Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:50, реферат
То, что налоги платить надо, знает каждый. Налоги - главный источник пополнения государственного бюджета. Структура налогов постепенно меняется. Основные поступления в бюджет идут за счет коммерческой деятельности (НДС, налог на прибыль). Налог на имущество, по сравнению с западными странами, у нас пока не играет столь большой роли, но это может скоро измениться. Пока большинство граждан налог на имущество исправно платят, тем более, что размер налогового бремени пока невелик. Поэтому государство, которому всегда не хватает денег на его благие начинания, решило изменить свой подход к имущественным налогам.
Введение.
То, что налоги платить надо, знает каждый. Налоги - главный источник пополнения государственного бюджета. Структура налогов постепенно меняется. Основные поступления в бюджет идут за счет коммерческой деятельности (НДС, налог на прибыль). Налог на имущество, по сравнению с западными странами, у нас пока не играет столь большой роли, но это может скоро измениться. Пока большинство граждан налог на имущество исправно платят, тем более, что размер налогового бремени пока невелик. Поэтому государство, которому всегда не хватает денег на его благие начинания, решило изменить свой подход к имущественным налогам.
Суть изменений, предлагаемых
разработчиками проекта в том, что
должен существовать местный налог
на жилье, который должен заменить действующие
сегодня налоги на имущество физических
и юридических лиц и налог на землю. Этим
налогом предполагается, в частности,
облагать собственников квартир, жилых
домов, дач, гаражей, находящихся в собственности
физических лиц, гаражных и строительных
кооперативов, товариществ собственников
жилья, а также земельных участков, на
которых расположены указанные объекты
недвижимости или которые предоставлены
для их строительства, то есть на все объекты,
которые не являются государственной
либо муниципальной собственностью. Под
закон попадает вся недвижимость, которая
находится в собственности россиян.
Например, если сегодня за недостроенный
коттедж можно не платить налог на имущество
вообще (до тех пор, пока объект не зарегистрирован),
то по новому закону налог придется платить
сразу, как только участок под коттедж
будет оформлен в собственность.
При этом взиматься он будет с рыночной стоимости, которая в несколько раз превышает инвентаризационную. Устанавливать ставки налога в диапазоне от 0,1 до 1%, определять порядок его уплаты и перечень льгот будут местные думы и законодательные собрания. На средства же, собранные со счастливых "домовладельцев", должна развиваться инженерная и коммунальная инфраструктуры, а также финансироваться подготовка земельных площадок под строительство жилья.
Налоги, как способ решения квартирного вопроса.
Для устранения социального
неравенства между владельцами
старого и нового жилья, а также
между дорогим и дешевым
По замыслу законодателей, при установлении
ставки налога должен учитываться и метраж
жилья - если у владельца недвижимости
в собственности окажется 650 и более квадратных
метров, никаких льгот он иметь не будет.
А если метраж - 5 квадратов на человека,
то собственник получит социальные льготы
по максимуму. Соответственно, покупая
квартиру, человек сто раз подумает, нужны
ли ему лишние квадратные метры или дешевле
обойтись социальным минимумом. Может
быть, это поможет, наконец, решить пресловутый
квартирный вопрос. Кроме этого, в рамках
жилищного пакета подготовлен законопроект,
также вносящий поправки в НК РФ, который
изменяет механизм предоставления имущественного
налогового вычета, позволяющего получать
вычет при приобретении и продаже налогоплательщиками
жилого дома или квартиры, а также при
продаже приватизированного жилья независимо
от сроков приватизации.
