Налоговый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в формировании инструментария организации корпоративного налогового менеджмента.
Объект исследования - промышленные предприятия и организации.
Предмет исследования - система организационно-экономических отношений, проявляющих свое действие в функционировании корпоративного налогового менеджмента.

Содержание работы

Введение………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………..3
1.1 Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………3
1.2 Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента………………………………………………………9
1.3 Минимизация налогов в структуре корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ практического применения корпоративного менеджмента……………………………………………………………………20
2.1 Анализ поступления налога на прибыль организации в БС РФ………………………………………………………………………………..20
2.2 Способ оптимизации налога на прибыль………………………..22
Глава 3. Проблемы и перспективы корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………….32
3.1 Проблемы корпоративного налогового менеджмента………….32
3.2 Перспективы развития корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.50 Кб (Скачать файл)

                                   Содержание.

Введение………………………………………………………2

Глава 1.  Теоретические  основы корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………..3

1.1  Содержание и элементы  корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………3

1.2  Оптимизация налогов  организациями в рамках корпоративного  налогового менеджмента………………………………………………………9

1.3  Минимизация налогов  в структуре корпоративного налогового  менеджмента…………………………………………………………………….14

Глава 2.  Анализ практического  применения корпоративного менеджмента……………………………………………………………………20

2.1  Анализ поступления  налога на прибыль организации  в БС РФ………………………………………………………………………………..20

2.2  Способ оптимизации  налога на прибыль………………………..22

Глава 3.  Проблемы и перспективы  корпоративного налогового менеджмента…………………………………………………………………….32

3.1  Проблемы  корпоративного налогового менеджмента………….32

3.2  Перспективы развития корпоративного налогового менеджмента……………………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………..42

Список литературы…………………………………………………….43 

                                         Введение.

 

Корпоративный налоговый  менеджмент - составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений согласно целевым установкам организации с учетом масштаба возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Корпоративный налоговый менеджмент— новое научно-практическое направление, которое сформировалось после перехода нашей страны от планово-административной к рыночной экономике, и связано с формированием современной российской налоговой системы. Потребность в корпоративном налоговом менеджменте обусловлена стремлением руководителей предприятий к управлению такой весомой статьей расходов как налоговые отчисления. Выделение корпоративного налогового менеджмента в качестве самостоятельного научно-практического направления произошло в начале текущего столетия, и только начиная с 2000-го года, появляются его первые теоретические обоснования, построенные на анализе имеющей место практики.

Цель исследования заключается  в формировании инструментария организации  корпоративного налогового менеджмента.

Объект исследования - промышленные предприятия и организации.

Предмет исследования - система  организационно-экономических отношений, проявляющих свое действие в функционировании корпоративного налогового менеджмента. 

Глава 1. Теоретические  основы корпоративного налогового менеджмента.

    1. Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента.

           Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Российские реалии таковы (высокое налогообложение бизнеса, нестабильность налогового законодательства и т. п.), что результаты четко организованного корпоративного менеджмента не идут ни в какое сравнение с результатами общеэкономического и даже финансового менеджмента. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии и бизнес-решения.

   Налоги в идеале  не должны влиять на выбор  экономических решений предприятия,  они не должны существенно  менять философию бизнеса. На  практике же налоги, являясь мощнейшим  инструментом экономического регулирования,  вторгаются в сферу стратегических  решений, нередко вынуждая кардинально менять тактику действия компании. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятиях всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, кто-то должен их своевременно и правильно исчислять, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» – основана на праве всех субъектов хозяйствования уменьшать свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

      Корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности на предприятии, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации (эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной основе с налогоплательщиками.

   Корпоративный налоговый  менеджмент – это система управления  налоговыми потоками коммерческой  организации путем использования  научно обоснованных рыночных  форм и методов и принятия  управленческих решений в области  налоговых доходов и налоговых  расходов на микроуровне.

