Недоимки по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль и организация работы по взысканию недоимок по налогам и сборам в России. Направления работы по взысканию недоимок по налогам и сборам в практике работы налоговых органов и рекомендации для совершенствования организации работы.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты характеристики процесса возникновения недоимки по налогам и сборам

1.1 Теоретическое содержание понятия «недоимка по налогам и сборам»

1.2 Основные методы взыскания недоимки по налогам и сборам

1.3 Порядок списания безнадежной недоимки по налогам и сборам

2. Анализ эффективности работы по снижению недоимок на примере Рязанской области

2.1 Основные направления деятельности УФНС по Рязанской области

2.2 Организация налогового контроля на территории Рязанской области

2.3 Анализ работы по взысканию недоимок на примере УФНС по Рязанской области

3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок

3.1 Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля в деятельности УФНС Рязанской области

3.2 Основные мероприятия по совершенствованию организации налогового контроля в деятельности УФНС Рязанской области

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

 

В результате проведенной работы 165 индивидуальных предпринимателей представили декларации и расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

 

Сумма легализованной заработной платы составила более 28 млн. рублей, в том числе более 2 млн. рублей за 2007 год.

 

Эффективность работы комиссий за 2008 год по легализации налоговой базы по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (удельный вес повысивших заработную плату в общем количестве отобранных налогоплательщиков) составила 96,8%, т.е. 3058 налогоплательщиков увеличили налоговую базу за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.

 

В рамках работы по легализации «теневой» заработной платы проводятся различные мероприятия информационного характера и разъяснительная работа:

 

- материалы по данному вопросу публикуются в региональных и местных средствах массовой информации;

 

- Управлением выпущено 4 тыс. листовок, разъясняющих социальную ответственность работодателей за искажение реальной оплаты труда работников и соответственно налоговой базы по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц;

 

- на официальном Интернет-сайте Управления размещается информация о результатах работы налоговых органов области по легализации налоговой базы.

 

В 2008 году налоговые органы Рязанской области продолжили работу по привлечению налогоплательщиков к представлению бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

 

В результате проведения большой информационно-разъяснительной работы количество налогоплательщиков - юридических лиц, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, увеличилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом с 26,7% до 51%, налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - с 9,5% до 46% соответственно (см. Приложение Б).

 

По состоянию на 01.01.2009 г. из 15 956 налогоплательщиков - организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность, по телекоммуникационным каналам связи представили 8 066 налогоплательщиков или 51%, при плановом задании ФНС России в размере 38%.

 

Из 6028 налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, представивших налоговые декларации, по ТКС представили 2799 налогоплательщиков или 46%, при плановом задании в размере 23%.

 

Через средства массовой информации Управлением в 2008 году акцентировалось внимание налогоплательщиков на преимуществах представления налогоплательщиками отчётности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; проводилась информационная кампания по легализации «теневой» заработной платы; продолжилось информирование налогоплательщиков о действующих нормах налогового законодательства.

 

В марте был организован круглый стол с участием редакторов рязанских СМИ на тему: «Информирование налогоплательщиков через средства массовой информации».

 

В мае месяце в Управлении ФНС России по Рязанской области совместно с Управлением Федеральной службы судебных приставов проведена пресс-конференция по вопросам уплаты транспортного налога и использования устройств самообслуживания по приему налоговых платежей от физических лиц.

 

В целях повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых инспекциях Рязанской области функционируют 4 операционных зала, оборудованных в соответствии с установленными требованиями (на световом информационном табло транслируется бегущая строка, размещаются компьютеры со справочно-правовыми системами и программными продуктами, организуются пункты приема налоговой и бухгалтерской отчетности).

 

Таким образом, анализируя объем работы УФНС по Рязанской области необходимо сделать ряд следующих выводов.

 

УФНС России по Рязанской области в рамках анализируемого периода провело ряд мероприятий, которые касались работы с налогоплательщиками - физическими лицами, а также была охвачена деятельность юридических лиц.

 

В рамках деятельности УФНС по Рязанской области можно выделять ряд направлений:

 

- информационное;

 

- разъяснительное;

 

- контролирующее.

 

Основные показатели деятельности УФНС России по Рязанской области в целом отражают положительную динамику работы в данном направлении.

