Общая характеристика налоговой системы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику налоговой системы Франции;
- выделить особенности французской налоговой системы;
- изучить функции налоговой службы Франции

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3

Общая характеристика налоговой системы Франции……………….…5
Виды налогов……………………………………………………….……13
Прямые налоги………………………………………………..…..14
Косвенные налоги……………………………..…………...……..20
Международные налоговые соглашения Франции…………………....23

Заключение…………………………………………….………………………25
Список использованной литературы……………………………………... …27

Файлы: 1 файл

налоговая система Франции.docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

Рассчитанный по этим элементам  размер налога не должен превышать 3,5 % произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.

К группе налогов на собственность  можно отнести также регистрационные  и гербовые сборы, пошлины. Это, например, пошлина на автотранспортные средства, она приравнивается к гербовому сбору и налагается, кроме установленных исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории Франции и в заморских территориях. Ее размер зависит от мощности двигателя и возраста автомобиля.

Или, например, налог на превышение допустимого лимита плотности застройки, которая уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство.

Сюда же относится:

- налог на озеленение;

- налог на уборку  территорий. Он касается всех видов собственности, затрагиваемых земельным налогом на застроенные участки;

- пошлина на содержание Сельскохозяйственной палаты, взимаемая сверх налога на незастроенные участки с того же базиса;

- пошлина на содержание Торгово-промышленной палаты, вносимая теми, кто уплачивает профессиональный налог;

- пошлина на содержание палаты ремесел, уплачиваемая предприятиями, которые включены в реестр предприятий ремесел;

- местные и департаментные сборы на освоение рудников;

- сборы на установку электроосвещения.

В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который уплачиваю работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер: ставки 4,5 %, 8,5 % и 13,6 %. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1 %. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Предприниматели, на которых работают 10 и более человек, обязаны прямо  или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут  напрямую инвестировать средства в  строительство жилья, могут предоставлять  займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели необходимо отчислять 0,65 % годового фонда оплаты труда.

Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

 

 

 

 

 

    1. Косвенные налоги

 

Основным косвенным налогом  выступает налог на добавленную стоимость. Он обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений. Налог на добавленную стоимость был учрежден для промышленности в 1954 году, а в 1968 году принял всеобщий характер. С тех пор неоднократно изменялся.

Существует 4 вида ставок НДС:

1) 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

2) 22% - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

3) 7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

4) 5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт) [6, с. 45]

 Решение о признании того или иного товара «предметом первой необходимости» зависит от того, насколько активно и организованно действует отстаивающее его лобби. Например, несмотря на сопротивление левых сил, к предметам первой необходимости отнесены цветы, а также услуги, предоставляемые кабельным телевидением. Их ставки НДС - 5,5 %. А вот мыло такой привилегии лишено, и его производителям приходится мириться со ставкой 20,6 проц. Чистый шоколад облагается по сниженной ставке, а шоколадные изделия - по обычной. С рождественских елок отчисляются 5,5 %, но, если они украшены искусственным снегом, налог моментально возрастает до 20,6 %. Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, а также в Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции.

Законами Франции предусмотрено  два вида освобождения от НДС:

1. Окончательное: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:

1) медицина и медицинское обслуживание;

2) образование; 

3) деятельность общественного и  благотворительного характера. Так  же освобождаются все виды  страхования, лотереи, казино.

2. Второй способ освобождения  от НДС - существует список  видов деятельности, где предусмотрено  право выбирать между НДС и  подоходным налогом, это:

1) сдача в аренду помещений  для любого вида экономической  деятельности;

2) финансы и банковское дело;

3) литературная, спортивная, артистическая  деятельность, муниципальное хозяйство. 

Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются  в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский  НДС представляет собой более  гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой  системе скидок и льгот. Во многом, эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные  черты: это освобождение от уплаты НДС  предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые  мелким ремесленникам. Важная особенность  французского НДС - это возможность  его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей  гибкости французский НДС обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений, что  говорит о его эффективности.

Налог на добавленную стоимость  дополняется рядом косвенных  пошлин (или акцизов), которые также  представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в  пользу государства, другие перечисляются  в бюджеты местных органов  управления.

Так к косвенным налогам относятся:

- Налоговые надбавки на бензин. Дают ежегодно до 9,6 % налоговых поступлений, или около 150 млрд. франков. С каждого литра бензина в пользу государства отчисляется до 70 проц. цены.

- Налоговые надбавки на алкогольные напитки. В 1985 году отменена государственная монополия на продажу и торговлю отдельными спиртными напитками, но налог сохранился.

- Налоговые надбавки на табак и спички. Один из самых древних налогов, связанный с государственной монополией на коммерцию этими товарами. С 1995 года табачная компания Сеита приватизирована и котируется на бирже. Однако налог на потребление табака сохранился. С каждой пачки сигарет покупатель выплачивает 75 проц. цены в пользу государства - в общей сложности более 40 млрд. франков в год.