   Корпоративный налоговый  менеджмент как звено целостной  системы налогового менеджмента  имеет те же функциональные  элементы, но со своими особенностями:

   организация процесса  управления налоговыми потоками  на предприятии;

   корпоративное налоговое  планирование;

   корпоративное налоговое  регулирование;

   корпоративный налоговый  контроль (самоконтроль).

   Организация корпоративного  налогового менеджмента в широком  смысле – это совокупность  организационных форм и методов  налогового планирования, налоговой  оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка  и создание условий для оптимизации  налоговых потоков. Для организации  управления налоговыми потоками  на предприятиях используется  организационная структура финансового  менеджмента.

   Управлением налоговыми  платежами на большинстве российских  предприятий занимается либо  специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия.  Реже, но все же встречается, внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры. В их обязанности входит: участие в разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений; разработка и обоснование применения эффективного налогового режима; создание и поддержание информационной базы по налоговому законодательству; участие в обосновании системы договоров и контрактов; разработка корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования; разработка корпоративного налогового регулирования; осуществление внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании; обеспечение выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление документации налоговым органам); осуществление налогового производства: своевременная постановка на учет в соответствующие органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам; выполнение организационно-методической работы в области налогообложения в своей организации; и другие вопросы.

   Процессы планирования  и регулирования на предприятии  очень тесно взаимосвязаны, переплетены  и, рассматривая процессы налогового  менеджмента на предприятии, их  довольно сложно отделить. Поэтому  основные методические направления  налогового планирования и регулирования  рассматриваются в совокупности  как единое целое, как налоговая  оптимизация, т. е. оптимизация  корпоративных налоговых доходов,  налоговых расходов и налоговой  прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

   Корпоративный налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность, направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

   Организация и  реализация по элементам полноценного  корпоративного налогового менеджмента  создает возможность решения  субъектами хозяйствования ряда  проблем, которые не всегда  удается решить в рамках других  типов управления и видов менеджмента:

   – получить дополнительный  инструментарий для использования  текущих и будущих благоприятных  налоговых, финансовых и иных  условий,

   – более полно  учесть изменения внешней среды,

   – стимулировать  участников налогового менеджмента  с учетом результатов принятых  управленческих решений, создать  предпосылки для повышения классности  и квалификации менеджеров,

   – обеспечить более  рациональное распределение и  использование различных видов  ресурсов хозяйствующего субъекта,

   – повысить при  минимальных затратах финансовую  устойчивость и стоимость предприятия.

   Важным критерием  решения вопроса о необходимости  организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровнях налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. [38] Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).

  В учебной и другой  специальной литературе зачастую  ставят знак равенства между  такими понятиями корпоративного  налогового менеджмента как минимизация  налоговых платежей, налоговая оптимизация,  налоговое планирование. На самом  деле их необходимо четко разграничить, поскольку данные понятия характеризуют  близкие, но не равнозначные  явления и процессы управления  налоговыми потоками предприятия.

   Довольно часто  также можно встретить мнение, что целью управления налогами  на предприятии является их  минимизация[39]. Это приводит к  тому, что налоговое управление  сводится лишь к деятельности  организаций, направленной на  простое сокращение своих налоговых  обязательств, к сожалению, не  только в теории, но и на  практике. Вместе с тем, корпоративный  налоговый менеджмент, как вид  управленческой деятельности, шире, многообразнее обычного стремления  налогоплательщика минимизировать  налоговые платежи. Налоговой  менеджмента связан, прежде всего, с оптимизацией налоговых потоков и налоговым планированием.

   Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т. е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов). Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т. е. их рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с расходной политикой предприятия.

   Оптимизация налогов  осуществляется в процессе налогового  планирования, налогового регулирования  и внутреннего налогового контроля  организацией. Важнейшая роль в  оптимизации налоговых потоков  отводится методам налогового  планирования, которое в широком  его понимании включает в себя  и разработку налоговой политики  организации, и методы налогового  регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к  применению) налогоплательщиком. В  самом общем виде в инструментарий  налогового планирования включаются  методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Информация о работе Налоговый менеджмент