Налоговый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

Налоговый учет, является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по предмету Налоговый учет.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по предмету "Налоговый учет".

ЗСБ-51

Вариант 1.

 

Налоговый учет, является составной  частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа  учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Налоговый учет - это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Его целью является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств. Таким образом, налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством.

Впервые понятие "налоговый учет" было введено в налоговую практику в начале 1995 г., когда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. С этого времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал существенно отличаться от показателя прибыли, принимаемого для начисления налога на прибыль. Был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде и налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы "для целей налогообложения".

Требования вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для  расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрены. Однако на протяжении 1990-1999 гг. предпринимались активные попытки введения в действие системы налогового учета.

Введение налогового учета преследовало следующие цели:

  • создание более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа учетной системы налоговой базы;
  • повышение эффективности функционирования налоговой службы в целом, в т.ч. и выполнения ее главной задачи - обеспечение доходной части бюджета.

Изменения, которые происходили  в российской налоговой системе, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Существенным этапом развития налогового учета явилось введение в действие с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ, вместе с которой была законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.

Несмотря на то, что элементы налогового учета имели место по различным  налогам и до введения главы 25 НК РФ, понятие налогового учета было дано только в статье 313 НК РФ.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Несмотря на то, что элементы налогового учета имеют место при расчете  многих налогов (приложение Б), в соответствии с требованиями налогового законодательства налоговый учёт должен быть организован в отношении следующих налогов:

  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • ЕСН;
  • единый налог при упрощенной системе налогообложения.

 

Как учетная система налоговый  учет имеет свои объекты, цель, задачи и принципы.

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей  информации.

Внутренним  пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются прежде всего налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организаций.

 

    Основные задачи налогового учета:

 

  • формирование полной и достоверной информации о порядке уче-

та для целей налогообложения  хозяйственных операций;

  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним

пользователям налоговой отчетности для контроля за соблюдением 

налогового законодательства;

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной де-

ятельности, связанных с уплатой  налогов (избежание штрафов,

переплаты, несоблюдение принципа оптимальности  налогообло-

жения и др.).

 

 

Функции налогового учета

 

  • Информационная Предоставление налоговой информации для планирования, прогнозирования

и управления организацией

 

  • Контрольная Контроль за правильностью и своевре-

менностью расчетов с государством, его региональными и местными органами в соответствии с налоговым законодательством

  • Аналитическая Предоставление информации, касающейся уплаты налогов для проведения финан-

сового анализа организации

  • Обеспечения эффективного взаимодействия между предприятием и проверяющими органами

Обеспечение проверяющих органов во время проведения камеральной и выездной проверок прозрачной и качественной информацией, касающейся налогов и налогообложения

 

2)

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её положение в учётной  политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем предприятия.

Данные налогового учёта основываются на:

  • первичных документах (включая справку бухгалтера);
  • аналитических регистрах налогового учёта;
  • расчёте налоговой базы.

 

 

Рассмотрим каждую из этих позиций  более подробно.

Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ № 129 "О бухгалтерском учете" первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, оговоренной в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. А документы, формы которых не предусмотрены в альбоме, составляются организацией самостоятельно и должны иметь следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах.

Формы аналитических регистров  налогового учета разрабатываются  налогоплательщиком самостоятельно и  устанавливаются приложениями к  учетной политике. При этом аналитические  регистры в обязательном порядке  должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;

подпись и расшифровку подписи  лица, ответственного за составление  указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. За правильностью отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета следят те, кто их составил и подписал. Если в регистре налогового учета обнаружатся ошибки, исправлять их вправе только ответственное за это лицо. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Налоговый учет не содержит обязательного требования отражать хозяйственные операции путем двойной записи, как это принято в бухгалтерском учете. Аналитический учет данных налогового учета в целом должен быть так организован, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. На основании итогов отдельных регистров формируются сводные регистры по доходам, расходам, суммам начисленной амортизации и другим показателям.

Таким образом, из данных налогового учета должно быть ясно:

  • как определяют доходы и расходы фирмы;
  • как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;
  • какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;
  • каков размер задолженности перед бюджетом.

Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам в рекомендациях "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации. Регистры налогового учета" от 19 декабря 2001 г. установило методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Согласно этому документу предусмотрено  ведение 51 регистра налогового учета  с группировкой их по 5 разделам:

I. Регистры промежуточных расчетов - 16 форм;

II. Регистры состояния единицы налогового учета - 13 форм;

III. Регистры учета хозяйственных  операций - 7 форм;

IV. Регистры формирования отчетных  данных - 12 форм;

V. Регистры учета целевых средств  некоммерческими организациями  - 3 формы.

Характерно, что сами регистры в  указанных рекомендациях не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретная же разработка регистров должна производиться самими организациями.

Налоговая база по каждому налогу рассчитывается на основании сведений накопленных в аналитических регистрах по результатам обработки первичных документов.

Особенности расчета  налоговых баз по основным налогам

Расчет налоговой базы по налогам  имеет свои особенности, определенные соответствующими статьями НК РФ.

Расчёт налоговой  базы по налогу на прибыль организаций (ст. 315 НК РФ)

Расчёт налоговой базы должен содержать  следующие данные:

  • период, за который определяется налогооблагаемая база (нарастающим итогом);
  • сумму доходов от реализации отчётного (налогового) периода;
  • сумму расходов, уменьшающих доходы от реализации;
  • итоговую сумму - прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • сумму внереализационных расходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • налоговую базу за отчётный (налоговый) период.

При этом доходы и расходы должны быть показаны в разрезе их видов, то есть выручка, доходы и расходы от реализации товаров, ценных бумаг, имущества, доходы и расходы от реализации основных средств и так далее. Цены определяются с учётом ст. 40 НК РФ. Налоговая база исчисляется в зависимости от порядка уплаты авансовых платежей, то есть ежемесячно (от фактической прибыли) или ежеквартально.

Информация о работе Налоговый учет