Налоговый контроль в Нидерландах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:41, реферат

Описание работы

В странах Европейского союза Королевство Нидерландов (Нидерланды) считается страной с развитой системой налогового администрирования и с наиболее либеральными правилами и процедурами налогообложения, в том числе системой наказания.

В настоящее время в Нидерландах проведение налогового контроля в отношении налогоплательщиков, включая налоговый аудит, основано на концепции "управления налоговыми рисками", что позволяет при оптимальном уровне налоговых проверок поддерживать высокую налоговую дисциплину и уменьшать "налоговый разрыв" в бюджете (разница между налоговыми начислениями и реальными налоговыми поступлениями). Применение данной концепции основано на одном из принципов деятельности налоговых органов: все действия налоговых органов должны способствовать добровольной уплате налогов налогоплательщиками.

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль в Нидерландах Шутова К. НА 4-2.docx

— 29.98 Кб (Скачать файл)

     Налогоплательщик, не согласный с официальным решением налогового инспектора, подает в течение 6 недель заявление о пересмотре его дела. Рассмотрение такой жалобы осуществляется другим сотрудником - налоговым инспектором и может длиться по действующему законодательству до одного года, однако наиболее частый срок принятия решений в системе налоговых органов - до 6 недель с момента поступления жалобы. Решение оформляется в письменном виде с подробным обоснованием и с обязательным разъяснением возможности обращения в суд низшей инстанции для апелляционного обжалования. Далее налогоплательщик может подать жалобу руководителю налогового органа. Высшей административной инстанцией по рассмотрению жалоб налогоплательщиков является независимый орган по разбору административных апелляций в налоговой администрации Нидерландов.

     Если  налогоплательщик не удовлетворен рассмотрением  своей жалобы в административном порядке, то он вправе обратиться в  судебные органы.

     Процедура обжалования начинается с того, что  налогоплательщик в течение 6 недель после рассмотрения жалобы в системе  налоговых органов подает в письменной форме соответствующее заявление  в суд низшей инстанции, одновременно с этим уплачивает пошлину для  оплаты издержек за апелляционное рассмотрение. Суд уведомляет налоговый орган  о поступившей жалобе. Налоговый  инспектор в течение 30 дней подготавливает обоснование своей позиции и  представляет ее в суд, которым аргументы  налогового органа доводятся до налогоплательщика. Стадия досудебной подготовки может  длиться до одного года, и в ее рамках налогоплательщик вправе представлять любые документы в подтверждение  своей позиции, связанные как  с прошедшими, так и вновь открывшимися обстоятельствами. После процедуры "уточнения" позиций суд рассматривает  дело по существу.

     Судебное  рассмотрение в суде низшей инстанции  основано на принципе свободы доказательств, а сама процедура рассмотрения не является строго регламентированной. В ходе судебного рассмотрения налогоплательщик, как правило, сам представляет свои интересы, не нанимая адвоката по налоговым  вопросам, однако он может прибегнуть к услугам специалистов в области  налогообложения, аудита, бухгалтерского учета, а также представителей профессиональных ассоциаций.

     Особенностью  рассмотрения является то, что заявленные налогоплательщиком устные или письменные доказательства, которые не опровергнуты представителем налогового органа, признаются судом признанными налоговым  органом аргументами в пользу налогоплательщика. Решение суда низшей инстанции объявляется сторонам не позднее 6 недель после окончания  рассмотрения дела.

     Обжаловать  вынесенное решение в территориальном  суде может как налогоплательщик, так и налоговый орган. Сроки  рассмотрения дела в территориальном  суде такие же, как и в низшей инстанции. При рассмотрении такого дела принимает участие представитель регионального налогового органа.

     Верховный суд является высшей кассационной инстанций  по рассмотрению налоговых споров. В указанную судебную инстанцию  заявление от налоговых органов  подает государственный секретарь  по финансам - заместитель министра финансов Нидерландов на основе заключения, подготовленного специальной коллегией  министерства финансов. Верховный суд  рассматривает споры по наиболее значимым вопросам налогообложения  в случае выявления новых юридически значимых фактов, при нарушении принципов  права и единства правоприменительной  практики, отсутствии необходимой и  достаточной аргументации в решениях судов низшей инстанции. Решения  Верховного суда вступают в силу сразу  после вынесения.

     Особая  значимость решений Верховного суда связана еще и с тем, что  в Нидерландах действует прецедентная система права, поэтому решения  Верховного суда по вопросам налогообложения  формируют общую правоприменительную  практику. Например, в 2006 г. Верховный  суд отменил ранее действовавшее  правило о переносе в определенных случаях ответственности за неправомерные  действия в сфере налогообложения  с налогового консультанта, рекомендовавшего те или иные действия своим клиентам компаниям или физическим лицам, на самого налогоплательщика. Ежегодно суды низшей и второй инстанций рассматривают  около 5 - 6 тыс. налоговых дел, в около 30% дел решения выносятся в пользу налогоплательщиков (в том числе частично удовлетворенных). Верховный суд рассматривает в год около 1 тыс. налоговых дел, причем налоговые органы инициируют рассмотрение не более 25% дел. По оценкам, позицию налоговых органов Нидерландов Верховный суд поддерживает в 50% рассматриваемых дел.

