НДФЛ : налоговые вычеты, общая характеристика, особенности предоставления, перспективы дальнейшего развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления ,отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам ,позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

Содержание работы

Введение 3
Плательщики НДФЛ 4
Объект налогообложения 6
Налоговая база. Налоговые ставки 10
Налоговые вычеты 17
Анализ формирования доходов бюджетной системы от платежей по НДФЛ 23
Совершенствования налогообложения доходов физических лиц. 29
Заключение. 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

- возможность применения  социального вычета в отношении  расходов на дошкольное образование детей.

Право налогоплательщика  на применение налогового вычета в  отношении расходов на дошкольное образование  действующей редакцией ст. 219 НК РФ не исключается. Вместе с тем представляется необходимым включить в данную статью норму, прямо указывающую на возможность  использования такого права;

 

- освобождение от налогообложения  доходов от некоммерческих организаций,  получаемых детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей,  и детьми, являющимися членами  семей, доходы которых на одного  члена не превышают прожиточного  минимума;

 

- освобождение от налогообложения  сумм, уплаченных благотворительными  некоммерческими организациями  на образовательные цели, в т.ч.  по дошкольному образованию, за  определенные категории граждан  (малоимущие, дети-сироты, дети, оставшиеся  без попечения родителей, инвалиды), а также отмена условия, при  котором социальный налоговый  вычет на благотворительность  предоставляется исключительно  при перечислении физическими  лицами части своего дохода  на осуществление уставной деятельности  организаций, частично или полностью  финансируемых за счет средств бюджетов.

Предусмотренные указанными документами меры, безусловно, будут  способствовать совершенствованию  налогообложения доходов физических лиц, созданию оптимальной правовой модели подоходного налога. Вместе с тем данный комплекс мер представляется недостаточным.

Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, не соответствуют  реалиям сегодняшнего дня, а также  не способствуют повышению уровня жизни  налогоплательщиков. Это приводит к  сокрытию части дохода либо уклонению  от уплаты налога. Более всего это  касается стандартных налоговых  вычетов в размере 400 и 1000 руб. в месяц, т.к. они слишком малы.

Налоговый кодекс РФ провозглашает: при установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к их уплате (п. 1 ст. 3). Установление в ст. 218 Кодекса предельных размеров стандартных налоговых вычетов  нарушает вышеуказанный принцип, поскольку  не учитывает различия имущественного положения физических лиц в зависимости  от места жительства, условий проживания, особенностей региональной экономики  и т.д. В частности, стандартный  налоговый вычет, установленный  в подп. 3 п. 1 ст. 218 (400 руб. за каждый месяц  налогового периода), вряд ли равен  по своему экономическому значению в  разных регионах. Более того, он совершенно не соотносится даже с минимальной стоимостью потребительской корзины.

По данным Федеральной  службы государственной статистики, величина прожиточного минимума за I квартал 2012 года в целом по Российской Федерации составила 6473 руб. в месяц – для всего населения, 6986 руб. в месяц – для трудоспособного населения, 5122 руб. в месяц – для пенсионеров, 6265 руб. в месяц – для детей.

Вместе с тем численность  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам I квартал 2012 года составила 22,9 млн человек (16,1% общей численности населения). Среднедушевые денежные доходы населения по итогам 2010 года – 18 552,6 руб., при этом размер потребительских расходов – 10 024,1 руб.

Таким образом, стандартные  вычеты для подавляющей массы  налогоплательщиков, пользующихся вычетами на общих основаниях, не выполняют  свое предназначение. Отсутствие индексации приводит к сокращению реальной величины льготы. Думается, размер стандартных  вычетов целесообразнее привязать  к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. 

Приемлем и другой, более  мягкий для нагрузки на бюджетную  систему России подход к решению  проблемы низкого экономического значения стандартных налоговых вычетов. При этом величины указанных вычетов  возможно увязать с уровнем инфляции (индексом потребительских цен).

Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной  статистики, за период с 1 января 2001 года по 1 января 2011 года уровень инфляции в России составил более 300%. Учитывая эти обстоятельства, предлагается увеличить размеры стандартных налоговых вычетов соответственно темпам роста уровня инфляции (индекса потребительских цен).

Кроме того, целесообразно  дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ .

Такая необходимость связана  с тем, что величина прожиточного минимума по регионам различается в  несколько раз, и установление необлагаемого  минимума по средней для всей территории России величине прожиточного минимума не будет соответствовать реальным расходам населения в различных  регионах, необходимым для удовлетворения минимальных жизненных потребностей.

Вместе с тем недостатком  данного налогового механизма следует  назвать следующее: он предоставляется  родителям, имеющим на иждивении  только несовершеннолетних детей. Представляется, родителям, имеющим на иждивении  студентов до 24 лет, также следует  предоставить право уменьшать доход  семьи на расходы на оплату лечения  детей, обучающихся на очном отделении. Следует учитывать, что обучение по очной форме не предполагает возможность  учащегося иметь собственный заработок.

Действующее налоговое законодательство при предоставлении вычета не делает различий между семьей из четырех  человек, приобретающей квартиру в спальном районе города площадью 80 кв. м., и одиноким налогоплательщиком, купившим квартиру в центре города площадью 150 кв. м. Причем в невыгодном положении, с точки зрения пользования льготой, находится семья.

Вычет в связи с приобретением  жилья следует дифференцировать с учетом семейного положения  налогоплательщика.

Предлагаемые ограничения  в праве пользования вычетом  при приобретении или строительстве  жилья приведут к их существенному  сокращению, особенно в части использования  данной льготы обеспеченными слоями населения, что позволит снизить  потери для бюджета при повышении  размера стандартных вычетов.

Одновременно необходимо законодательно зафиксировать дифференцированный подход к налогообложению доходов  физических лиц. Для исчисления налога система налогообложения должна учитывать семейное положение налогоплательщиков, т.е. быть дифференцированной для трех категорий налогоплательщиков: одинокий, работающие супруги или один работающий супруг. Данный подход полностью удовлетворяет  принципу справедливости и равного  налогового бремени и широко применяется  во многих зарубежных странах.

Во-первых ,размер стандартных вычетов должен соответствовать прожиточному минимуму с дифференциацией по субъектам РФ и предоставляться ежемесячно независимо от размера полученного дохода.

Во-вторых, при налогообложении доходов необходим учет уровня инфляции, который в России еще остается значительным.

В-третьих  , нужно ввести прогрессивную ставку налога.

Законопроекты о введении прогрессивной ставки налога поступают  в Государственную Думу с периодичной  регулярностью – в 2007 г. (предлагалось до 60 тыс. рублей месячного дохода налог  не взимать; от 3,6 млн. – установить 30% ставку),  в 2009 г. (нижний 2%-предел для доходов до 10 тыс. рублей и верхний свыше 5 млн. – 40%),  в феврале 2010 г. (до 60 тыс. – 5%; от 12 млн. и 1 рубля – 3 млн. 834 тыс. + 45% от суммы, превышающей 12 млн.), в августе 2010 г., в июле 2011 г. (до 120 тыс. дохода – 10%; свыше 2,9 млн. – 849 тыс. + 45% от суммы, превышающей 2,9 млн.). Ни один из данных актов не принят.9

В-четвертых ,необходимо изменить механизм налогообложения, установив объектом налогообложения совокупный доход налогоплательщиков.

В-пятых , после всех этих изменений, требуется принятие мер по установлению действенного контроля за доходами налогоплательщиков и за движением наличных денег в экономике. В настоящее время такой контроль в стране весьма ослаблен, что позволяет обналичивать денежные средства сверх установленных норм и создавать условия для выплаты зарплаты в конвертах. В частности, действующие ныне положения позволяют предпринимателям без образования юридического лица практически бесконтрольно осуществлять операции с наличностью. Также следует предоставить налоговым органам право отслеживать прирост имущества и уровень потребления за определенный период, как это делается во всех развитых странах.

