Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 02:59, доклад
Перестройка управления финансовыми ресурсами, вызванная расширением самостоятельности субъектов Федерации, развитием деятельности органов местного самоуправления должна базироваться на целенаправленных исследованиях налоговых и бюджетных систем, действующих с учетом специфических особенностей регионов, поэтому одной из основных проблем является поиск адекватного рыночной экономике воздействия налогового механизма на экономические процессы как в целом в России, так и в отдельных регионах.
Введение
1. Налоговый механизм и его элементы
2. Налоговый механизм на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
В методологическом плане налог на добычу полезных ископаемых в большей мере отвечает своей сути и лучше выполняет задачу по изъятию природной ренты. Вместе с тем в полной мере эта проблема решена только при налогообложении добычи нефти. Механизм изъятия налога построен таким образом, что при расчете налоговой ставки учитывается мировая цена на нефть и поправочный коэффициент, зависящий от отдельных месторождений и конкретных экономических условий. По другим полезным ископаемым налоги не в полной мере учитывают особенности и эффективность месторождений.
Относительно новым налогом для отечественной практики стал подоходный налог. Следует напомнить, что и зарубежных странах этому налогу принадлежит вед у и до роль в доходах бюджета. Однако длительное отсутствие опыта использования подобного налога привело к тому, что ряд вопросов методического плана приходилось решать в непростых условиях. Возникали и дискуссии по отдельным теоретическим аспектам применения подоходного налога. Одним из нерешенных в теории является вопрос о налогообложении доходов или расходов. Были высказывания отдельных экономистов о том, что более предпочтительной является система, при которой отсутствует подоходный налог, а налоги строятся в привязке к потреблению. Продолжающиеся дискуссии в зарубежных странах, попытки провести эксперименты по введению налога на расходы показывают, что более предпочтительным является использование подоходного налога, в том числе и в условиях переходной экономики. Именно доход представляется объективной основой и базой личного обложения граждан.
Один из основных дискуссионных вопросов - шкала подоходного налога. На протяжении многих лет не утихают споры о том, какой налог лучше - пропорциональный или прогрессивный? Опыт развития подоходного налогообложения на протяжении многих веков свидетельствует о том, что первоначально многие страны пытались устанавливать единую шкалу для всех доходов, так называемая «десятина». В последующем главенствовал подход, согласно которому государства пытались строить прогрессивные налоги с весьма глубокой дифференциацией ставок. Чрезвычайно высоких уровней ставки подоходного налога достигли в первые годы после Второй мировой войны. Начиная с определенного уровня дохода ставки налога и США и во многих европейских странах достигали 90%. В 80 90-е гг. наметилась общая тенденция уменьшения количества ставок подоходного налога и снижения максимальных ставок.
В России, по опыту зарубежных стран, были введены прогрессивные налоги с дифференциацией от 12 до 30%. С 1 января 2001 г. согласно Налоговому кодексу РФ введена пропорциональная система налогообложения с единой для основной части доходов в размере 13%. Исключения составляют ограниченный круг доходов, таких как выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, стоимость выигрышей и призов, страховые выплаты по договорам добровольного страхования, дивиденды от российских организаций, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ, доходы, получаемые физическими лицами - нерезидентами РФ и др.
При выборе конкретной системы подоходного налогообложения в переходный период следует руководствоваться не только фискальными целями, но и учитывать возможности налоговой администрации. Естественно, что вновь созданные налоговые органы не могли обеспечить должный контроль за поступлением в бюджет всех налогов. В тот период было возможно установить единую ставку подоходного налога для того, чтобы освободить налоговых работников от рутинной и трудоемкой работы по контролю уплаты подоходного налога. В нынешних же условиях, когда сформирована работоспособная налоговая администрация, оснащенная компьютерными системами связи, имеющая солидную базу по налогоплательщикам, вполне можно было обосновать и внедрить в налоговую практику систему подоходного налогообложения на основе прогрессивных ставок. Естественно, что максимальная ставка должна быть при этом установлена в разумных пределах - 25-30%.
При введении налога на доходы граждан в условиях переходной экономики большое значение имеет обоснование величины необлагаемого минимум». К сожалению, необлагаемый налогом доход в начале 90-х гг. был приведен к так называемой величине минимальной заработной платы, которая не отражает реального содержания показателя заработной платы. Соответственно, этот вычет превратился в формальность, искажает экономическое содержание необлагаемого минимума. Думается, что в условиях выхода из экономического кризиса необходимо обеспечить достижение нормального уровня необлагаемого дохода, увязанного с уровнем прожиточного минимума граждан.
Для экономики переходного периода особое значение имеет формирование соответствующей налоговой службы. Как подчеркивает В. Танзи: «Реформа и создание налоговой системы рыночного типа останется всего лишь мечтой, если налоговый аппарат не будет перестроен коренным образом». В российских условиях становление налоговой службы проходило в сложных условиях отсутствия опыта работы с налогоплательщиками. В первые годы не было стройной системы подготовки кадров, многих работников вновь созданной службы пришлось обучать по ходу осуществления налоговых реформ. Все это не могло не отразиться на качестве работы, многие нормативные документы входили в противоречие с действующим законодательством. Отдельные налогоплательщики могли подвергаться многочисленным, не всегда оправданным проверкам. Все это создавало противоречия во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Новый этап в формировании эффективно работающей налоговой службы связан с созданием Налогового кодекса РФ, который законодательно и однозначно определил механизм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Несомненно, это будет способствовать повышению собираемости налогов, укреплению налоговой дисциплины, сокращению расходов на налоговое администрирование. Определенные шаги сделаны и по совершенствованию подготовки кадров для налоговых органов и повышению их квалификации.
Заключение
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала: планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства; стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара т его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы. Налоговая политика представляет собой совокупность государственных мер, направленных на обеспечение финансовых потребностей государства и развитие национальной экономики. Основными формами налоговой политики являются: политика максимальных налогов, политика экономического развитии политика разумных налогов. Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны и одновременно имеют существенные отличия. Налоговая политика должна быть направлена на достижение экономических, фискальных, социальных и международных целей.
Формирование налоговых систем в условиях переходной экономики требует тщательного учета экономической ситуации, обоснования налогооблагаемой базы, структуры налогов, возможностей налогоплательщиков, упорядочения доходов и расходов бюджета. В противном случае ошибки при выборе конкретных налогов могут привести к диспропорциям, усилению кризисных тенденций, обострению взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.
Список использованной литературы:
1. Дубов В.В. «Действующая налоговая система и пути её совершенствования». М.: «Финансы». - 2009.
2. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М: ИНФРА-М, 2005.
3. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение.- М.: МЦФЭР.
4. Черник Д.Г. «Налоги и налогообложение» М.: Финансы и статистика, 2010.
5. http://otherreferats.allbest.
6. http://stud24.ru/tax/osnovnye-