МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.В.И.ВЕРНАДСКОГО
Реферат
по дисциплине
«Контроль
и ревизия»
«Налоговый
контроль: становление
и развитие»
г. Симферополь,
2010 год
Сущность
налогов
Необходимость
налогов вытекает из функций государства,
которое выполняет разнообразную
деятельность (политическую, экологическую,
оборонную, социальную и др.), требующую
средств. Кроме налогов у государства,
по существу, нет иных источников средств
для финансирования своих нужд. Оно может
использовать для покрытия своих расходов
государственные займы, но их необходимо
возвращать и уплачивать проценты, что
также требует дополнительных расходов
по их обслуживанию. При особых обстоятельствах
государство прибегает к дополнительному
выпуску денег в обращение. Однако это
ведет к тяжелым экономическим последствиям
для страны – инфляции. Таким образом,
для государства налоги являются основной
статьей доходов бюджета. Налоги – это
платежи, которые в обязательном порядке
уплачивают в доход государства юридические
и физические лица – предприятия, организации,
граждане.
Платить
налоги обязаны все. Однако это не
значит, что те, кто их уплачивает,
получает что-либо взамен. Как правило,
выплаты эти не только обязательны,
но и принудительны и безвозмездны.
Но налоги необходимы, с помощью
налогов государство воздействует
на многие, в том числе экономические,
процессы. Они помогают поощрять или
сдерживать определенные виды деятельности,
направлять развитие тех или иных
отраслей промышленности, воздействовать
на экономическую активность предпринимателей,
сбалансировать платежеспособный спрос
и предложение, регулировать количество
денег в обращении. И хотя налоги
чаще вызывают возмущение, чем одобрение,
без них ни современное общество,
ни правительство существовать не могут.
Совокупность
взимаемых в государстве налогов
и других платежей (сбор, пошлин) образуют
налоговую систему. Это понятие охватывает
и свод законов, регулирующих порядок
и правила налогообложения , а также структуру
и функции государственных налоговых
органов. Налоговая система базируется
на соответствующих законодательных актах
государства, которые устанавливают конкретные
методы построения и взимания налогов,
т.е. определяют элементы налогов. Налоговая
система включает также органы сбора и
надзора за их внесением в лице налоговой
инспекции и налоговой полиции.
Финансовое
обеспечение функционирования государства,
его социально-экономическое развитие
в значительной степени обусловлено
налогами, поступающими в бюджет. Своевременное
и полное их взимание должно быть под
соответствующим налоговым контролем,
который является неотъемлемой составной
частью государственного финансового
контроля.
Эффективный налоговый
контроль призван обеспечивать прозрачное
экономическое администрирование
налоговых отношений при оптимальном
размере затрат на его осуществление
и является необходимым условием
функционирования налоговой системы.
При его отсутствии или недостаточной
эффективности не приходится рассчитывать
на то, что все плательщики налогов
будут своевременно и в полном
объеме уплачивать налоги и сборы, что
в свою очередь, может поставить
под угрозу экономическую безопасность
государства.
Принципы
налогообложения
в Украине
Правовой
основой налоговой системы служат
Законы Украины "О системе налогообложения"
и "О государственной налоговой
службе в Украине", Перечень налогов,
сборов и обязательных платежей определен
Законом Украины " О системе налогообложения"
.
В
Законе Украины"О системе налогообложения"
предусмотрено, что при определении
налогов, сборов и обязательных платежей,
а также установлении обязанностей и ответственности
плетельщиков эта система строится на
следующих принципах.
-
стимулирование научно-технического
прогресса, технологического обновления
производства, выхода отечественного
товаропроизводителя на мировой
рынок высокотехнологической продукции;
стимулирование предпринимательской
производительной деятельности и инвестиционной
активности – введение льгот налогообложения
прибыли (дохода), направленной на развитие
производства;
-
Обязательность – введение норм
к оплате налогов и сборов (обязательных
платежей), определенных на основании
достоверных данных про объекты
налогообложения за отчетный
период, и установление ответственности
плательщиков налогов за нарушения
налогового законодательства. Обязательность
исполнения законодательства о налогах
всеми субъектами налогообложения, что
означает равнонапряженность для предприятий
всех форм собственности в формировании
общегосударственного и местных бюджетов.
В рамках целостности экономической системы
все хозяйственные субъекты и граждане
должны находиться в примерно одинаковых
налоговых условиях. Как свидетельствует
мировой опыт, отступление от этого принципа
означало бы разрушение единого рынка,
нарушение нормального перемещения финансовых
и трудовых ресурсов.
-
равонозначность и пропорциональность
– взимание налогов с юридических лиц
осуществляется в определенной части
от получеой прибыли и обеспечение оплаты
равных налогов и сборов (обязательных
платежей) на равные прибыли и прапорционально
больших налогов и сборов (обязательных
платежей) – на большие доходы;
- равенство,
недопущение каких-либо проявлений
налоговой дискриминации- обеспечение одинакового
подхода для субъектов хозяйствования
(юридических и физических лиц, включая нерезидентов)
при определении обязательств к оплате
налогов и сборов (обязательных платежей);
-
социальная справедливость –
обеспечение социальной помощи
малообеспеченным слоям населения
путем введения экономически
обоснованного необлагаемого минимума
доходов граждан и применение
дифференцированого и прогрессивного
налогообложения граждан, которые получают
высокие и сверхвысокие доходы. Социальная
справедливость в отношении всех субъектов
налогообложения в вопросах об источнике
уплаты налогов, о трудоемкости получения
доходов (прибыли), и в том числе - о предоставлении
определенных льгот.
