Налоговый потенциал регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровнях. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части. Как показывает практика формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Понятие и сущность налогового потенциала региона. 4
3. Методы оценки налогового потенциала. 7
4. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала. 9
5. Понятия финансового и налогового потенциалов региона. 10
6. Заключение. 12
7. Список литературы. 13

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

 

Институт Экономики  и управления

Кафедра налогов  и налогообложения

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговый потенциал регионов »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил              

 

 

 

 

Проверил                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2011

Оглавление:

 

1. Введение.    3

2. Понятие и сущность налогового потенциала региона.  4

3. Методы оценки налогового потенциала. 7

4. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала.                                                                                                 9 

5. Понятия финансового и налогового потенциалов региона. 10

6. Заключение. 12

7. Список литературы. 13

 

1. Введение

Актуальность изучения данной темы определяется необходимостью реформирования межбюджетных отношений повышением эффективности федеральной финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ.

В настоящее  время в РФ наблюдаются существенные различия в социально-экономическом развитии отдельных регионов страны и формировании их налогового потенциала. Наибольшая доля налоговых доходов консолидированного бюджета РФ (примерно 80% налоговых доходов) приходится на следующие наиболее развитые регионы страны: Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Свердловская обл., Ханты-Мансийский авт. округ. В ряде регионов РФ основным источником финансирования собственных расходов считаются дотации, выделяемые из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Но в таком случае проблемы развития подобных регионов и увеличение налоговых поступлений остаются без внимания.

Важным для  решения проблем в системе  бюджетно-налогового планирования и  прогнозирования  считается:

  1. определение и исследование проблем, связанных с формированием налогового потенциала региона, непосредственно связанным с поступлением налоговых доходов в бюджет субъектов РФ
  2. анализ методов оценки данного показателя
  3. описание направлений развития налогового потенциала и путей увеличения налоговых доходов в субъектах.
  4.  
    1. Понятие и сущность налогового потенциала

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения  эффективности управления бюджетами  на региональном и местном уровнях. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части.

Как показывает практика формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы  не гарантируют в достаточной  мере объективное прогнозирование  предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений

Как в теории, так и в практике, разработкам  механизма бюджетное прогнозирования, как важного элемента финансового  управления, в нашей стране незаслуженно мало уделяется внимания.

Подтверждением  этого может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей муниципальных образований  в то время, как в условиях усиления роли местных органов управления в регулировании различных аспектов социально-экономической жизни в России, существенно возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения.

В настоящее  время финансовые ресурсы могут  прогнозироваться субъектами РФ на основе экстраполяции ретроспективных данных о налоговых поступлениях, собранных муниципалитетами за базовый период, с корректировкой на индексы-дефляторы, «произвольно устанавливаемых и ежегодно меняющихся индивидуальных нормативов», то есть без учета доходных возможностей территорий.

Каждый субъект  РФ считает будущие доходы самостоятельно и по своей «уникальной» методике, составленной на основе рекомендаций Минфина РФ, Минэкономразвития РФ с корректировкой на местные условия.

В рамках такого подхода регионы заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов, сколько в сокрытии налоговой базы. Поэтому подобная практика не способствует заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджеты и нагрузка по бюджетному регулированию в большей степени возлагается трансферты вышестоящих бюджетов.

Показатели  собираемости налогов и налогового потенциала, на основе которых определяют задания по поступлению доходов  бюджета, до сих пор не стали официальными показателями, они играют в бюджетном  процессе лишь расчетно-справочную роль. Неопределенный статус этих показателей снижает легитимность бюджетного планирования, в то время как падение среднего показателя собираемости налогов на несколько пунктов влечет за собой увеличение бюджетного дефицита.

Поэтому прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов требует совершенствования как методологии, так и методики а показатель налогового потенциала и собираемости налогов должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.

Следует определиться, что, же такое вообще налоговый потенциал.

В издании Всемирного банка «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» дано следующее определение: «Налоговый потенциал способность  базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых)».

Шалюхина М.Н. по этому поводу пишет: «В широком  смысле «налоговый потенциал» — это  совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства». На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов — как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.

Серьезное влияние  на достоверность оценки налогового потенциала оказывает значительный объем «теневого» оборота, который по данным из 25 разных источников достигает от 10% до 40% легального оборота. Проблема легализации «теневых» средств требует отдельного обсуждения и решения. Пока же «теневой» сектор может рассматриваться только как перспективный для налогообложения по мере совершенствования законодательства и усиления контроля за его соблюдением.

 

3.Методы оценки налогового потенциала

На сегодняшний день существует несколько определений и ме-тодик  расчета налогового потенциала, причем как показывает опыт развитых стран, наибольшее распространение на практике получает комбинации подходов. Рассмотрим наиболее распространенные методики более подробно.