За границей тоже есть проблемы
Методика исчисления налога на недвижимость в разных странах разная: к примеру, во Франции размер налога на недвижимость зависит от характеристик жилья - местоположения, категории недвижимости, площади. Исходя из этих данных определяется возможная ставка, по которой недвижимость может быть сдана в аренду. Это и служит основой для исчисления налога, который составляет в среднем 30-40% от возможной ставки найма, а его увеличение или уменьшение является прерогативой местных властей. Не стоит, впрочем, думать, что на Западе с налоговой оценкой все идеально. Несмотря на то, что на Западе есть отработанные годами методики оценки недвижимости, накоплена немаленькая статистическая база рыночных цен квадратных метров, система оценки и налогообложения работает все равно со сбоями. "В США система налогообложения базируется на оценочной стоимости недвижимости с поправкой на всякого рода коэффициенты. Оценку производят местные органы самоуправления, но контролировать их практически невозможно, - говорит Камерон Сойер, президент американской девелоперской компании GVA Sawyer. - Владельцы двух одинаковых объектов, расположенных по соседству, могут платить совершенно разные налоги". Демократия без границ Многие адвокаты в США специализируются исключительно на обжаловании оценки имущества, произведенной для налогообложения". Более того гражданские свободы в стране зашли так далеко, что в некоторых американских городах должность оценщика выборная. А в некоторых местностях налог на недвижимость устанавливается по результатам референдума. В России вполне предсказуемы результаты подобного волеизъявления народа (ставка 0 процентов). Что касается определения налоговой базы, то процедура арбитражности в нашем законопроекте просто отсутствует. Если в закон не будут внесены коррективы, то вмененную вам налоговую базу обжаловать будет невозможно. Это, опять же, источник коррупции, поскольку вопрос нельзя решить в суде, его придется решать заблаговременно с помощью взяток. Обычно ставки налога зависят от конкретной законодательной и экономической практики в той или другой стране. В зависимости от установленного способа определения ставки налога различают фиксированные и переменные (бюджетные) ставки. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом нельзя заранее определить размер налоговых поступлений, поскольку величина налогооблагаемой базы год от года меняется. Такой порядок установления ставок принят в Великобритании, Индонезии, Чили, Швеции, Южной Корее, Японии. В других странах (Австралия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария) местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях, как например в Нидерландах и некоторых кантонах Швейцарии, местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, в большинстве же других случаев действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки или и то, и другое вместе.1
Согласно официальных данных, в России для сборов от недвижимости составляет 0,001% от всего бюджета, что неоспоримо мало в рамках целой страны. Для примера, только в Москве, где самые высокие цены на жилье, доля налогов в бюджете субъекта всего 0,027%. При этом в стране налоги платят как юридические, так и физические лица.
Рост цен
на недвижимое имущество достиг таких
колоссальных размеров, когда даже
искусственное сдерживание не приносит
результатов. Одним из факторов, оказывающим
влияние на привлекательность
Какой размер налогов на недвижимость в других странах мира?
Страна |
Ставка (% от стоимости имущества) |
Доля в бюджете |
Германия |
от 1 до 2,1% |
1,06% |
Дания |
от 0,6 до 2,4% |
1,85% |
Голландия |
от 0,1 до 0,9% |
1,81% |
Испания |
0,3 - 0,4% |
0,21% |
Швеция |
от 0,5 до 1,3% |
0,89% |
США |
1,40% |
6,00% |
Япония |
1,40% |
5,70% |
В США налог на недвижимость и землю составляет 75% местного бюджета. Его ставка находится на уровне 1,4% при том, что для расчета берется 75% от рыночной стоимости недвижимости.
В других развитых странах этот налог варьирует от 0,3 до 2,5%. Налоговые льготы предусматриваются только для владельцев нового жилья на период выплаты заемных средств. При извлечении прибыли от сдачи жилья в аренду ставка налога существенно повышается.2
Оценщики против.
Новый единый налог на недвижимость россияне начнут платить уже с 2014 года! Однако этот налог будет вводиться на территорию страны постепенно. В налоговом кодексе еще соответствующие поправки не прописаны, но это произойдет уже в ближайшее время.
Планируется, что на всей территории единый налог начнут уплачивать с 2018 года! Вводить же будут его постепенно, исходя из готовности регионов к начислению данного налога. Так, на сегодняшний день планируется, что с 1 января 2014 года единый налог на недвижимость будет введен в 12 субъектах, а именно в Калининградской, Калужской, Кемеровской, Иркутской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Тверской областях, а так же в Краснодарском и Красноярском краях, и в республиках Башкирия и Татарстан.
Сказать, что жители данных регионов должны быть довольно нельзя, так как предположительно единый налог будет в 3 раза выше того, который жители данных районов платят сейчас.
Такая разница будет из-за того, что теперь для расчета размера налога будет браться стоимость недвижимости не по оценке БТИ, как сейчас, а кадастровая стоимость недвижимости. И естественно кадастровая стоимость намного выше, чем стоимость по оценке БТИ.
Единым налогом на недвижимость будут облагаться земельные участки граждан, дома, квартиры, гаражи, дачи. На сегодняшний день предполагается, что на имущество до 300 млн. руб. будут действовать ставки от 0,1% до 1,5%, ну а если имущества больше, чем на 300 млн. руб., тогда ставка будет выше и составит 0,5-1,5%. На первый взгляд ничего страшного, так как от ставок, которые установлены сейчас разницы особой не будет. Но все-таки за счет того, что рассчитываться налог будет исходя из рыночной стоимости жилья – итоговая сумма налога возрастет значительно. Введя новый налог, государство надеется на увеличение налоговых сборов.
