Налоговый механизм: сущность структура и его роль в реализации налоговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:52, реферат

Описание работы

Рыночное развитие государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран показывает, что именно налоги и налоговая система являются наиболее мобильными финансовыми институтами управления экономикой. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение
1.1 Налоги в системе финансовых отношений
2.1 Налоговый механизм: сущность структура и его роль в реализации налоговой политики государства.
3.1 Местные налоги с юридических лиц.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.49 Кб (Скачать файл)

Объектами обложения являются:

1) жилые помещения, дачные  строения, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, находящиеся  на территории Республики Казахстан;

2) объекты незавершенного  строительства, находящиеся на  территории Республики Казахстан, - с момента проживания (эксплуатации).

Налог исчисляется исходя из стоимости объектов налогообложения, устанавливаемой по состоянию на 1 января каждого года.

Ставки налога:

1) до 1 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости  объектов налогообложения 

2) свыше 1 000 000 тенге по 2 000 000 тенге

500 тенге + 0,08 процента  с суммы, превышающей 1 000 000 тенге

3) свыше 2 000 000 тенге по 3 000 000 тенге

1 300 тенге + 0,1 процента  с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

4) свыше 3 000 000 тенге по 4 000 000 тенге

2 300 тенге + 0,15 процента  с суммы, превышающей 3 000 000 тенге

5) свыше 4 000 000 тенге по 5 000 000 тенге

3 800 тенге + 0,2 процента  с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

6) свыше 5 000 000 тенге по 6 000 000 тенге

5 800 тенге + 0,25 процента  с суммы, превышающей 5 000 000 тенге

7) свыше 6 000 000 тенге по 7 000 000 тенге

8 300 тенге + 0,3 процента  с суммы, превышающей 6 000 000 тенге

8) свыше 7 000 000 тенге по 8 000 000 тенге

1 1 300 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 7 000 000 тенге

9) свыше 8 000 000 тенге по 9 000 000 тенге

14 800 тенге + 0,4 процента  с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

10) свыше 9 000 000 тенге по 10 000 000 тенге

18 800 тенге + 0,45 процента  с суммы, превышающей 9 000 000 тенге

11) свыше 10 000 000 тенге

23 300 тенге + 0,5 процента  с суммы, превышающей 10 000 000 тенге


Размер налога до 1 августа  ежегодно рассчитывается налоговыми комитетами. Налог на имущество гражданами должен быть уплачен ими до 1 октября  текущего года.

 

 

3.1  Местные налоги с юридических лиц.

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход  местных бюджетов и (или), устанавливаемые  местными органами власти и взимаемые  на подведомственной им территории. Местные  налоги взимаются на всей территории Республики Казахстан.

Важное место в рассмотрении системы местного налогообложения  занимает проблема межбюджетных отношений, то есть отношений, складывающихся между  республиканским и местными территориальными бюджетами. Так, согласно Бюджетного Кодекса Республики Казахстан, межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

а) равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским  бюджетом, бюджетов районов (городов  областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;

б) эффективное распределение  поступлений, учитывающее одновременное  соблюдение следующих критериев  их разграничения:

1)  за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

2)  налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

3)  налоги, имеющие перераспределительный характер, а также неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;

4)  при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

5)  налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

6)  выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц Республики Казахстан;

в) обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных  услуг;

г) максимальные эффективность  и результативность предоставления государственных услуг - закрепление  государственных услуг за тем  уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее эффективные и результативные производство и предоставление государственных  услуг;

д) максимальное приближение уровня предоставления государственной услуги к ее получателям - передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества государственных услуг;

е) ответственность каждого  уровня бюджета за эффективное и  целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов.

При этом взаимодействие республиканского и местных бюджетов регулируются следующим образом:

а) между республиканским  и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы:

1)  официальными трансфертами;

2)  бюджетными кредитами;

б) между областным и районными (городов областного значения) бюджетами:

1)  официальными трансфертами;

2)  бюджетными кредитами;

3)  нормативами распределения доходов.

Официальные трансферты подразделяются на трансферты общего характера, целевые  текущие трансферты, целевые трансферты на развитие. При определении форм регулирования межбюджетных отношений  учитываются налоговый потенциал  каждого из уровней бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей регионов, утвержденные натуральные  нормы. Формы регулирования межбюджетных отношений устанавливаются в  соответствии со среднесрочной фискальной политикой. Целевые трансферты и  кредиты используются местными исполнительными  органами только в соответствии с  их целевым назначением.

