НДС и практика его исчисления на примере организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение и расчет налога на добавленную стоимость. Для реализации цели требуется решение ряда задач: изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость, рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС в оптово-торговой организации, определить ставки налога на добавленную стоимость.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРИТИЧЕКСИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС В ОРГАНИЗАЦИИ. 4
1.1.ЭВОЛЮЦИЯ НДС В РОССИИ. 4
1.2. РОЛЬ НДС В КОНСОЛИДИРОВАННОМ БЮДЖЕТЕ 7
1.3 ЭЛЕМЕНТЫ НДС 10
2. ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС 16
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 16
2.2. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ. 18
2.3 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС 19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС 20
3.1.ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ НДС 20
3.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДС 22
3.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГА 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Ндс. (1).doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Финансово-экономический  факультет

Кафедра налогов и налогообложения

 

Курсовая  работа

  по дисциплине:                                                                  

    Федеральные налоги и сборы с организаций:

         «НДС и практика его исчисления на примере организации»

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила:

                                       Группа: НВ-301

                                                      Научный руководитель:

                                   

 

             

                                           

 

 

                                               Москва 2012 г

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость производства. Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Государство вправе взимать часть собственности у налогоплательщика для формирования централизированных фондов денежных средств и, соответственно, для реализации публичных задач и функций. Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени. Налоговое право базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип обязательности элементов налогообложения. Отсутствие в законе корректно определенных обязательных элементов налога означает, что данный налог нельзя считать установленным, налог можно не платить, в крайнем случае - все возникающие юридические коллизии плательщик в праве трактовать в свою пользу.          Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Особо это касается такого популярного налога как НДС. В промышленно развитых странах удельный вес НДС в налоговых бюджетных поступлениях составляет в среднем 25%. В России НДС занимает 1 место среди налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета (более 41%), что составляет свыше 36% всех доходов Федерального бюджета.     Целью моей работы является изучение и расчет налога на добавленную стоимость. Для реализации цели требуется решение ряда задач: изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость, рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС в оптово-торговой организации, определить ставки налога на добавленную стоимость.

 

1.Теоритичексие основы исчисления и уплаты НДС в организации.

1.1.Эволюция  НДС в России.   

Налог на добавленную  стоимость  – косвенный налог. Его активно используют в России и в мире.

Впервые схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века. Необходимо отметить, что для косвенных налогов характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж.

 С другой стороны  производители несли значительные  убытки вследствие снижения спроса  на свою продукцию. Это явилось  предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь.

Необходимо отметить, что  произошло некоторое совершенствование  механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной  торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась.

Вышеперечисленные факторы  послужили основными причинами  к возникновению налога на добавленную  стоимость, который давал возможность  государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю). В нашей стране, он появился   недавно, лишь  в 1992 г. При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключалась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость.

Тем самым был обеспечен  равный подход к вовлечению в процесс  формирования бюджета всех хозяйствующих  субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности1. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года по сегодняшний день, составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. 2

 
          

 

 

 

 

1.2. Роль НДС в консолидированном бюджете

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Рассмотрим НДС за 2010 и 2011 годы .

     Из таблицы видно, что роль налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации достаточно значима. В федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан. в январе-сентябре 2011 года поступления составили 7 199,6 млрд. рублей - на 27,9% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. Формирование всех доходов в январе-сентябре 2011 года на 84% обеспечено за счет поступления налога на прибыль - 25%, НДПИ - 21%, НДФЛ и НДС - по 19%. В январе-сентябре 2010 года доля указанных налогов составляла 81%. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в сентябре 2011 года составили 153,1 млрд. рублей и по сравнению с сентябрем 2010 года выросли на 14,1%.

В январе-сентябре 2011 года поступило 1 772,5 млрд. рублей - на 32,1% больше, чем в январе-сентябре 2010 года.

 

 

 

Из общей суммы января-сентября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 260,8 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 1 511,7 млрд. рублей (85%). В январе-сентябре 2010 года указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.

Налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в сентябре 2011 года поступило 190,7 млрд. рублей, что на 33,9 % больше, чем в сентябре 2010 года; в январе-сентябре 2011 года поступило 1 340,8 млрд. рублей - на 36,8% больше, чем в январе-сентябре 2010 года.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в сентябре 2011 года поступило 8,4 млрд. рублей, или на 31,1% больше, чем в сентябре 2010 года;

В январе-сентябре 2011 года поступило 67,2 млрд. рублей - в 1,9 раза больше, чем в январе-сентябре 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Поступления по сводной группе акцизов  в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в сентябре 2011 года 57,3 млрд. рублей и выросли относительно сентября 2010 года в 1,5 раза;

В январе-сентябре 2011 года поступило 449,3 млрд. рублей - на 37,3% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. (Рис. 3)

Из общей суммы января-сентября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 170,7 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации -278,6 млрд. рублей (62%).

II. В федеральный бюджет в сентябре 2011 года поступило 417,3 млрд. рублей - на 38,7% больше, чем в сентябре 2010 года;

в январе-сентябре 2011 года поступления составили 3 333,6 млрд. рублей - на 41,8% больше, чем в январе-сентябре 2010 года.

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 40% и налога на прибыль - 8%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета.

 

                                 

                               

 

 

 

 

 

 

1.3 Элементы НДС

Налог на добавленную  стоимость  (далее - НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).  
     НДС является косвенным налогом, включаемым в цену товаров (работ, услуг), то есть этот налог, фактически оплачивает конечный потребитель.  
     Налогоплательщиками НДС являются : организации; индивидуальные предприниматели;  
лица, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.  
     Освобождаются от обязанностей налогоплательщика организации и индивидуальные предприниматели, если в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности один миллион рублей. При этом освобождение имеет уведомительный характер и предоставляется на 12 последующих месяцев. Освобождение не применяется к налогоплательщикам, реализующим подакцизные товары в течение трех предшествующих календарных месяцев, а также в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.  
     К операциям, которые не подлежат налогообложению НДС, относится реализация:  
- медицинского оборудования и медицинских товаров, медицинских услуг (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических не финансируемых из бюджета) по специальному перечню;  
- услуг по уходу за больными;  
- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;  
- продуктов питания, произведенных столовыми учебных заведений, медицинских организаций, дошкольных учреждений в случае полного или частичного финансирования этих заведений, организаций и учреждений за счет средств бюджетов или фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС);  
- услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (за исключением такси), а также морским, речным, железнодорожным, автомобильным пригородного сообщения в случае предоставления пассажирам льгот, утвержденных в установленном порядке, и других предусмотренных законом видов деятельности.  
     Объекты налогообложения НДС:  
1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав.  
     Передача на безвозмездной основе признается реализацией.  
2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.  
3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления.  
4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.  
    Налоговая база по НДС определяется стоимостью этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.  
     Моментом определения налоговой базы по НДС является:  
- для налогоплательщиков, утвердивших учетную политику по мере отгрузки — день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);  
- для налогоплательщиков, утвердивших учетную политику по мере поступления денежных средств — день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг);  
- в случаях, когда товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар — момент передачи права собственности;  
- при реализации на безвозмездной основе — день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);  
- при реализации на экспорт — последний день месяца, в котором собран полный пакет предусмотренных документов.  
     Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Но для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период — квартал.  
    Существуют 3налоговые ставки по НДС:  
    0 % — на товары (работы, услуги), перечисленные в п.1 статьи 164 НК РФ;  
    10 % — при реализации товаров, перечисленных в п.2 статьи 164 НК РФ, в том числе:  
• некоторые продовольственные товары,  
• некоторые товары для детей,  
• медицинские товары по специальным перечням,  
• периодические издания, не носящие эротического или рекламного характера,  
• книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой; 

18 % — на остальные  товары, работы и услуги;  
10/110 и 18/118 — расчетные ставки при получении денежных средств, учитываемых с НДС (при получении предварительной оплаты под поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, реализация которых облагается НДС).             Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, в отношении:

  1. товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
  2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов 

Возмещение. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.            Если  нарушения не выявлены, то по окончании проверки  в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем  налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Информация о работе НДС и практика его исчисления на примере организации