Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:40, реферат
В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровнях. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части. Как показывает практика формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.
1. Введение. 3
2. Понятие и сущность налогового потенциала региона. 4
3. Методы оценки налогового потенциала. 7
4. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала. 9
5. Понятия финансового и налогового потенциалов региона. 10
6. Заключение. 12
7. Список литературы. 13
Федеральное агентство по образованию
Институт Экономики и управления
Кафедра налогов и налогообложения
Реферат
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему: «Налоговый потенциал регионов »
Выполнил
Проверил
Ижевск, 2011
Оглавление:
1. Введение. 3
2. Понятие и сущность налогового потенциала региона. 4
3. Методы оценки налогового потенциала. 7
4. Налоговый паспорт и его значение
при определении налогового потенциала.
5. Понятия финансового и налогового потенциалов региона. 10
6. Заключение. 12
7. Список литературы. 13
1. Введение
Актуальность изучения данной темы определяется необходимостью реформирования межбюджетных отношений повышением эффективности федеральной финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ.
В настоящее время в РФ наблюдаются существенные различия в социально-экономическом развитии отдельных регионов страны и формировании их налогового потенциала. Наибольшая доля налоговых доходов консолидированного бюджета РФ (примерно 80% налоговых доходов) приходится на следующие наиболее развитые регионы страны: Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Свердловская обл., Ханты-Мансийский авт. округ. В ряде регионов РФ основным источником финансирования собственных расходов считаются дотации, выделяемые из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Но в таком случае проблемы развития подобных регионов и увеличение налоговых поступлений остаются без внимания.
Важным для решения проблем в системе бюджетно-налогового планирования и прогнозирования считается:
В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровнях. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части.
Как показывает практика формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений
Как в теории,
так и в практике, разработкам
механизма бюджетное
Подтверждением этого может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей муниципальных образований в то время, как в условиях усиления роли местных органов управления в регулировании различных аспектов социально-экономической жизни в России, существенно возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения.
В настоящее время финансовые ресурсы могут прогнозироваться субъектами РФ на основе экстраполяции ретроспективных данных о налоговых поступлениях, собранных муниципалитетами за базовый период, с корректировкой на индексы-дефляторы, «произвольно устанавливаемых и ежегодно меняющихся индивидуальных нормативов», то есть без учета доходных возможностей территорий.
Каждый субъект РФ считает будущие доходы самостоятельно и по своей «уникальной» методике, составленной на основе рекомендаций Минфина РФ, Минэкономразвития РФ с корректировкой на местные условия.
В рамках такого подхода регионы заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов, сколько в сокрытии налоговой базы. Поэтому подобная практика не способствует заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджеты и нагрузка по бюджетному регулированию в большей степени возлагается трансферты вышестоящих бюджетов.
Показатели собираемости налогов и налогового потенциала, на основе которых определяют задания по поступлению доходов бюджета, до сих пор не стали официальными показателями, они играют в бюджетном процессе лишь расчетно-справочную роль. Неопределенный статус этих показателей снижает легитимность бюджетного планирования, в то время как падение среднего показателя собираемости налогов на несколько пунктов влечет за собой увеличение бюджетного дефицита.
Поэтому прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов требует совершенствования как методологии, так и методики а показатель налогового потенциала и собираемости налогов должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.
Следует определиться, что, же такое вообще налоговый потенциал.
В издании Всемирного банка «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» дано следующее определение: «Налоговый потенциал способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых)».
Шалюхина М.Н. по этому поводу пишет: «В широком смысле «налоговый потенциал» — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства». На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов — как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.
Серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает значительный объем «теневого» оборота, который по данным из 25 разных источников достигает от 10% до 40% легального оборота. Проблема легализации «теневых» средств требует отдельного обсуждения и решения. Пока же «теневой» сектор может рассматриваться только как перспективный для налогообложения по мере совершенствования законодательства и усиления контроля за его соблюдением.
3.Методы оценки налогового потенциала
На сегодняшний день существует
несколько определений и ме-
1.Налоговый
потенциал – возможности
2.Налоговый
потенциал региона
3.Налоговый потенциал – это мера объема поступлений по региону, т.е. это сумма бюджетных платежей, которые могут быть соб-раны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и налоговой ставки во всех регионах. Иными словами, налоговый потенциал – возможные доходы региона.
Совокупность финансовых ресурсов в регионе образована публичными и корпоративными финансами, а также финансами населения. Это так называемый репрезентативный метод оценки. В Российской Федерации подход репрезентативной налоговой системы применяется в определении налогового потенциала на следующем видовом ряде налогов: налог на прибыль, налога добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за использование природных ресурсов.
Наиболее распространенным методом оценки налогового потен-циала – косвенный метод.
4. Методологической основой
косвенного метода оценки
На практике расчет налогового потенциала строится на двух методических подходах: во-первых, на учете отдельного компонента экономического дохода, во-вторых, на их агрегировании, что обусловливает многообразие показателей косвенного метода оценки налогового потенциала.
4. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала
Налоговый паспорт – это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала. В нем дается оценка существующей налоговой базы региона, определяется налоговая составляющая в целом и по отдельным видам налогов в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.
Налоговый паспорт состоит из 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, содержащих общую характеристику региона и показатели для расчета налоговой базы, показатели объемов и структуры поступлений налогов и сборов по отраслям экономики, задолженности по ним, выпадающих доходов, а также показатели с характеристикой сети финансово-кредитных учреждений и выполнения ими своих агентских функций по перечислению в бюджетную систему налогов и сборов.
Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена с учетом их динамики, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые характеристики региона, источники или способы определения каждого показателя (прямые данные статистической или налоговой отчетности или расчет). Целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.
Для оценки налогового потенциала региона, налоговой нагрузки на товаропроизводителя и их учета при планировании налоговых поступлений Налоговый паспорт содержит показатели размеров начисленных и фактически поступивших налогов и сборов, задолженности по ним, которые выделены самостоятельными разделами.
Эта информация служит основой для определения уровня поступления налогов и налоговой нагрузки относительно валового регионального продукта (как по начислению, так и по поступлению).
Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциала и соответствующих показателей по Российской Федерации. Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений и играет важную роль в своевременном и обоснованном составлении бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.
Вместе с тем, использование Налогового паспорта региона вносит определенность в систему межбюджетных отношений. Она становится открытой и прозрачной для ее участников. Создается динамически развивающаяся информационно-аналитическая база для формирования более обоснованной системы нормативов и правовой базы для реализации принципов межбюджетных отношений.
5. Понятие финансового
и налогового потенциалов регио
Термин «налоговый
потенциал», или дословно «