Так как налог на доходы физических лиц охватывает практически  все население нашей страны, необходимость  его совершенствования не вызывает сомнений.

 

Заключение.

Налоги с физических лиц  существуют с глубокой древности. Развитие системы этих налогов можно выстроить  в цепочку: дань – подать – налог. И хотя сам подоходный налог довольно молод, до его введения налоговая  система косвенно учитывала доходы граждан при построении реальных налогов.

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  между государством и физическими  лицами по мобилизации средств в  госбюджет.

Экономическая сущность этого  налога выражается в их функциях: фискальной и регулирующей. Налог на доходы физических лиц – важная составная  часть налоговой системы РФ

Анализ величины стандартного налогового вычета показывает, что его нельзя считать необлагаемым минимумом существования, признанным во всем мире. Сумма стандартного налогового вычета в несколько раз ниже величины прожиточного минимума. В работе показано, что затраты на увеличение стандартного вычета до приемлемого уровня могут  быть скомпенсированы дополнительным обложением высоких доходов. При  этом эти суммы для богатых  незначительны, а для бедных жизненно необходимы.

При установлении социальных льгот должно учитываться  семейное положение налогоплательщика, причем наличие не только детей, но и родителей, иждивенцев. Зачастую молодые, энергичные, трудоспособные, образованные люди при наличии нескольких детей  и неработающих жен и родителей, получая приличную заработную плату  после вычета суммы налога, не способны обеспечить семью даже минимальными потребностями и вынуждены вести нищенский образ жизни.

Что касается перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время  кардинальных изменений в порядке  налогообложения доходов граждан. При любом изменении НДФЛ и  их вычетов необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с  другой стороны – это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ .
  3. Приказ Минфина РФ «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2009 год» от 29.12.2009 № 145н.
  4. С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» Финансы 2006, №2.
  5. Братчикова Н.В. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Комментарий к законодательству по состоянию на 1 марта 2001г. М.: 2001.- 95с.
  6. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ Серия Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 480с.
  7. Смирнова, Е.Е. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц Е.Е.Смирнова Финансы. – 2006. - №3. – С. 71-72.
  8. http://www.audit-it.ru  -Бух учет, налогообложение  аудит в РФ.  (дата обращения – 04.12.12).

9.  http://www.deepfinance.ru -Министерство финансов Краснодарского края(дата обращения – 04.12.12).

10. http://www.minfin.ru – Министерство Финансов РФ. (дата обращения – 04.12.12).

  1. http://www.saldo.ru - Официальный сайт газеты «Налоги». (дата обращения – 04.12.12).
  2. http://www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба (дата обращения – 04.12.12).
  3. http://www.gks.ru – Официальный сайт Росстата (дата обращения – 04.12.12).

1 http://www.deepfinance.ru/finances-1568-13.html  (Размер подоходного налога по странам мира)

2 http://www.nalkod.ru/statia209 (209 НК РФ)

3 http://www.nalkod.ru/statia208 (208 НК РФ)

4 http://www.adv1.ru/zakon_kodex/nk2_rf.php (Налоговый кодекс)

5 http://www.finexg.ru/ndfl-nalogovaya-baza-i-stavki-naloga/ (ставки налога)

6 http://www.businessuchet.ru/content/document_r_C7DE01B7-84C0-4E4F-897A-3911547ACD08.html (Стандартные вычеты).

7 http://www.zakonrf.info/nk/218/ (вычеты предоставляются)

8 http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d09/2-6-1-2.htm

9 http://cgpartner.ru/2011/11/progressivnaya-shkala-ndfl-perspektivy-vvedeniya-i-aktualnye-problemy/

 


Информация о работе НДФЛ : налоговые вычеты, общая характеристика, особенности предоставления, перспективы дальнейшего развития