Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:12, реферат

Описание работы

Цель настоящего реферата – это прежде всего обоснование понятийного
аппарата института налогового контроля; исследование правового характера его основных элементов; определение его видов и принципов.

Файлы: 1 файл

Сущность налогового контроля.docx

— 36.55 Кб (Скачать файл)

                                          Введение

 

Одной из основополагающих категорий  налогового права является категория

“налогового контроля”, определяющая  основу  государственного  управления  в сфере  налогообложения.   Система   налогового   контроля   начала   активно формироваться с начала 90-х гг.  и  продолжает  развиваться  и  в  настоящее время.

    При  современном   уровне  правового  регулирования   налоговый  контроль  является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом.

    Важное значение в правовом  регулировании налогового  контроля  играет

соблюдение  определенного  баланса  интересов  государства  по  формированию своей финансовой основы,  с  одной  стороны,  и  интересов  “обязанных” лиц (налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, банков  и др.) по защите от неправомерного вмешательства в их хозяйственную деятельность  – с другой.

    Цель настоящего реферата  –  это  прежде  всего обоснование понятийного

аппарата института налогового  контроля;  исследование  правового  характера его основных элементов; определение его видов и принципов.

 

Сущность  налогового  контроля

 

В соответствии со статьей 82 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном в Кодексе.»

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок, получения  объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Налоговый контроль как элемент  управления налогообложением является необходимым условием существования  налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые  наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый  контроль – завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов  методики планирования налоговых доходов  бюджета. Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с  одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов – возможности  количественного отражения налоговых  поступлений, их сопоставления с  потребностями государства, выявления  необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги – это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т.е. контроль внутренне присущ данной  экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию – образование денежных фондов государства.

  В научной литературе государственный налоговый контроль в широком смысле снова определяется  как специальный способ обеспечений законности. К его основным задачам относятся: обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней всех предусмотренных законодательством налогов  и платежей, воспрепятствование уходу от налогов (т.е. налоговый контроль трактуется как проверка исполнения законов, исправление ошибок и нарушений). При рассмотрении налогового контроля как элемента системы государственного управления налогообложением становится очевидным, что проверка – лишь одна из форм налогового контроля.

  Согласно части первой Налогового  кодекса, субъектами налогового  контроля (органами, осуществляемыми  налоговый контроль) являются Федеральная  налоговая служба и ее территориальные  органы, таможенные органы и органы  внутренних дел (Федеральная служба  по экономическим и налоговым  преступлениям МВД России). В качестве  основных форм проведения налогового  контроля названы налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков  и др.

  Объектом налогового контроля  является вся совокупность налоговых  отношений как императивных денежных  отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства. Предметом налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные аспекты и проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т.д.

По времени осуществления различают  такие виды налогового контроля, как  предварительный, текущий и последующий. Это деление является весьма условным, так как одни и те же контрольные  мероприятия могут быть одновременно предварительными, текущими и последующими относительно различных связанных с исполнением налоговых обязательств действий.

Формы налогового контроля как способы  выражения его содержания подразделяются на 2 группы:

  1. Реализация государственного налогового контроля, обусловленного императивностью налогов (различные виды проверок, осуществляемых налоговыми, таможенными органами, органами внутренних дел). Сущностным признаком этих форм налогового контроля является возможность применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства непосредственно в процессе реализации результатов контроля (чаще всего последующий контроль, реже –текущий).Формой предварительного контроля в этой группе является профилактика налоговых правонарушений (постановка на учет налогоплательщиков, информирование, консультирование по вопросам налогообложения и т.д.)
  2. Реализация государственного налогового контроля, обусловленного контролирующей ролью налогов (наблюдение, мониторинг, получение и обработка информации об отклонениях налоговых поступлений от заданных параметров, анализ и оценка принятых решений в области налогообложения,  в том числе нормативных актов, и т.д.)

Методы налогового контроля, т.е. способы и приемы практического осуществления этого вида деятельности, весьма разнообразны. Основным базовым методом  налогового контроля, определяющим его сущность, является сравнение данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, отраженных в представленных налоговых расчетах ( декларациях), с фактическими данными о финансово-хозяйственной деятельности, отраженными в первичных документах либо полученными на основании иной достоверной информации.

 

 

            Виды налогового контроля

Одним из наиболее эффективных методов  контроля, имеющих в распоряжении налоговых органов, является налоговая  проверка. Налоговые органы имеют право проводить, согласно действующему законодательству, камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если по результатам налоговой проверки выясняются факты неисполнения либо неполного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей, то налоговые органы обязаны принять меры по обеспечению выполнения налогоплательщиком своих обязанностей, включая направление требования о погашении задолженности и пени, а после этого – о погашении в установленном порядке штрафных санкций за допущенные нарушения, которые были выявлены в результате проверки.

   Общепризнано, что проведение  налоговой проверки и выводы  по ее результатам являются  наиболее сложным и конфликтным моментом взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Налоговый кодекс существенным образом усилил защиту прав налогоплательщика по сравнению с ранее действовавшим законодательством, поскольку, если ранее большинство указаний, регламентирующих проведение проверок, издавалось Госналогслужбой, то теперь ряд положений о порядке проведения регламентируется непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации. В частности, установлено законодательное ограничение, согласно которому налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика , плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Если при проведении камеральных  и выездных налоговых проверок у  налоговых органов возникает  необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с  иными лицами, то налоговый орган  имеет право истребовать у  контрагента или у иных лиц, располагающих  документами (информацией), касающимися  деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

     Законом запрещается  проведение налоговыми органами  повторных выездных налоговых  проверок по одним и тем  же налогам, подлежащим уплате  или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже  проверенный налоговый период, за  исключением случаев, когда такая  проверка проводится в связи  с реорганизацией или ликвидацией  организации-налогоплательщика ( плательщика сбора-организации) или  вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка  в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований соответствующих статей Налогового кодекса Российской Федерации.

     Таможенные органы  имеют право проведения камеральных  и выездных проверок в отношении  налогов, подлежащих уплате в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации.

     Камеральная налоговая  проверка проводится по месту  нахождения налогового органа  на основе налоговых деклараций  и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления  и уплаты налога, а также других  документов о деятельности налогоплательщика,  имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового  органа в соответствии с их  служебными обязанностями без  какого-либо специального решения  руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

     Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. При предоставлении в налоговый орган пояснений относительно выявленных ошибок и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и/или бухгалтерского учета и/или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) .

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при  отсутствии пояснений налогоплательщика  налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные  лица налогового органа обязаны составить  акт проверки, который вручается  налогоплательщику и служит основанием для последующего вынесения решения. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующих налогов, пени и санкций.

При проведении камеральных налоговых  проверок налоговые органы вправе так  же истребовать в установленном  порядке у налогоплательщиков, использующие налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти  налоговые льготы. Важными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2007 года, стало лишение налогового органа права истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения и документы, за исключением случаев подачи налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, а также в случае использования налогоплательщиком налоговых льгот.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Налоговый кодекс не обязывает налоговые  органы заблаговременно информировать  налогоплательщика о проведении у него налоговой проверки, но и  не запрещает этого. Однако даже при  внезапной налоговой проверке  проверяемый имеет 10-дневный срок, установленный согласно статье 93 НК РФ, в течение которого он может, не предоставляя документы, свести налоговую проверку лишь к обследованию помещения, проводимому в соответствии со статьей 92 НК.

Выездная налоговая проверка в  отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика, но в случае, если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая  проверка может проводиться по месту  нахождения налогового органа. Налоговые органы не вправе проводить две или более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Информация о работе Налоговый контроль