Общая характеристика налоговой системы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику налоговой системы Франции;
- выделить особенности французской налоговой системы;
- изучить функции налоговой службы Франции

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

Общая характеристика налоговой системы Франции……………….…5
Виды налогов……………………………………………………….……13
Прямые налоги………………………………………………..…..14
Косвенные налоги……………………………..…………...……..20
Международные налоговые соглашения Франции…………………....23

Заключение…………………………………………….………………………25
Список использованной литературы……………………………………... …27

Файлы: 1 файл

налоговая система Франции.docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

  1. Общая характеристика налоговой системы Франции……………….…5
  2. Виды налогов……………………………………………………….……13
    1. Прямые налоги………………………………………………..…..14
    2. Косвенные налоги……………………………..…………...……..20
  3. Международные налоговые соглашения Франции…………………....23

 

Заключение…………………………………………….………………………25

Список использованной литературы……………………………………... …27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Франция - страна, в которой в  отдельных отраслях доминирует государственная  собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой  политики. Среди развитых стран Францию  отличает высокая доля налоговых  поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды  социального значения.

Актуальность темы исследования. Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Налоговая система Франции имеет  много общего с российской налоговой  системой, несмотря на то, что это  государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки  зрения организации государственных  финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную  на государственном и местном  уровнях.

Среди главных черт французской  налоговой системы следовало  бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных  аспектов, гибкость системы в сочетании  со строгостью, широкая система льгот  и скидок, открытость для международных  налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в  сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.

Но здесь следует учитывать  период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая  система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен, т.к. многое из французского опыта можно было бы использовать в России.

Степень изученности темы. По степени разработанности данная тема относится к довольно хорошо изученной. Вопросами налоговой системы Франции и анализом французской и российской налоговой системы занимались такие ученые как: Артамошкин С.Н., Барулин С.В., Львов Д.С., Маневич В.Е. Мукайдех Е.А., Попонова Н.А., Урман Н.А. и др. Работы некоторых их этих ученых использованы в данной работе.

При написании реферата были использованы следующие методы: системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило раскрыть понятие налоговой системы, уяснить ее сущность; историко-правовой метод - его применение позволило изучить, например, как менялись ставки налогов, метод сравнительного государствоведения и правоведения, с его помощью в работе удалось, например, дать сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции.

Объектом исследования является налоговая система Франции.

Целью работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику  налоговой системы Франции; 

- выделить особенности французской  налоговой системы; 

- изучить функции налоговой  службы Франции;

- рассмотреть основные виды  налогов во Франции: прямые  и косвенные, федеральные и  местные; 

- изучить основные международные  соглашения Франции. 

В результате исследования на основании  результатов анализа особенностей налоговой системы Франции сформулированы выводы.

 

 

  1. Общая характеристика налоговой системы Франции

 

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов  и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система  обладает стабильностью в отношении  перечня взимаемых налогов и  сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений  экономико-социальной политики государства.

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно налоговой системы  Франции нужно дать понятие налогов  и налоговой системы.

Итак, налоги являются одним из важнейших  признаков государства. В любом  обществе они служат материальной основой  исполнения общих дел по поддержанию  порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного  и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета, путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной государством. [3,с.17]

  Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия всех затрат.

Налоговая система государства  обычно представляет собой:

1) взаимосвязанную совокупность  налогов, сборов и платежей;

2) законодательную базу (систему  законов, указов и подзаконных  нормативных актов, регулирующих  порядок исчисления и уплаты  налогов в бюджеты разных уровней);

3) систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов  и иных нормативных актов, администрирование  налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Налоговая система каждого государства  имеет свои качественные особенности  установленные характером ее развития, состоянием экономики, национальными  традициями, общественной психологией. Однако в любом случае она должна базироваться на такой социально-экономической  и финансово-денежной основе, которая  позволила бы ей функционировать  с наименьшими издержками как  для общества в целом, так и  для конкретного субъекта налогообложения. [7,с.13]

 Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой  системы Франции являются:

- системность;

- гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

- социальная направленность - этот  принцип тесно связан с принципом  социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость  основывается как на перераспределении,  так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

Говоря о налоговой системе  нельзя забывать о государственных  органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов - т.е. о налоговой  службе. Организацией налогообложения  в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета

Во Франции налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и  Национальное Управление налоговых  расследований.

Крупные предприятия обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.

Управление проверок налогового положения  осуществляет контроль налогообложения  физических лиц, имеющих очень высокие  доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей  крупных предприятий.

Национальное Управление налоговых  расследований занимается не контролем  в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.

Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных  управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

К низовому звену относятся налоговые  управления департаментов. На этом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Основными организационными структурами  местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая  инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых  центров, отделов земельных налогов  и секторов по ипотечным операциям.

В задачи налоговых центров входит исчисление баз для взимания прямых налогов (за исключением земельных), НДС и различных регистрационных  сборов. Работники центров ведут  дела налогоплательщиков, осуществляют всю текущую работу по контролю, в том числе непосредственно  контактируют с налогоплательщиками. Отделы земельных налогов осуществляют оценку и переоценку недвижимого  имущества, управление государственным  имуществом и контроль операций с  недвижимостью общественных организаций.

Служба взимания налогов обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам  налоговых поступлений, ведут отдельные  реестры поступлений по каждому  налогу.

Главные налоговые инспекции административно-территориальных  единиц несут ответственность за координацию и проверку результатов  деятельности своих подчиненных  служб. [9,с.13]

Организация проведения налоговых  проверок во Франции.

Отбор дел для проверок осуществляется различными способами:

Во-первых, на основе изучения дел  налогоплательщиков по декларациям. Декларации поступают в налоговый орган, где проверяется их формальная сторона, их данные сопоставляются с данными, предоставленными налогоплательщиком. Во Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций в год: 45 тыс. - от юридических лиц и 5 тыс. - от физических. Имеющаяся в базе I информация сравнивается с представленной декларацией, часто уже на этом этапе обнаруживаются расхождения и инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую инспекцию, она может потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более достаточного контроля.[8,с.33]

Во-вторых, поиск сторонней, внешней  информации. С целью такого поиска на всех трех уровнях созданы специальные  структуры, например, на департаментском  уровне - бригада контроля и поиска информации, на общенациональном уровне - межрегиональные бригады. Кроме  того, свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие выездные проверки.

В Налоговом кодексе Франции  процедуры налогового контроля в  отношении предприятий и физических лиц четко разделены и прописаны  в «Книге налоговых процедур», которая  представляет собой процессуальный Налоговый кодекс. Налогоплательщик имеет право вносить свой протест. Многие процедуры требуют разрешения суда. Ревизионный период, или глубина  проверки, на крупных предприятиях составляет три года, но этот срок может  быть увеличен при необходимости  до пяти лет. Ревизионный цикл (период между проверками) составляет обычно 4-5 лет. Так, банки проверяются раз  в 4 года.

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы Франции