Налоговый контроль в Нидерландах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:41, реферат

Описание работы

В странах Европейского союза Королевство Нидерландов (Нидерланды) считается страной с развитой системой налогового администрирования и с наиболее либеральными правилами и процедурами налогообложения, в том числе системой наказания.

В настоящее время в Нидерландах проведение налогового контроля в отношении налогоплательщиков, включая налоговый аудит, основано на концепции "управления налоговыми рисками", что позволяет при оптимальном уровне налоговых проверок поддерживать высокую налоговую дисциплину и уменьшать "налоговый разрыв" в бюджете (разница между налоговыми начислениями и реальными налоговыми поступлениями). Применение данной концепции основано на одном из принципов деятельности налоговых органов: все действия налоговых органов должны способствовать добровольной уплате налогов налогоплательщиками.

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль в Нидерландах Шутова К. НА 4-2.docx

— 29.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования Финансовый университет при  Правительстве Российской Федерации 

Факультет «Налоги и налогообложение»

Кафедра «Налоги и налогообложение» 
 
 

Реферат  по дисциплине «Налоговое администрирование  зарубежных стран» на тему:

«Налоговый  контроль в Нидерландах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

к.э.н., доц. Голубева Л. П.

Выполнила:

Шутова  Е.А. Н3-2 
 
 

Москва 2011г.

Оглавление 

1. Специфика проведения в Нидерландах налогового контроля вообще и налогового аудита в частности. 3

2. Рассмотрение налоговых споров 7

3. Заключение. 12

4. Список литературы. 13 
 

 

  1. Специфика проведения в Нидерландах налогового контроля вообще и налогового аудита в частности.

   В странах  Европейского союза Королевство  Нидерландов (Нидерланды) считается  страной с развитой системой налогового администрирования и с наиболее либеральными правилами и процедурами  налогообложения, в том числе  системой наказания.

     В настоящее время в Нидерландах  проведение налогового контроля в отношении  налогоплательщиков, включая налоговый  аудит, основано на концепции "управления налоговыми рисками", что позволяет  при оптимальном уровне налоговых  проверок поддерживать высокую налоговую  дисциплину и уменьшать "налоговый  разрыв" в бюджете (разница между  налоговыми начислениями и реальными  налоговыми поступлениями). Применение данной концепции основано на одном  из принципов деятельности налоговых  органов: все действия налоговых  органов должны способствовать добровольной уплате налогов налогоплательщиками.

     Политика  проведения налоговых проверок направлена на то, чтобы осуществлять контрольные  мероприятия только в отношениях тех компаний, данные налоговых деклараций которых в результате контроля будут  откорректированы. В Нидерландах  такая политика определяется двумя  элементами - услугами, оказываемыми налоговыми органами, и собственно проведением  налогового контроля. При этом налоговые  органы действуют открыто и объективно в отношении налогоплательщиков, которые вправе обращаться за информацией  в местные отделения налоговой  администрации, пользоваться Интернетом, брошюрами и листовками по налогообложению, специализированной телефонной службой.

     В целях организации эффективного налогового контроля налогоплательщики  поделены на группы в зависимости  от размеров бизнеса и отраслей коммерческой деятельности. В настоящее время выделяют группы компаний, действующие в промышленной, торговой сферах, ресторанном, гостиничном бизнесах, оказывающих банковские, страховые, подрядные услуги, а также организации, осуществляющие деятельность, связанную с природными ресурсами.

     Проведение  налогового аудита в Нидерландах  подчиняется определенным стандартам, содержащим общие принципы и нормы, установленные налоговой администрацией для конкретной сферы деятельности налогоплательщика.