 

2.2 Организация налогового контроля на территории Рязанской области

 

 

В анализируемом периоде, а именно в динамике с 2006 по 2008 год снизилось количество проведенных выездных налоговых проверок на 354, или 10%, их количество составило 3185.

 

На снижение количества выездных налоговых проверок оказали влияние следующие объективные факторы.

 

Прежде всего, это - отвлечение сотрудников налоговых органов Рязанской области для проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, головная организация которых состоит на учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации или в Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Среднесписочная численность отвлеченных сотрудников в 2007-2008 году составила 30 человек.

 

Кроме того, в 2008 году снизилось количество проверок организаций, подлежащих ликвидации на 23,4% (с 619 до 474), вместо которых проведены выездные налоговые проверки налогоплательщиков, имеющих наибольшие показатели выручки от реализации товаров (работ, услуг), численности работающих, проведение которых требует больших усилий и временных затрат.

 

В частности:

 

- увеличилось количество комплексных выездных налоговых проверок с 1627 до 1667 проверок.

 

- количество выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков возросло в 1,8 раза (с 5 до 9 проверок).

 

Удельный вес количества комплексных проверок в общем количестве выездных проверок организаций и физических лиц возрос с 2006 по 2008 год на 6,2 процентных пункта и составил 52,2%.

 

В 2008 году существенно возрос уровень целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Удельный вес организаций, отобранных для проведения выездных налоговых проверок к общему количеству выездных налоговых проверок организаций увеличился на 32,8 процентных пункта (с 58,3% до 91,1%).

 

В тоже время, в 2008 году имели место и низкорезультативные проверки, с доначислениями менее 5 тыс. руб. Однако удельный вес данной категории проверок снизился, по сравнению с 2006 годом, на 8,0 процентных пунктов и составил 24,4%, из которых проверки, проведенные в отношении ликвидированных организаций и налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, составили 215, или 43%.

 

В 2008 году ФНС России принята Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, направленная на определение, в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, критериев оценки рисков для налогоплательщиков.

 

В целях повышения результативности и эффективности контрольной работы в части усиления аналитической составляющей системы планирования и подготовки выездных налоговых проверок, Управлением создана аналитическая группа по выработке рекомендаций для территориальных налоговых органов по включению в план проведения выездных налоговых проверок отдельных налогоплательщиков.

 

В связи с установлением факторов повышенного риска совершения налогового правонарушения, произведен отбор для проведения 1361 выездной налоговой проверки организаций (более 98 процентов), уровень комплексности проведения выездных налоговых проверок (с учетом всех заявленных к начислению налогов) достиг 82 процентов, что превышает аналогичный показатель 2007 года почти на 30%.

 

В целях повышения качества выездных налоговых проверок, обеспечения достоверности изложения фактов налоговых правонарушений и наиболее полного обоснования доказательной базы, налоговыми органами края обеспечено применение дополнительных мероприятий налогового контроля при проведении каждой выездной налоговой проверки, их общее количество возросло по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза и составило 2250 мероприятий.

 

Значительно возрос (с 34 в 2007 году до 51 процента в 2008 году) удельный вес выездных налоговых проверок, в процессе которых проведено истребование документов, почти в 2 раза возросло количество встречных проверок по запросам налоговых органов других регионов и составило 4857 единиц.

 

В результате аналитической работы налоговых органов общая сумма результатов камерального контроля, с учетом суммы уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств и суммы НДС, возмещение которых признано необоснованным, составила 2,6 млрд. руб.

 

Координация взаимодействия с органами внутренних дел Рязанской области с целью противодействия экономическим преступлениям в налоговой сфере, является одним из приоритетных направлений нашей работы.

 

Количество проведенных выездных налоговых проверок с участием органов внутренних дел возросло по сравнению с прошлым годом на 5 единиц, удельный вес данных проверок в общем количестве выездных налоговых проверок - 6%.

 

Организация выездных проверок в 2007 году осуществлялась по проблемным налогоплательщикам, в том числе использовавшим схемы ухода от налогообложения.

 

В результате целенаправленного отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок в 2008 году удельный вес результативных выездных проверок организаций (без учета проверок на ликвидацию) и физических лиц увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 1,9 процентных пункта, и составил 98,9%.

 

При этом результативность выездных проверок организаций (без учета проверок на ликвидацию) составила в 99,4%, что выше показателя прошлого года на 1,4 процентных пункта.