Необходимо отметить, что  на данный момент местное налогообложение  в Казахстане построено на следующих  принципах:

-  принцип обязательности - то есть налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки;

-  принцип определенности - означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств;

-  принцип справедливости - налогообложение является всеобщим и обязательным. запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера. При всей важности каждого из экономических принципов главным из них является именно этот принцип, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость – категория прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является “чужеродным” элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан, к местным налогам и сборам относятся:

-  индивидуальный подоходный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;

-  социальный налог по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом;

-  налог на имущество физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

-  земельный налог;

-  единый земельный налог;

-  налог на транспортные средства с физических и юридических лиц;

-  акцизы;

-  плата за пользование земельными участками;

-  сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

-  лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

-  сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

-  сбор с аукционов;

-  сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;

-  сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-  плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования районного значения и в населенных пунктах;

-  государственная пошлина, кроме консульского сбора и государственных пошлин, зачисляемых в республиканский бюджет.

Данные налоги взимаются  на всей территории Казахстана. При  этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми  актами органов республиканского значения. Однако, например, в земельном налоге допускается изменение базовых  ставок налога по решению местных  представительных органов.

Из перечисленных выше налогов и сборов наибольшее значение в поступлениях местных бюджетов занимают индивидуальный подоходный налог, имущественный налог и налог  на землю, акцизы.

 

 

Заключение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Республики Казахстана была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

  Пересмотр ставок  налога (НДС, ИПН, КПН, Социальный  налог) в сторону снижения, сокращения  их количества, льгот и т. д.  несомненно, играет положительную   роль, особенно в период перехода  экономики к рыночным отношениям. Все это создает благоприятные  условия для привлечения иностранных и отечественных инвестиции в сферу производства и для увеличения в целом налоговой базы.

Таким образом, проанализировав  все недостатки и достоинства  действующего механизма налоговой  системы целесообразным предложить следующее:

-создать единую  систему учета; т.е. такую систему,  которая бы позволила производить исчисления налога совмещая в себе все '' лучшие стороны '', как в интересах налогоплательщика, так и государства;

-перейти на ранее  существующий кассовый метод;

-авансовые платежи  заменить текущими;

-установить ставки, которые бы не сталкивали интересы  плательщиков и государства, качественная  разработка системы предоставления  скидок и льгот;

-введение единого  налога;

-ограничить внесение  поправок и корректировок в  Инструкции и другие нормативные  акты, для того, чтобы они не  противоречили Налоговому Кодексу  РК, а лишь разъясняли его;

-создание качественных  секторов информационного разъяснения,  периодически вводимых новшеств  в Закон, с целью доведения  их до населения;

- разработки и  введения административного кодекса,  регламентирующего права и обязанности,  как налогоплательщика, так и  работников налоговых служб;

-дальнейшее совершенствование  информационно-технического обеспечения  налоговых органов, которая бы  облегчала деятельность налоговых  инспекторов в организации учета  и контроля налогоплательщиков.

Нестабильность  налогового законодательства, внесение в него изменений, корректировок, не лучший путь в финансовой сфере. Для  стабильности в налогообложении  я считаю, необходимым законодательно закрепить недопустимость любых  изменений в течение налогового года, а также установить нормы  ограничения на внесение поправок, влияющих на усиление налогового бремени.

 

 

Список использованной литературы:

1.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 06.02.2008 г.

2.  Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001 г. № 4 с. 23-31

3.  Идрисова Э.К. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. – Алматы // Каржи-Каражат-Финансы Казахстана, 1999 г.

4.  Раимбаев А.К. «Классификации налогов» // Финансы Казахстана-1999 г.-№10-11.

5.  Оспанов М.Г. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 1997 г.

6.  Указ Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г., № 2235.

7.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004 г.

8.  Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996 г.

9.  Алипов А. Налогообложение малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании // Каржы-Каражат – Финансы Казахстана. –1997 г. - № 11.

10.  Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000 г. – 384с.

Информация о работе Налоговый механизм: сущность структура и его роль в реализации налоговой политики государства