     Отбор компаний для проведения налогового контроля производится на основе оценки налоговых рисков, которые связаны  как с объектами налогообложения (находят отражение в представленной в налоговый орган налогоплательщиком декларации), так и субъектами уплаты налогов (характеризуются налоговыми действиями владельцев и менеджмента фирмы и т.д.). При оценке риска налоговыми служащими особое внимание уделяется налоговому поведению владельцев и их налоговых консультантов и рискам, зависящим от характера бизнеса компании (предоставление услуг или производство). Также анализируется, являются ли компания международной или национальной, объемы движения наличности, численность наемных работников, объемы продаж, суммы активов и др.

     В рамках такого анализа важную роль играет финансовый риск, который определяет вероятность того, что налоговая  декларация налогоплательщика содержит "ошибки", влекущие за собой серьезные  финансовые последствия для поступления  в бюджет налогов. Финансовый риск является ключевым критерием отбора компаний для проведения налогового аудита. Значение конкретного налогового риска  измеряется общей суммой причитающихся  с этой компании налогов.

     Контроль  за рисками требует постоянного исследования факторов, влияющих на такой риск. В последние годы налоговой администрацией Нидерландов особое внимание уделяется анализу характера сделок, определению момента завершения сделки, истинной цены сделки. В связи с широким использованием трансфертного ценообразования для налоговой оптимизации налоговых платежей важно изучить, в каких сферах бизнеса работает компания. Индивидуальной оценке подвергаются риски в средних и крупных компаниях (величина оборота - более 10 млн евро в год, численность сотрудников свыше 150 человек), а также в компаниях, акции которых котируются на бирже в Нидерландах или на основных биржах наиболее развитых стран.

     Риски анализируются на основе данных, имеющихся  в налоговой инспекции (в том  числе результатов налоговых  проверок налогоплательщиков), информации, поступающей от третьих лиц и  банков, а также сведений, ежегодно получаемых сотрудниками налоговых  органов при посещении и опросе налогоплательщика в месте ведения  им бизнеса.

     В рамках проведения налогового контроля налоговые органы вправе:

- задавать вопросы  относительно налогов, которые  налогоплательщик обязан уплатить;

- получать доступ  к изучению бухгалтерских книг, учетных документов и иных  документов;

- проводить расследование  отношений с третьими лицами, включая сбор конкретной информации (в отношении третьих лиц);

- требовать от  налогоплательщика ведения бухгалтерских  книг и счетов;

- входить в  помещения и на территорию  компаний;

- изымать бухгалтерские  книги, счета и иные документы;

- арестовывать  финансовые средства.

     Организационно  анализ рисков в налоговых органах  основан на классификации компаний и распределении юридических  лиц или их групп между подразделениями (сотрудниками), осуществляющими налоговый  контроль за определенными видами бизнеса, обеспечивая тем самым специализацию сотрудников налоговых органов. Каждая команда отвечает за работу с конкретной группой юридических лиц. Данные по юридическому лицу, как правило, вносятся в электронную базу данных. Увязка таких баз данных с другими информационными ресурсами позволяет получить полную картину экономической и налоговой деятельности налогоплательщика. Сведения, которые получает налоговая администрация, заносятся в базы данных, содержащие информацию о юридическом лице, необходимую для оценки риска по налоговой декларации, и др.

     Согласно  Общему закону по налогообложению Нидерландов (Algemene Wet Rijksbelastingen) компании должны оказывать содействие при проведении налоговых проверок и предоставлять налоговому инспектору, проводящему проверку, бухгалтерские книги, журналы и иную документацию, которые используются при административном управлении фирмы. Эти документы должны содержать факты, имеющие значение для налогообложения фирмы. При этом в законодательстве особенно отмечается, что фирмы, использующие экономические инструменты, которые можно отнести к трансфертному ценообразованию, должны раскрывать способ, на основании которого были установлены трансфертные цены, взаимоотношения участников и т.п. Например, данные, связанные с уплатой НДС по экспортным операциям (накладные, транспортные документы, подтверждающие факт перемещения товаров), должны храниться не менее 7 лет и предъявляться налоговым органам в случае проведения налогового контроля.