     Если  налоговые органы Нидерландов выявили  факты уклонения от уплаты налогов  налогоплательщиками - физическими  лицами в размере свыше 6 тыс. евро, а налогоплательщиками - юридическими лицами в размере свыше 12,5 тыс. евро, то соответствующие материалы направляются в Центральную администрацию  по расследованию экономических  и налоговых преступлений генеральной  дирекции по налогам с последующей  передачей в органы прокуратуры  для проведения уголовного следствия.

     Возбуждение уголовного следствия ведет к  приостановлению контрольных действий налоговых органов (проведение налогового аудита), а сбор доказательств уклонения  от уплаты налогов осуществляется органами уголовного преследования в рамках возбужденного уголовного дела, причем привлечение налоговых органов к сбору доказательств запрещено, так как это может привести к нарушению права на защиту.

     Органы  прокуратуры выявляют факты нарушения  налогового законодательства, преступный умысел на уклонение от уплаты налогов. При этом неуплата налогов по небрежности  не является уголовным преступлением, а наказывается в рамках административной процедуры, осуществляемой налоговыми органами. Ежегодно в Нидерландах  рассматриваются уголовными судами в рамках уголовного судопроизводства около 400 дел, связанных с неуплатой  налогов.

     К уголовной ответственности могут  быть привлечены как организация, так  и ее руководители, а также налоговые  консультанты, которые своими действиями способствовали уклонению от уплаты налогов. Налогоплательщик может быть привлечен к уплате штрафа в размере  до 45 тыс. евро или быть осужден к  лишению свободы, в том числе  условному, до 6 лет с возмещением  всей суммы недоплаченного налога.

     Другой  вид решений налоговых органов, обжалуемых в Нидерландах, связан с  действиями (бездействиями) конкретных сотрудников налоговых органов  или всей системы в целом. К  указанной категории относятся  жалобы, например, на:

- пересмотр начисленного  налогоплательщику налога;

- решения по  выплатам по льготам;

- несвоевременные  решения сотрудников налоговых  органов;

- некорректное  поведение сотрудников;

- ответы при  телефонном информировании.

     Заявление о пересмотре начисленного налогоплательщику  налога может быть подано в течение 5 лет в административном порядке  для возможного снижения выставленной налогоплательщику суммы. Такие  жалобы подаются в связи с тем, что уплата гражданином суммы  налога будет противоречить принципам  налогообложения или существенно  ущемляет интересы конкретного гражданина (например, в результате уплаты налога отсутствует экономический смысл  хозяйственной деятельности).

     Отметим, что, если налоговый орган вынес  решение, которое не удовлетворяет  налогоплательщика, нельзя обращаться с жалобой в суд. Обжаловать такое  решение возможно путем подачи соответствующей  просьбы к государственному секретарю  по финансам - заместителю министра финансов.

     Жалобы  на некорректные действия налоговых  служащих можно подать не только в  налоговые органы, но и уполномоченному  по правам человека - омбусмену, в парламентские комитеты Парламента или Королеве Нидерландов. В 2006 г. в налоговые органы было подано 5 тыс. жалоб, а национальному омбусмену - более 3 тыс. жалоб на действия сотрудников налоговых органов и налоговые процедуры, применяемые налоговыми органами Нидерландов. Результатом рассмотрения таких жалоб является разработка соответствующих рекомендаций для сотрудников налоговых органов, а также изменение процедур и услуг, оказываемых гражданам и компаниям.

 

  1. Заключение.

     Преобразования, проводимые в сфере налогового администрирования в Нидерландах, направлены на изменение приоритетов работы налоговых органов в области как налогового контроля, так и разрешения споров. Налоговые органы Нидерландов отказываются от системы тотального налогового контроля, перенося акценты своей деятельности на проведение аналитической работы, предполагающей анализ бизнеса, его построения, особенностей осуществления, ценообразования, отраслевой специфики, оценку косвенной информации о деятельности налогоплательщика и пр.

 

  1. Список  литературы.

1.Финансы.  Учебник/ Под ред. проф. В.В. Ковалёва. – М.: ООО «ТК Велби», 2009.

2.А.И.  Погорлецкий Экономика зарубежных стран. – Спб.: ИНФРА, 2010. – 425 с.

3. http://www.dutchtaxes.net/the-netherlands-tax-system.asp

4. http://www.worldwide-tax.com/netherlands/dutch_income_tax.asp

5. http://www.westholland.nl/doing-business 

Информация о работе Налоговый контроль в Нидерландах