-
стабильность – обеспечение неизмености
налогов и сборов (обязательных платежей)
и их ставок, а также налоговых льгот на
протяжении бюджетного года. Принцип стабильности
системы означает, что она должна носить
устойчивый характер при определении
нормативных ставок налогов и порядка
исчисления налоговых платежей в бюджет,
финансовых санкций и др. Соблюдение этого
принципа является одним из главных условий
создания в стране в целом, и в каждом регионе
в отдельности, обстановки общей экономической
стабильности, повышения эффективности
производственной и финансовой деятельности
и т. д. В целях стабилизации налоговых
отношений установлено, что закон, предусматривающий
изменение размеров налогов и других обязательных
платежей, обратной силы не имеет (за исключением
случаев, когда он улучшает положение
лица или снимает с него ответственность).
Никто не может нести ответственность
за действия, которые во время их совершения
не признавались правонарушением.
-
экономическая обоснованность –
установление налогов и сборов
(обязательных платежей) на основании
показателей развития национальной
экономики и финансовых возможностей
с расчетом необходимости достижения
сбалансированности расходов бюджета
с его доходами;
-
равонмерность платы – установление сроков
оплаты налогов и сборов (обязательных
платежей) исходя из необходимости обеспечения
своевременного поступления денег в бюджет
для финансирования расходов;
- компетенция
– установление и отмена налогов и сборов
(обязательных платежей), а также льгот
их плательщикам производится в соответствии
с законодательством о налогообложении
исключительно Верховной Радой Украины,
Верховной Радой Автономной Республики
Крым и сельскими, поселковыми, городскими
советами;
-
единый подход – обеспечение
единого подхода к разработке
налоговых законов с обязательным
обозначением плательщика налога
и сбора (обязательного платежа),
обьекта налогообложения, источника оплаты
налога и сбора (обязательного платежа),
налогового периода, ставок налога и сбора
(обязательного платежа), сроков и порядка
оплаты налога, оснований для предоставления
налоговых льгот;
-
доступность – обеспечение доходчивости
норм налогового законодательства
для плательщиков налогов и
сборов (обязательных платежей).
Формы
налогообложения
в Украине
Налоги являются экономической
базой функционирования государства
и важнейшей финансовой формой
регулирования рыночных отношений.
Налоги- главный доход государственной
казны. В мире они составляют от 80 % до 97
% доходной части государственного бюджета.
Все, что связано с потреблением государства,
заложено в налогах. Налоги – это плата
обществу за выполнение государством
его функций, это отчисление части стоимости
валового национального продукта на общественные
потребности, без удовлетворения которых
современное общество существовать не
может. Налоги устанавливаются для содержания
государственных структур и для финансового
обеспечения выполнения ими функций государства
– управления, обороны, социальных и экономических
функций.
Налоговая
система большинства стран мира,
в том числе и Украины, строится
на сочетании прямых и непрямых (косвенных)
налогов. Первые устанавливаются непосредственно
на доход или имущество налогоплательщика,
вторые включаются в виде надбавки
в цену товара или тарифа на услуги
и оплачиваются потребителем.
При
прямом налогообложении денежные отношения
возникают между государством и
самим плательщиком, вносящим налог
непосредственно в казну; при
косвенном – субъектом этих отношений
становится продавец товара или услуг,
выступающий посредником между
государством и плательщиком (потребителем
товара или услуг). Использование в
единой системе разнообразных по объектам
обложения и методам исчисления прямых
и косвенных налогов позволяет государству
полнее реализовать на практике обе функции
налогов – фискальную и экономическую:
под налоговым воздействием оказываются
и имущество предприятий и граждан, и потребляемые
в процессе производства разные виды ресурсов,
и рабочая сила, и получаемый доход. Прямые
налоги направлены непосредственно на
плательщика и их размер прямо зависит
от объекта налогообложения Косвенные
налоги выражаются в ценах произведенных
товаров, выполненных работ, предоставленных
услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет
хозяйствующие субъекты, основное бремя
косвенных налогов несет на себе потребитель
этих товаров, работ и услуг.
Прямые
налоги включают в себя налог на прибыль
предприятий, налог на недвижимость, плата
(налог) за землю, налог с собственников
транспортных средств, налог на доходы
физических лиц.
К
другим обязательным общегосударственным
налогам и платежам относятся: сбор
за геологоразведочные работы, сбор за
специальное использование природных
ресурсов, государственная пошлина,
местные налоги и сборы, сбор за загрязнение
окружающей природной среды, рентные платежи.
К обязательным
платежам в государственные целевые
фонды относятся: сбор на обязательное
государственное пенисионное страхование,
сбор на обязательное социальное страхование,
сбор в Фонд для проведения мероприятий
по ликвидации последствий Чернобыльской
катастрофы и социальной защиты населения,
сбор в Государственный инновационный
фонд.
Косвенные
налоги Украины включают в себя налог
на добавленную стоимость, акцизный сбор
и пошлину.
В
недалеком прошлом, косвенные налоги
рассматривались лишь с негативной
точки зрения. Но характеризовать
косвенные налоги только лишь как
финансовое бремя на население –
бессмысленно, так как токовым
являются все налоги. Речь может
идти только про одно: насколько
они затрагивают интересы разных
слоев населения и как выполняют
свое бюджетное назначение.
Налоговый
контроль