Налоговый механизм и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 02:59, доклад

Описание работы

Перестройка управления финансовыми ресурсами, вызванная расширением самостоятельности субъектов Федерации, развитием деятельности органов местного самоуправления должна базироваться на целенаправленных исследованиях налоговых и бюджетных систем, действующих с учетом специфических особенностей регионов, поэтому одной из основных проблем является поиск адекватного рыночной экономике воздействия налогового механизма на экономические процессы как в целом в России, так и в отдельных регионах.

Содержание работы

Введение
1. Налоговый механизм и его элементы
2. Налоговый механизм на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый механизм доклад.docx

— 31.29 Кб (Скачать файл)

 

Доклад

На тему: Налоговый механизм и его элементы

По дисциплине: Налоги и налогообложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Налоговый механизм  и его элементы

2. Налоговый механизм  на современном этапе

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В современных условиях России, когда оформлены правовое поле и направления финансовых потоков, особо остро стоит задача совершенствования налоговой системы как основы формирования благоприятного экономического климата и источника наполнения доходами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. По мере развития рыночных отношений увеличиваются масштабы перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет посредством налоговых методов, а сами налоги становятся необходимым элементом системы управления финансами.

Существующая налоговая система Российской Федерации является результатом развития налоговых отношений относительно короткого временного периода. По мере развития рыночных преобразований выявились недостатки налоговой системы, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям становилось все более явным. Развитие налоговой системы обусловлено имеющимися потребностями государства и экономической системы, а динамика процессов, протекающих на уровне отдельных предприятий, во многом зависит от того, насколько эффективно функционирование национального налогового механизма.

В настоящее время важнейшими направлениями налогового реформирования являются создание эффективной, способной к адаптации налоговой системы, реальное облегчение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, активизация предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Преобразования в налоговой сфере предполагают изучение и изменение всех элементов налогового механизма. Поскольку основную долю доходов в бюджетах разных уровней составляют налоговые поступления, то сегодня как никогда важно выработать такую систему налоговых отношений, которая отвечала бы целям стабилизации экономики, сочетала четкое и уважительное отношение к закону, была бы достаточно гибкой, обеспечивающей важнейшие структурные сдвиги в экономике, определяя в то же время стабильные и целостные рамки осуществления предпринимательской деятельности.

Перестройка управления финансовыми ресурсами, вызванная расширением самостоятельности субъектов Федерации, развитием деятельности органов местного самоуправления должна базироваться на целенаправленных исследованиях налоговых и бюджетных систем, действующих с учетом специфических особенностей регионов, поэтому одной из основных проблем является поиск адекватного рыночной экономике воздействия налогового механизма на экономические процессы как в целом в России, так и в отдельных регионах.

Формирование в России рыночных основ экономики способствовало активизации теоретических разработок по организации налоговых отношений. Однако региональные аспекты налоговых отношений, имеющих большое влияние в регулировании экономических и социальных процессов, освещались недостаточно.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования налогового механизма, ориентированного на эволюционное преобразование налоговой системы, обеспечивающее устранение ее недостатков и перекосов и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговый механизм  и его элементы

Налоговый планирование доход бюджетный.Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм -это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма -планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование - экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

· оперативное;

· текущее;

· долгосрочное;

· стратегическое.

Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе -расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

· экономическая обоснованность;

· финансовая целесообразность;

· сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования - создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

· способы - льготы и санкции;

· методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов -- налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

· полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;

· отнесение убытков на доходы будущих периодов;

· применение уменьшенной налоговой ставки;

· освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;

· освобождение от налога отдельных социальных групп;

· отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России -- до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом -- Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования -- уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль - комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, -- это необходимое условие эффективного налогообложения.

 

 

2. Налоговый механизм  на современном этапе

При формировании налоговой системы в начале 90-х гг. серьезные дискуссии развернулись вокруг платежей за использование природных ресурсов. Отдельные экономисты предлагали существенно усилить роль сырьевого фактора в доходах бюджета. При этом подчеркивалось, что оценка минерально-сырьевого комплекса занижена, что кроме недополучения финансовых ресурсов способствовало их нерациональному использованию. Сама концепция значительного роста доли рентных платежей в доходах бюджета представляется вполне логичной. Недооценка природных ресурсов действительно негативно сказывается и на доходах бюджета, и не способствует их воспроизводству и рациональному использованию.

Вместе с тем в период становления налоговой системы, в условиях острого экономического кризиса не было объективных условий для учета рентных платежей в полном объеме. Усиление налоговой нагрузки за счет учета рентных платежей в полном объеме привело бы к значительному росту цен, разорению многих предприятий. Очевидно, что проведение этой работы поэтапно более целесообразно, доводя учет рентной составляющей в налогах до рыночной стоимости не по всем природным ресурсам одновременно. Возможно установление своеобразного графика упорядочения рентных платежей. При этом надо исходить из того, что сохранятся другие основные налоги - налог на прибыль, косвенные налоги, подоходный налог и др.

Логичным представляется решение о введении с 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых, заменившего три налоговых платежа - плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Введение нового налога не ухудшило, как предполагали отдельные экономисты, положение доходной части бюджета, а улучшило. Так, если в 2001 г. отмененные налоги обеспечивали примерно 7% консолидированного бюджета, то в 2002 г. - около 10%.

Информация о работе Налоговый механизм и его элементы