     В Нидерландах налоговый инспектор  является должностным лицом, имеющим  право совершать юридически значимые действия в отношении проверяемого налогоплательщика, его права шире, чем у государственного налогового инспектора российских налоговых органов.

     В Нидерландах применяются так  называемые предварительные налоговые  соглашения (Advance Tax Rulings) - относительно будущих налоговых обязательств по предполагаемым налогоплательщиком сделкам и ценовые соглашения (Advance Pricing Agreements) между налоговым органом и налогоплательщиком о налоговых оценках и экономических последствиях, которые возможны при планируемых фирмами коммерческих операциях. Причем конкретные суммы налогов, подлежащие уплате, в таких соглашениях не указываются, и соглашения имеют определенный срок своего действия.

     Также можно выделить особый вид соглашений о взаимодействии, которые заключаются  налоговыми органами с крупными налогоплательщиками. Такие соглашения касаются принципов  совместной работы, ускорения получения  соответствующей информации, подачи деклараций, гарантии наиболее быстрого возврата налогов и др. Однако никаких  дополнительных льгот налогоплательщикам такого рода соглашения не предоставляют.

     Если  фирма не соблюдает условия первых двух видов соглашений или требования в части представления в налоговые  органы информации, а также ведения  учета объектов налогообложения (в  том числе путем сокрытия тех  или иных фактов и документов), то обязанностью компании станет доказательство неверного, по ее мнению, определения  оценки налоговым инспектором доходов  и имущества в целях налогообложения. Налоговым инспектором для проведения в указанном случае оценки используются данные налогоплательщика за прошлые налоговые периоды, сравнительные сведения по фирмам с аналогичными капиталом и сферой деятельности, информация от третьих сторон и т.д. В основе процессуального производства лежит общепринятое положение, согласно которому налоговые и судебные органы вправе трактовать факты, которые им предоставлены, независимо от пояснений и комментариев, сделанных налогоплательщиком.

 

  1. Рассмотрение  налоговых споров

     В Нидерландах жалобы, связанные с  налогообложением, можно разделить  на две группы:

- жалобы на  результаты налоговых проверок, оформленное налоговым инспектором  официальное решение; такого рода  жалобы преимущественно вызваны  оценкой налоговыми органами  доходов и имущества в целях  налогообложения и рассматриваются  в апелляционном порядке;

- жалобы на  действия (бездействия) конкретных  сотрудников налоговых органов  или всей системы в целом.

     Рассмотрение  налоговых споров, возникших по первой группе жалоб, в досудебном порядке  является в Нидерландах обязательной стадией разрешения возникших разногласий  между налогоплательщиком и налоговым  органом в результате налогового контроля. Цель такого рассмотрения - уменьшение обращений налогоплательщиков в  судебные органы.

     В Российской Федерации ст. 101.2 НК РФ также  предусмотрена возможность для  налогоплательщика подачи апелляционной  жалобы на решение налогового органа Российской Федерации, не вступившее в  силу, о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

     Если  решение налогового инспектора не обжаловано, то налоговые органы могут применить  свои административные полномочия для  принудительного взыскания налоговой  задолженности. Среди таких полномочий можно выделить:

- предоставление  налогоплательщику отсрочки по  уплате налога;

- заключение  соглашения о рассрочке погашения  образовавшейся задолженности;

- взыскание причитающейся  суммы с третьих сторон, имеющих  непогашенные обязательства перед  налогоплательщиком;

- наложение ареста  на имущество налогоплательщика;

- погашение обязательств  за счет налоговых вычетов;

- возбуждение  процедуры банкротства.

     Согласно  действующему законодательству фирма  имеет возможность сократить  налогооблагаемую прибыль за счет системы  вычетов, направляемых на инвестиции, создание пенсионных фондов, страхование  жизни сотрудников и др.

     Налоговые органы вправе применять взыскание  по налогам в течение 5 лет, в случае обжалования действий налоговых  органов указанный срок продлевается.

Информация о работе Налоговый контроль в Нидерландах