Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:26, курсовая работа
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления ,отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам ,позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.
Введение 3
Плательщики НДФЛ 4
Объект налогообложения 6
Налоговая база. Налоговые ставки 10
Налоговые вычеты 17
Анализ формирования доходов бюджетной системы от платежей по НДФЛ 23
Совершенствования налогообложения доходов физических лиц. 29
Заключение. 37
Список использованной литературы 38
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала.
3) в сумме, уплаченной
налогоплательщиком в
4) в сумме уплаченных
налогоплательщиком в
5) в сумме уплаченных
налогоплательщиком в
Социальные налоговые вычеты, перечисленные выше, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
Налогоплательщику могут
быть предоставлены следующие
- в суммах, полученных
налогоплательщиком в
- в сумме, израсходованной
налогоплательщиком на новое
строительство либо
Условия и порядок предоставления
имущественных налоговых
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются:
- налогоплательщикам, осуществляющим
деятельность как
- налогоплательщикам, получающим
доходы от выполнения работ
(оказания услуг) по договорам
гражданско-правового
- налогоплательщикам, получающим
авторские вознаграждения или
вознаграждения за создание, исполнение
или иное использование
В пределах размеров социальных
и имущественных налоговых
Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства. Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и за рубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальную политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного развития экономики.
В системе налогов и
сборов в Российской Федерации работа,
связанная с анализом и прогнозированием,
позволяет составлять полную и систематизированную
информацию о ходе поступления налоговых
платежей и других доходов в бюджетную
систему Российской Федерации, в
государственные целевые
Это федеральный налог, взимаемый на всей территории РФ, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.
Диаграмма №1
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,4%, налога на доходы физических лиц - 19,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 17,7%.8
Таблица №1
Роль динамики НДФЛ в формировании бюджетов всех уровней
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Удельный вес НДФЛ
в общей сумме доходов |
25,77 |
25,69 |
23,82 |
24,09 |
2. Удельный вес НДФЛ
в общей сумме доходов |
36,11 |
37,42 |
34,62 |
36,11 |
3. Удельный вес НДФЛ
в общей сумме доходов |
13,04 |
12,48 |
13,02 |
15,76 |
4. Удельный вес НДФЛ
в общей сумме налоговых |
30,42 |
30,77 |
28,76 |
31,87 |
5. Удельный вес НДФЛ в сумме налоговых доходов федерального бюджета |
46,55 |
49,01 |
44,36 |
45,77 |
6. Удельный вес НДФЛ в сумме налоговых доходов региональных бюджетов |
16,56 |
16,32 |
16,81 |
17,07 |
Диаграмма №2
Поступление налога на доходы физических лиц,
в консолидированный бюджет Российской Федерации .
Анализ динамики НДФЛ свидетельствует о ведущей роли этого налога в формировании доходов бюджетов всех уровней. В сумме налоговых бюджетов всех уровней доля НДФЛ, за анализируемый период составляла более половины всех налоговых поступлений. Несмотря на колебания уровня НДФЛ в доходах бюджетов, этот налог является главным источником пополнения казны государства. Это основной косвенный налог.
История российской правоприменительной практики в отношении исчисления и уплаты НДФЛ дает два основных свидетельства. Во-первых с точки зрения корпоративных финансовых интересов этот налог отвлекает существенные ресурсы из оборота предприятия, и все последние годы подвергался жесткой критике, вплоть до требования его отмены. Во-вторых, с позиции публичных финансовых интересов НДФЛ необходим как основной и наиболее стабильный доходный источник российского бюджета.
Оценка роли и места НДФЛ неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, неотработанностью налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДФЛ считают они не адаптирован к отечественной экономике на этапе её перехода к рынку, что объясняет существенные недостатки в формировании налоговой базы и исчисления НДФЛ. Органично вписывается НДФЛ в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является основным налогов в экономике более чем 60 стран мира.
Поступления НДФЛ напрямую зависят от динамики роста дохода населения. По данным Росстата, средняя зарплата одного работник в январе-феврале 2012 г. выросла на 111,9% (реальная) . Таким образом, по итогам 2012 г. при условии сохранения тенденции следует ожидать увеличения поступлений от НДФЛ.
НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
В настоящее время имеет
место тенденция, хотя и слабо
выраженная, переориентации НДФЛ от фискальной
к социальной составляющей. Так, с
момента вступления в силу главы
23 НК РФ нормы, регламентирующие, например,
размеры налоговых вычетов и
порядок их предоставления неоднократно
подвергались изменениям. Однако эти
изменения не в полной мере соответствуют
социально-экономическим
Налоговое законодательство
в каждой стране формируется в
соответствии с целями ее экономической
и финансовой политики с учетом сложившейся
экономической структуры и
Защитой от непредсказуемого
вмешательства в налоговое
Российская налоговая доктрина в настоящее время еще окончательно не сформирована и находится в стадии становления. Основные ее идеи отражаются в налоговой политике
Доклады Минфина России содержат также комплекс мер, направленных на совершенствование модели НДФЛ, ряд из которых уже нашел отражение в гл. 23 НК РФ. Так, введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, опекунам (попечителям) предоставлено право на налоговый вычет на обучение подопечных лиц после прекращения опеки до достижения ими 24-летнего возраста, объединены социальные вычеты на образование (кроме вычета на образование детей), здравоохранение (кроме вычета расходов на дорогостоящее лечение) и пенсионное страхование (обеспечение) в один (Закон N 216-ФЗ) с увеличением предельной общей суммы такого вычета до 120 тыс. руб. (Закон N 55-ФЗ). Это сделано для того чтобы налогоплательщик мог управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель (на образование, лечение, страхование) или распределять ее иным образом по своему усмотрению.
Кроме того, в целях реализации демографической политики усовершенствован порядок предоставления стандартного налогового вычета на детей. В частности, увеличены его размеры с 600 до 1000 руб. и предельного размера дохода до 280 тыс. руб., до достижения которого предоставляется данный вычет. Увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение персонального налогового вычета, с 20 тыс. до 40 тыс. руб.*1
Помимо этого в среднесрочной
перспективе предусмотрено
- снятие ограничений на
применение социального
- предоставление налогового вычета по суммам уплаченных процентов по образовательным кредитам;
- возможность применения
социального вычета по лечению
детей, находящихся на