 

Возросли показатели, характеризующие эффективность проведения выездных налоговых проверок.

 

Так, сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок возросла в 1,6 раза и составила 661,8 тыс. руб., в том числе в расчете на одну проверку:

 

- организации - сумма доначислений возросла на 247,9 тыс. руб., или 59,9% и составила 744,6 тыс. руб.;

 

- физического лица - на 386,1 тыс. руб. или в 8,3 раза и составила 439 тыс. руб.

 

Вместе с тем, при анализе показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок наблюдается снижение доначислений на одну камеральную налоговую проверку с 1,3 тыс. руб. до 1,1 тыс. руб.

 

Уменьшение данного показателя сложилось в результате снижения доначислений на 1 камеральную налоговую проверку крупнейшего налогоплательщика на 242,2 тыс. руб. (с 269,8 тыс. руб. в 2005 году до 27,6 тыс. руб. в 2006 году).

 

За 2008 год по результатам контрольной работы налоговых органов Рязанской области дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пени, на сумму 2188,5 млн. рублей.

 

В течение 2008 года приоритетным направлением контрольной работы налоговых органов области был ориентир на оценку рисков совершения налогового правонарушения конкретным налогоплательщиком. В этой связи отслеживались и оценивались важнейшие показатели результатов его деятельности: уровень налоговой нагрузки, рентабельность, доля вычетов по НДС, низкая среднемесячная заработная плата, наличие договорных отношений с контрагентами - перекупщиками или посредниками при отсутствии разумных экономических целей.

 

Для создания единой системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, организации работы налоговых инспекций, а также просвещения налогоплательщиков, повышения их налоговой дисциплины ФНС Приказом от 30.05.2007 №ММ-3-06/333 утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, в которой изложены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

 

Цель данного документа - обратить внимание налогоплательщиков на эти критерии, стимулировать их на проведение мероприятий, направленных на контроль и изменение величин показателей.

 

Определение указанных общедоступных критериев дает положительные результаты, как в предпринимательской деятельности, так и в сфере налогообложения.

 

Систематическое проведение налогоплательщиками самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволило своевременно оценить риски и уточнить налоговые обязательства.

 

Так, в 2008 году налогоплательщиками заявлено добровольное увеличение своих налоговых обязательств на 437,9 млн. рублей, что на 104,3 млн. рублей больше, чем за 2007 год.

 

Усиление аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов, а также целенаправленный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок позволили обеспечить устойчивую положительную динамику доначислений по выездному контролю на протяжении последних двух лет. Так, темп роста доначисленных выездными проверками платежей в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 115,3%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 124,1%.

 

Почти каждая выездная налоговая проверка заканчивается дополнительными начислениями в бюджет, уровень результативности выездных налоговых проверок в 2008 году составил 99,7%, что больше уровня 2007 года на 7,4 процентных пункта. Показатель эффективности выездных налоговых проверок организаций (сумма доначислений в расчете на одну проверку) возрос в 2008 году на 1,2 млн. рублей и составил 3,6 млн. рублей против 2,3 млн. рублей в 2007 году.

 

В 2008 году с участием налоговых органов области судом рассмотрено 3974 дела на общую сумму 1718,4 млн. руб.

 

По последнему судебному акту в отчетном периоде в пользу налоговых органов судом вынесено 3720 актов или 94% от общего количества рассмотренных дел на сумму 1007,3 млн. руб., что составляет 59% от общей суммы рассмотренных требований.

 

В 2007 году с участием налоговых органов судом рассмотрено 1369 дел на общую сумму 1584,7 млн. руб. По результатам рассмотрения этих дел судом в пользу налоговых органов вынесено 1116 судебных актов или 82% от общего количества рассмотренных дел на сумму 679 млн. руб., что составляет 43% от общей суммы рассмотренных требований.

 

Таким образом, в 2008 году судом рассмотрено на 2605 дел больше, чем в 2007 году, за этот период также увеличилась на 12% доля вынесенных в пользу налоговых органов области судебных актов по отношению к общему количеству рассмотренных дел. Кроме того, в 2008 году возросла на 16% доля суммы требований, рассмотренной судами в пользу налоговых органов области, относительно общей суммы рассмотренных требований.

Информация о работе Недоимки по налогам и сборам