Другие налоги (регистрационные  сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.). Поступления от них  превышают 80 млрд. франков в год. Весьма высоким остается, например, во Франции налог на право наследования. Так, с состояния в 13 млн. франков  два прямых наследника должны выплатить  государству 3 млн. С состояния в 1 млн. франков - около 60 тыс. Более высокие  ставки лишь в Испании и Нидерландах. В Великобритании и США налог  на наследство возрастает по более  крутой шкале, чем во Франции и, например, с состояния в 1 млн. франков в  пользу государства не отчисляется  ничего, а с состояния в 13 млн. - уже почти 5 млн. В целом налоги на наследство достигают 0,35 % ВНП (в  Германии - 1%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международные налоговые соглашения Франции

 

Рассматривая налоги Франции в  международном аспекте, можно отметить значительное количество международных  налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится  к сближению с налоговыми системами  других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте  мировой налоговой гармонизации.

Вообще международные налоговые  соглашения обычно называются «соглашениями  об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Иногда по просьбе партнеров их называют конвенциями, реже - договорами. В ряде случаев соглашения имеют более длинное название - «об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». Первые налоговые соглашения были заключены почти 150 лет назад. Это были как раз соглашения Бельгии с Францией (1843г.) они касались в основном вопросов административной помощи и обмена налоговой информацией.[3,с.213].

Среди стран-членов Европейского Союза  Франция занимает второе место после  Великобритании по числу международных  налоговых соглашений. Этот факт говорит, в первую очередь, о значительной интеграции страны в международные налоговые отношения, а также о том, что общество осознает необходимость унификации налоговых систем стран мира.

Рассматривая налоговые соглашения Франции в территориальном аспекте, можно выделить три региона основных экономико-политических интересов  страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. По числу  соглашений с ними (27) Франция занимает 2-е место в ЕС. Франция имеет  по 24 международных налоговых соглашения со странами Африки и со странами Азии. Среди стран-членов ЕС это лучший показатель. Можно предположить, что этот факт обусловлен не только экономической целесообразностью, но и историческими особенностями отношений Франции с этими регионами.

Что касается Латинской Америки  и государств Карибского бассейна, то Франция имеет соглашения только с 7 из них (4-ое место в ЕС).

Франция и Россия подписали конвенцию  об устранении двойного налогообложения. Последний вариант ее был подписан в Париже 26.11.96. и вступил в силу 1.01.2000. До этого страны обходились более  лаконичным соглашением от 4.10.85. Первое соглашение между Францией и Россией  было подписано в 1970 году. Оно и  последующее соглашение прекратили свое действие с первого января 2000 года.

В соответствии с вновь принятой Конвенцией становится возможным обмен  информацией между налоговыми органами России и Франции. При этом такой  обмен строиться на основе принципа взаимности: французские налоговые  органы никогда не дадут больше информации о российских гражданах, проживающих  во Франции, чем получат сведений о французских гражданах, проживающих  в Россиию.[8,с.34].

В ноябре 2009г. было подписано соглашение между Францией и Швейцарией об обмене налоговой информацией. Французские  власти получили право, при наличии  подозрений, запросить у Швейцарии  информацию о финансовой и налоговой  ситуации любого французского физического  или юридического лица. Франция крайне заинтересована в том, чтобы собрать  все причитающиеся государству  налоги, ведь доход государственного бюджета страны более чем на 93 % состоит из налоговых поступлений. Кстати в декабре 2009 г. Швейцария  приостановила процесс ратификации  соглашения об обмене налоговой информацией  с Францией из-за скандала, разразившегося в связи с использованием Францией похищенных данных о счетах французов  в швейцарском филиале банка HSBC.

 

 

Заключение

 

Вся налоговая система Франции  вырабатывается и осуществляется с  целью развития экономики, иными  словами стабильность бюджетной  и налоговой системы является важнейшим фактором развития экономики.

Изучив налоговую систему Франции  можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая система Франции  имеет ряд сходных черт с  российской налоговой системой, но в то же время она является  более эффективной, более эластичной  и в то же время более  строгой и стабильной.

2. Налоговую систему Франции  составляют: законодательная база, которая включает в себя помимо  основного нормативно-правового  акта - Налогового Кодекса - международные  налоговые соглашения; совокупность  налогов и сборов, и система  государственных органов, осуществляющих  контроль за своевременной уплатой налогов и сборов.

3. Налоговая система Франции  имеет ряд особенностей, а именно:

- ярко выраженную социальную  направленность;

- преобладание косвенных налогов,  несмотря на довольно широкий  перечень прямых налогов;

- наличие широкой системы налоговых  льгот и скидок;

- наличие довольно разветвленной  структуры налоговой службы и  ряд других.

4. Классификация налогов во Франции  стандартная: налоги делятся на  федеральные, региональные и местные,  прямые и косвенные. 

К прямым налогам, т.е. тем, которые  обращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения относятся: подоходный налог; налог на прибыль акционерных  обществ; налог на прибыль; налог  на собственность; налог на автотранспортные средства.

К косвенным налогам, т.е. тем, которые включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя, относятся: основной налог, дающий большую часть поступлений - налог на добавленную стоимость, акцизы (на бензин, на алкоголь, на товар, на спички), пошлины.

5. Во Франции все больше в  последнее время усиливается  тенденция к сближению с налоговыми  системами других стран, это  проявляется в заключении Францией  международных налоговым соглашений с другими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Водопьянова В.А., Терентьева Т.В.  Налоговые системы зарубежных  стран. Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2009. - 356 с.

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы Франции