров одного и того же документа.
Он применяется для документов, оформленных
в нескольких экземплярах - накладные,
счета-фактуры и т. п. Экземпляры
документа находится либо в разных
структурных подразделениях, либо в
разных организациях. В условиях правильного
отражения хозяйственной
Информация о работе Налоговый контроль: становление и развитие