Налоговый потенциал региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:50, лекция

Описание работы

Налоговый потенциал региона рассматривают в двух различных ас-пектах. Сточки зрения налоговой компетенции разных уровней власти, когда ставится вопрос о региональном потенциале налогов, уста¬навливаемом феде-ральными (региональными, местными) органами власти. С точки зрения фактического поступления налоговых плате¬жей в разные уровни бюджетов, когда речь идет о потенциале налогов (или их распределяемых долей) в качестве источника дохода конкрет¬ных бюджетных звеньев на территории данного региона: например, «налоговый потенциал федерального бюджета на территории Республики Мордовия».

Файлы: 1 файл

Тема 2 (new).doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Метод РНС основанный на применении нормативных баз и  фактических поступлений налогов используется для определения налогового потенциала «в узком смысле». Если вместо фактических поступлений использовать начисленную сумму налогов, включая дополнительно начисленную по результатам контрольных мероприятий, а в качестве стандартных налоговых баз – косвенные показатели, то с некоторыми допущениями можно говорить об оценке налогового потенциала «в широком смысле».

При прогнозировании  налогового потенциала с помощью  расчетного метода РНС  имеют место  во многом те же недостатки, что и  в двух предыдущих методах.

Преимущества метод  РНС заключается в том, что  он позволяет весьма достоверно и  объективно оценить налоговый потенциал  регионов, дает достоверные результаты при межрегиональных сравнениях.

Однако метод весьма требователен к данным (и по количеству, и по качеству), что в некоторых случаях может послужить препятствием к его применению. Но существует и другой способ, который, обеспечивая сопоставимый с РНС уровень точности, позволяет существенно снизить требования к данным (по крайней мере, к их количеству). Этот метод предполагает использование в рамках подхода РНС регрессионного анализа.

Для измерения налогового потенциала достаточно будет лишь информации о совокупных поступлениях налогов и сборов по регионам и небольшой набора переменных для косвенных измерителей налоговых баз регионов. Включение большего количества переменных повышает точность регрессионного варианта РНС за счет более эффективного анализа данных.

Регрессионный метод  заключается в оценке коэффициентов  , , , и т.д. уравнения следующего вида:

,

где – фактически собранные в регионе платежи в бюджет, , , и т.д. – показатели, косвенно или непосредственно отражающие величину совокупной налоговой базы данного региона или отдельных ее компонентов.

Определив с помощью  регрессионного метода значения параметров данного уравнения, можно рассчитать, сколько доходов должен был бы собрать тот или иной регион, судя по известным характеристикам его налоговой базы.

Недостатком регрессионного метода РНС считается его сложность. К тому же полученные показатели налогового потенциала регионов могут значительно различаться в зависимости от используемого набора экономических характеристик. Поэтому рациональный выбор тех или иных показателей налогового потенциала требует проведения дополнительного анализа.

Г. Валовой  региональный продукт

Этот метод предполагает планирование на основе показателя валового регионального продукта (ВРП), который определяется как сумма валовых добавленных стоимостей отраслей экономики и чистых налогов на товары и услуги. Достоинство метода в том, что валовой региональный продукт – емкая мера налогового потенциала, поскольку региональный продукт включает в себя все доходы, создаваемые внутри региона. Недостаток - разные налоговые базы облагаются налогами по разным ставкам, а региональный продукт - это просто сумма всех стоимостей, добавленных экономическими ресурсами региона. Это имеет существенное значение при неравномерных темпах роста разных отраслей экономики, характеризующихся разной налоговой нагрузкой, а, следовательно, дающих разный вклад, как в добавленную стоимость, так и в налоговые поступления. Поэтому возможен вариант декомпозиции ВРП на составляющие его добавленные стоимости отраслей народного хозяйства и уже на основе эти дезагрегированных данных  планирования налогового потенциала региона. Недостатком ВРП, как косвенного показателя оценки налогового потенциала является также то, что ряд налогов уплачивается не по месту осуществления деятельности предприятия, а по месту его регистрации (например, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет,  налог на добавленную стоимость). Поэтому между налоговым потенциалом и ВРП возникает расхождение.

Возможны несколько  вариантов оценки налогового потенциала на основе этого показателя, простейшей из которых является средняя налоговая нагрузка на продукт. Произведение средней эффективной налоговой ставки ( ), определяемой как отношение суммарных налоговых обязательств всех регионов к их совокупному продукту, на фактический валовой продукт региона даст оценку налогового потенциала этого региона:

,  (2.1)

где – оценка налоговых обязательств региона (сумма начисленных налогов и сборов).

Оценка налогового потенциала для начисленных налогов, в отличие  от перечисленных в бюджет (собранных) позволяет не учитывать различие усилий регионов по сбору налогов.

Следует отметить, что  использование указанной модели оценки налогового потенциала предполагает постоянство налогового бремени на единицу добавленной стоимости для всех отраслей.

Кроме того, модель (2.1) ставит регионы в неравные условия, так  как является чувствительной к масштабу. Другими словами, больший (с точки зрения размера ВРП) регион входит в эту оценку с большим весом, т.е. средняя эффективная налоговая ставка будет близка по своему значению к фактическим налоговым ставкам регионов с большим ВРП.

Данный недостаток может  быть устранен использованием методов регрессионного анализа. Полное устранение эффекта масштаба обычно достигается применением взвешенного метода наименьших квадратов.

 Д. Совокупные налогооблагаемые ресурсы

Попытка преодолеть несоответствие между налоговыми ресурсами и  ВРП привели к созданию показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов (далее – СНР). СНР  учитывает влияние на налоговый потенциал региона некоторых федеральных налогов, а также прямых трансфертов из федерального бюджета предприятиям и физическим лицам и более точно отражает налоговые ресурсы региона.

Показатель СНР более  точно отражает фактический объем  налоговых ресурсов региона, чем ВРП, однако для расчета этого показателя, так же как и для ВРП, необходима достаточно большая база данных, что сдерживает его применение.

Е. Среднедушевые  доходы населения

Самый очевидный источник доходов регионального бюджета  – это доходы проживающих в этом регионе налогоплательщиков. Поэтому самым естественным и одним из наиболее широко используемых показателей относительного уровня налогового потенциала региона является показатель среднедушевых доходов населения региона. Его основное преимущество – это простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам Российской Федерации, ежегодно публикуемых Росстатом. При этом простота показателя среднедушевых доходов является и его главным недостатком. В современной России, где теневая экономика имеет разный удельный вес в экономике отдельных регионов, статистика среднедушевых доходов далеко не всегда отражает истинное положение дел: поэтому данный показатель неадекватно отражает способность регионов генерировать налоговые доходы.

В связи с тем, что  в Российской Федерации на местном  уровне расчет показателя валового продукта не осуществляется, то при оценке налогового потенциала муниципального образования методы, основанные на использовании указанного или взаимосвязанных показателей, не могут быть применены.

.




Информация о работе Налоговый потенциал региона