Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:57, курсовая работа
Налоговый контроль и организация работы по взысканию недоимок по налогам и сборам в России. Направления работы по взысканию недоимок по налогам и сборам в практике работы налоговых органов и рекомендации для совершенствования организации работы.
1. Теоретические аспекты характеристики процесса возникновения недоимки по налогам и сборам
1.1 Теоретическое содержание понятия «недоимка по налогам и сборам»
1.2 Основные методы взыскания недоимки по налогам и сборам
1.3 Порядок списания безнадежной недоимки по налогам и сборам
2. Анализ эффективности работы по снижению недоимок на примере Рязанской области
2.1 Основные направления деятельности УФНС по Рязанской области
2.2 Организация налогового контроля на территории Рязанской области
2.3 Анализ работы по взысканию недоимок на примере УФНС по Рязанской области
3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок
3.1 Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля в деятельности УФНС Рязанской области
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию организации налогового контроля в деятельности УФНС Рязанской области
Заключение
Список использованных источников
2.3 Анализ работы по взысканию недоимок на примере УФНС по Рязанской области
По результатам проведенного анализа существующей контрольной деятельности УФНС России по Рязанской области можно сделать ряд следующих выводов.
По состоянию на первое января 2009 года сумма задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям, включая ЕСН, взносы в государственные внебюджетные фонды (без страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) составила 7122,8 млн. рублей, в том числе:
- задолженность по налогам и сборам 3428,7 млн. рублей, или 48% от общей суммы задолженности;
- задолженность по пеням и налоговым санкциям 2064,8 млн. рублей, или 29% от общей суммы задолженности;
- задолженность по единому социальному налогу (включая пени и налоговые санкции) 925,1 млн. рублей, или 13% от общей суммы задолженности;
- задолженность в государственные внебюджетные фонды (включая пени и налоговые санкции) 704,2 млн. рублей, или 10% от общей суммы задолженности (см. Приложение В).
Из общего объема задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям (см. Приложение Г).
Анализ данной диаграммы позволяет сделать ряд следующих выводов. 35,1% составляет задолженность организаций, находящихся в процедурах банкротства, 12,9% приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с вынесением судебных актов о приостановлении решений налоговых органов о взыскании задолженности, 8,6% - задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства, 3% - реструктурированная задолженность, 40,4% - недоимка и неурегулированная задолженность по пеням и налоговым санкциям.
Структура недоимки по налогам и сборам по данным УФНС по Рязанской области РФ представлена в Приложении Д.
Недоимка по налогам и сборам в целом по области по состоянию на 01.01.2009 г. составила 1336 млн. руб. что выше уровня на 01.01.2008 г. на 123 млн. руб. или на 10,1%.
В 2008 году недоимка по федеральным налогам уменьшилась по сравнению с уровнем 2007 года на 4,5%.
Недоимка по региональным налогам увеличилась на 37,3% к уровню 2007 года, по местным налогам - на 18,1% соответственно.
Недоимка по налогам со специальными налоговыми режимами в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 11,8%.
Недоимка по единому социальному налогу уменьшилась на 8,3% по сравнению с 01.01.2008 года.
В 2008 году налоговыми органами Рязанской области применены следующие меры по сокращению задолженности.
Налогоплательщикам направлено 531 тыс. требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа на общую сумму 5080 млн. рублей. После получения требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа должниками была погашена задолженность в сумме 1651 млн. рублей, что на 232 млн. рублей (или на 11,6%) больше по сравнению с 2007 годом.
В случаях неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пени, штрафа в установленный срок на счета налогоплательщиков в кредитных учреждениях было выставлено 60 тыс. инкассовых поручений на сумму 1905 млн. рублей. В результате со счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке было взыскано задолженности в сумме 469 млн. рублей, что на 239 млн. рублей (или в 2 раза) больше аналогичного показателя 2007 года.
В обеспечение исполнения решений о взыскании задолженности по налогам и сборам налоговыми органами было направлено кредитным учреждениям 21 тыс. решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков на сумму 1724 млн. рублей.
В соответствии со ст. 47 Налогового Кодекса РФ в 2008 году налоговыми органами области было вынесено 3,9 тыс. постановлений об обращении взыскания недоимки на имущество должников на сумму 1194 млн. рублей. На основании постановлений налоговых органов территориальными подразделениями судебных приставов было произведено 56 арестов имущества на сумму 19 млн. рублей.
В ходе проведения исполнительных действий судебных приставов должниками было погашено задолженности на сумму 227 млн. рублей, что на 23 млн. рублей (или на 11,3%) больше по сравнению с 2007 годом.
3. Основные направления по совершенствованию работы по взысканию недоимок
3.1 Обоснование необходимости совершенствования налогового контроля в деятельности УФНС по Рязанской области
Согласно Налоговому кодексу РФ в обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Их этого следует, что налоговые органы целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля и проводят систематическую работу по взысканию недоимок.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок, что находит отражение в практической деятельности УФНС России по Рязанской области.
Анализ экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:
- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России.
Та система отбора, о которой мы говорили выше, разработана центральным аппаратом ИМНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию организации налогового контроля в деятельности УФНС Рязанской области
Первоочередной задачей налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.
Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.
Как показывает практика работы УФНС России по Рязанской области г. Барнаула, значительно увеличивает результативность контроля применение перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов налоговой инспекции на территорию другой инспекции.
Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов, усложнение применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения.
Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможные определения размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговых органов вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.
Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.
Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике.
Наиболее показательным является опыт применения таких методов в Германии. Действующее германское законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
- метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
а) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
б) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.
- метод, основанный на анализе производственных запасов.
Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.
Кроме этих методов применяются и некоторые другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом направлении. Налоговые органы с учетом мирового опыта, вынесли соответствующее предложение в законодательный орган решение данного вопроса наделило бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.
Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. В этой связи хотелось бы выразить надежду на скорейшее повышение квалификации работников налоговых органов. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, а в частности налоговых проверок. Одновременно необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки.
Сущность бальной оценки, широко применяемой в Германии, состоит в следующем.
В зависимости от категории каждого проверенного предприятия - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору учитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии.
Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Для совершенствования форм налогового контроля требуется повышение правовой грамотности и информированности налогоплательщиков, включая повышение качества обслуживания, в том числе за счёт создания более комфортных условий налогоплательщикам при их обращении в налоговый орган.
И фундамент для таких отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами на сегодня уже заложен: во всех инспекциях, за исключением малочисленных, которым в текущем году ещё предстоит пройти период реорганизации, созданы специализированные подразделения отделы работы с налогоплательщиками, основной задачей которых является оказание услуг налогоплательщикам.