Следует так же отметить, что в проекте закона прописано, что бы обложению налогом подлежали и недостроенные дома, и это так же не самым лучшим образом отразится на кармане граждан.3
То, что налог нужен, сомнений не вызывает, однако Госдуму законопроект не прошел и тому есть несколько причин, главные из которых - неотработанный механизм оценки жилья и отсутствие квалифицированных оценщиков на местах. Дело в том, считают оценщики, что законопроект в его нынешнем виде позволяет чиновникам вменять собственникам жилья свое собственное представление о рыночной стоимости недвижимости, неподкрепленное ни методиками, ни реальной статистикой. Законопроект, в частности, предполагает, что оценку имущества для налогообложения будет осуществлять уполномоченный на то орган местного самоуправления, руководствуясь методами массовой оценки.
Однако в России такой методики пока нет, а значит, считают оценщики, вводить налог преждевременно.
"Ведь даже если на федеральном уровне и будет разработана некая методика, в регионах попросту может не оказаться специалистов, способных ее использовать, - считает вице-президент Российского общества оценщиков (РОО) Евгений Нейман. - В результате, будут рождаться уродливые информационные базы, люди будут получать необоснованные счета, начнутся скандалы". Пока законопроект предлагает устанавливать налоги на жилье на основании сведений, представляемых учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимость. Речь идет в том числе и о ценах сделок купли-продажи, которые будут обрабатываться с целью определения средней рыночной стоимости квадратного метра. Однако проблема в том, что непонятно, откуда регистраторы возьмут эти данные. Ведь регистрационные палаты данными о ценах сделок не располагают. Кроме того, соображения минимизации подоходного налога приводят к тому, что реальные цены в договорах почти никто не указывает. Реальная статистика о продажах есть только в рамках отдельных агентств, но это закрытая информация. Аналитики при оценке рынка ориентируются на цены предложения. Но и это возможно не везде - ведь речь идет не только о крупных городах и не только о квартирах, а обо всех объектах недвижимости, включая частные дома, землю, имущественные комплексы, предприятия, сельхозугодия. Во многих регионах рынка по этим видам недвижимости практически нет.4
Последствия.
Отсутствие единой методики дополняется неразберихой с ценообразованием на рынке недвижимости. За последний год цены менялись столь стремительно, что непонятно, сколь часто должна пересчитываться рыночная стоимость квартиры для начисления налога. Кроме того, система массовой оценки будет адекватной только при наличии достоверных статистических данных. А пока в большинстве договоров купли-продажи недвижимости указывается заниженная цена, не превышающая 1 млн. рублей, который является необлагаемым налогом минимумом. Все, что больше этой суммы, является, по сути, нигде не учтенным черным налом. Чуть проще ситуация с новостройками, хотя и при покупке первичного жилья, существует несколько возможностей занизить реальную стоимость покупки. Вызывает нарекания специалистов и разброс ставок налога - от 0,1 до 1% от стоимости имущества. По мнению некоторых экспертов, это прямой путь к коррупции. Избежать этого можно только в том случае, если на федеральном уровне будут жестко закреплены налоговые ставки с тем, чтобы местные власти не могли ими манипулировать. В добавок к этому - отсутствие фиксированной ставки - повод к популистским мерам воздействия на электорат: снизил ставку - получил дополнительные голоса, повысил - перспектива не пройти следующие выборы. Пока весь клубок проблем остается нераспутанным, Госдума приняла единственно возможное решение - подумать над проектом еще некоторое время, и пока разрабатываются методики оценки, отодвинуть введение единого налога, по крайней мере, до 2014 года.5
Однако последствия от введения этого налога для налогоплательщиков не все понимают. Почему?
Когда вы приобретаете недвижимость в собственность, налог в этом случае вроде бы логичен. Но логично ли платить новый налог на недвижимость каждый год? Если учесть тот факт, что мы приобретаем свои квартиры в частную собственность и ежемесячно оплачиваем коммунальные услуги. А если приобретенная недвижимость находится в ипотеке и фактически принадлежит банку до полного погашения всей суммы кредита, а это несколько лет и тут еще новый «сюрприз» немалый новый налог на недвижимость. Вообще в соответствии с Конституцией РФ, а именно статьи 35, где прописано следующее:
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь
имущество в собственности,
Недвижимость относится к частной собственности, соответственно охраняется Законом. Отсюда возникает такой вопрос как: а не противоречит ли введение нового налога на недвижимость Конституции РФ? Ведь если квартира является частной собственностью, она только собственника и не чья больше, «с какого перепугу» мы еще должны платить за нее немалый налог? Ведь введение данного налога фактически ставит под сомнение понятия «частная собственность». И вот почему. Если вы не сможете оплачивать этот налог на протяжении какого-то времени, а это, несомненно, будет сложно для большей части населения, в этом случае государство в счет погашения налога может отобрать у вас эту самую частную собственность. А где же защита частной собственности?6