1.Налоговый  потенциал – возможности привлечения  налогов в бюджет. Анализ информативности  отчетных форм, разработанных ФНС  России, показал, что объем имеющихся в них информационных ресурсов достаточен (при минимальной корректировке) для расчета уровня налогового потенциала отдельно взятого региона.

2.Налоговый  потенциал региона представляет  собой совокупность максимально  возможных налоговых поступлений  в бюджет, рассчи-танных из налогооблагаемых баз, которые могут быть получены в рамках региона по действующим (прогнозным) налоговым ставкам с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся усло-виях хозяйствования региона.

3.Налоговый потенциал  – это мера объема поступлений по региону, т.е. это сумма бюджетных платежей, которые могут быть соб-раны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и налоговой ставки во всех регионах. Иными словами, налоговый потенциал – возможные доходы региона.

Совокупность финансовых ресурсов в регионе образована публичными и корпоративными финансами, а также  финансами населения. Это так  называемый репрезентативный метод  оценки. В Российской Федерации подход репрезентативной налоговой системы применяется в определении налогового потенциала на следующем видовом ряде налогов: налог на прибыль, налога добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за использование природных ресурсов.

Наиболее распространенным методом оценки налогового потен-циала – косвенный метод.

4. Методологической основой  косвенного метода оценки налогового  потенциала выступает концепция  экономического дохода как источника  налоговых ресурсов бюджета. По  механизму образования дохода  видится классификация экономического  дохода с выделением произведенного, полученного, используемого. Произведенный доход – сумма первичных доходов всех секторов экономики, полученных резидентами региона в результате участия в производстве регионального продукта на данной территории. По содержанию компонентов экономического дохода видно, что каждому из них характерны: во-первых, показатель, формализовано описывающий его величину, во-вторых, вид налогов. Таким образом, косвенной метод оценки налогового потенциала реализуется в расчете макроэкономических показателей, описывающих компоненты экономического дохода в регионе, который в свою очередь выступает источником потенциальных налоговых платежей.

На практике расчет налогового потенциала строится на двух методических подходах: во-первых, на учете отдельного компонента экономического дохода, во-вторых, на их агрегировании, что обусловливает многообразие показателей косвенного метода оценки налогового потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала

Налоговый паспорт – это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала. В нем дается оценка существующей налоговой базы региона, определяется налоговая составляющая в целом и по отдельным видам налогов в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.

Налоговый паспорт  состоит из 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей  по важнейшим позициям расчета налоговой базы, содержащих общую характеристику региона и показатели для расчета налоговой базы, показатели объемов и структуры поступлений налогов и сборов по отраслям экономики, задолженности по ним, выпадающих доходов, а также показатели с характеристикой сети финансово-кредитных учреждений и выполнения ими своих агентских функций по перечислению в бюджетную систему налогов и сборов.     

Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена с учетом их динамики, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые характеристики региона, источники или способы определения каждого показателя (прямые данные статистической или налоговой отчетности или расчет). Целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.

Для оценки налогового потенциала региона, налоговой нагрузки на товаропроизводителя и их учета  при планировании налоговых поступлений  Налоговый паспорт содержит показатели размеров начисленных и фактически поступивших налогов и сборов, задолженности по ним, которые выделены самостоятельными разделами.      

Эта информация служит основой для определения  уровня поступления налогов и  налоговой нагрузки относительно валового регионального продукта (как по начислению, так и по поступлению).      

Наличие такой  информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового  и налогового потенциала и соответствующих  показателей по Российской Федерации. Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений и играет важную роль в своевременном и обоснованном составлении бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.

Вместе с  тем, использование Налогового паспорта региона вносит определенность в  систему межбюджетных отношений. Она  становится открытой и прозрачной для  ее участников. Создается динамически развивающаяся информационно-аналитическая база для формирования более обоснованной системы нормативов и правовой базы для реализации принципов межбюджетных отношений.

5. Понятие финансового  и налогового потенциалов региона

 Термин «налоговый  потенциал», или дословно «налогоспособность»,  отождествляется с категорией  «финансовый потенциал» во многих  странах с развитыми моделями  бюджетного федерализма. Однако  данные понятия все же необходимо  дифференцировать, поскольку в российских условиях исследуемые категории обозначают принципиально отличные экономические явления. Если финансовый потенциал включает совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона, то налоговый потенциал является лишь частью этих ресурсов, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством представляет собой потенциальную возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на территории данного субъекта РФ. В состав финансового потенциала могут входить финансовые ресурсы, которые либо вообще не составляют объекта налогообложения в рамках принятой в государстве налоговой системы, либо попадают под налогообложение частично. Понятия налогового и финансового потенциалов различаются и с точки зрения влияния каждого из них на формирование доходной части бюджетной системы. Если налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, то финансовый потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов (доходов от собственности и операций с ней), а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей (финансирование определенных программ или текущее финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации). Кроме того, в отличие от налогового потенциала финансовый потенциал в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность частного сектора хозяйства региона и перспективу его экономического развития.

Информация о работе Налоговый потенциал регионов