Министерство
транспорта Российской Федерации
Федеральное
агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный
университет путей сообщения
Кафедра «Финансы,
кредит, бухгалтерский учет и аудит»
РЕФЕРАТ
По
дисциплине: Налоги и налогообложение
Тема:
Оценка доходов водителей такси в целях
налогообложения в США
Выполнила:
Студентка 3
курса
дневного
отделения
группы №
50-Ф
Богушева
Дарья Владимировна
Научный руководитель:
д. э.
н., профессор
Кувалдина Татьяна
Борисовна
Омск 2013
В соответствии
с частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации (пп.7 п.1 ст.31) налоговые
органы вправе "определять суммы
налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками
в бюджет, расчетным путем на основании
имеющейся у них информации о
налогоплательщике, а также данных
об иных аналогичных налогоплательщиках
в случаях отказа налогоплательщика
допустить должностных лиц налогового
органа к осмотру (обследованию) производственных,
складских, торговых и иных помещений
и территорий, используемых налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанных
с содержанием объектов налогообложения,
непредставления в течение более
двух месяцев налоговому органу необходимых
для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов,
учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к
невозможности исчислить налоги".
Иными словами, российские налоговые
органы получили право применять
так называемые косвенные методы
определения налогооблагаемой базы.
В
зарубежных странах, в частности
в США, такие методы в практике
контрольной работы федерального
налогового ведомства применяются
уже давно, прежде всего, в
отраслях хозяйства, связанных
с оборотом крупных сумм наличных
денег, где учет и контроль
значительно затруднены. Если налогоплательщик
не в состоянии представить
налоговому органу требуемые
отчетные данные, налоговый орган
обязан оценить доходы налогоплательщика
косвенным методом. Если налогоплательщик
примет решение оспорить в
судебном порядке результаты
расчетов налогового ведомства,
американский суд исходит из
правомерности применения налоговым
ведомством косвенных методов
расчета налогооблагаемой базы.
Федеральная
налоговая служба США изучает
опыт применения косвенных методов
определения налогооблагаемой базы
при проведении проверок налогоплательщиков
в разных регионах страны и
систематизирует наиболее удачные
разработки налоговиков на местах.
Одной
из категорий налогоплательщиков,
в отношении которой приходится
применять косвенные методы определения
налогооблагаемой базы, безусловно,
являются таксомоторные компании
и водители такси. В этом
секторе рынка услуг движение
средств на счетах налогоплательщика
обычно не соответствует реальным
потокам наличных денег. Большинство
операторов такси оплачивают
расходы на эксплуатацию и
личные расходы наличными денежными
средствами до сдачи выручки
в банк. Как и другие налогоплательщики,
бизнес которых связан с наличными,
водители обычно не показывают
точных записей своих расходов,
что не позволяет установить
размер их прибыли. В силу
специфики этой отрасли косвенные
методы определения налогооблагаемой
базы при проведении налоговых
проверок применяются здесь наиболее
широко.
В
конце 80-х годов американская
федеральная налоговая служба
вела наблюдение примерно за 650
водителями региона Лос - Анджелеса.
Проект осуществлялся на протяжении 3
лет. По результатам наблюдений было подготовлено
руководство для налоговых инспекторов,
которые проверяют налогоплательщиков,
оказывающих услуги в качестве водителей
такси.
Применение
косвенных методов расчета доходов
водителей такси возможно только
при условии использования хорошей
базы данных, учитывающей время
работы водителей, пробег машин,
в том числе порожний и с
пассажирами, тарифы на перевозки,
количество пассажиров, стоимость
и расход бензина и т.д. Работники
налогового ведомства собрали
большое количество статистических
данных, весьма полно отражающих
условия работы в отрасли и
движение финансовых потоков
в ней. Данные были получены
от самих водителей такси, отдела
транспорта управления округом,
в чьем ведении находится город,
а также от таксомоторных компаний.
Разработанная
налоговым ведомством методика
применения косвенных методов
расчета суммы доходов была
представлена на суд налогоплательщиков
и затем утверждена в качестве
официального документа. Проведенные
в соответствии с ним расчеты
позволяют получать результат,
имеющий юридическую силу.
Одновременно
была разработана методика расчета
поправок к доходам таксомоторных
компаний, предоставляющих услуги
в кредит по ваучерной системе
обслуживания. Клиентами при перевозках
в кредит в США обычно бывают школы, детские
сады, а также фирмы, нуждающиеся в автотранспорте
ежедневно в определенные часы для работы
на заданных маршрутах.
Как работают таксомоторные
компании в Лос - Анджелесе
Некоторое
время назад в соответствии
с установленным в таксомоторных
компаниях порядком их руководство
требовало от водителей фиксировать
и сообщать в конце смены
данные счетчика (таксометра) и сумму
выручки за день. Водители получали
минимальный гарантированный оклад
и комиссионные. При такой схеме
учета неясной оставалась сумма
полученных водителем чаевых. Позднее
компании, освободившиеся от уплаты
налогов на фонд оплаты труда
и "мороки" с таксометрами, стали
просто начислять определенную
сумму, которую водители должны
были уплатить компании за
эксплуатацию автомобиля. В этой
схеме взаимоотношений с компанией
водитель выступал в качестве
не наемного работника, а независимого
подрядчика.
Чаще
всего таксомоторные компании
получают франшизу, т.е. заключают
договор о предоставлении лицензии
на использование определенной
символики или марки обслуживания
с какой-либо организацией, органом
местного самоуправления, аэропортом
и т.д. Договор ограничивает
территорию, на которой могут
работать такси. Компания гарантирует
содержание автопарка в чистоте,
подачу машины клиенту за обусловленное
с момента получения заказа
время, а также определенный
уровень квалификации водителей.
Водители
уплачивают компании особый франшизный
сбор. Если машина не удовлетворяет требованиям
договора, ее объявляют "пиратской"
и за нее уплачивается штраф.
Водители
работают 10 - 12 часов в сутки 6 дней
в неделю. Для сохранения лицензии
они должны ответить на радиовызов
диспетчера в течение не более
2 минут после поступления заказа от клиента.
Арендная
плата, которую водитель уплачивает
за эксплуатацию машины (если
автомобилем такси владеет компания),
начисляется еженедельно и может
включать отчисления на страховку
от повреждения имущества компании.
Водители, машины которых находятся
в их собственности, оплачивают
только услуги диспетчера и
страховку. В конце 80-х годов
водитель в Лос - Анджелесе зарабатывал
в среднем около 200 долл. США за день работы.
Некоторые водители работают сверхурочно,
чтобы заработать средства на франшизу
и получить машину в собственность, становясь
владельцем или оператором такси.
Работу
таксистов в городе контролирует
городской департамент транспорта.
Периодически проверяются счетчики
и журналы регистрации перевозок
пассажиров. В соответствии с
требованиями полиции водитель
обязан фиксировать места посадки
и высадки пассажиров и хранить
эти записи в течение 2 недель.
Владелец такси также обязан
регулярно направлять в департамент
транспорта города отчеты о
своих доходах, которые являются
своеобразной формой контроля
властей за правильностью использования
лицензий и прибыльностью таксомоторного
бизнеса. Следует иметь в виду,
что подаваемые в городское
управление отчеты о доходах
не проверяются и поэтому обычно
не соответствуют действительности.
Они служат исключительно лишь
для фиксирования факта оказания
услуг водителями такси.
Городское
управление регулирует численность
работников таксомоторных компаний
путем контроля за количеством
выдаваемых лицензий на осуществление
деятельности по предоставлению
услуг такси.
В
80-е годы таксомоторные компании
Лос - Анджелеса не страховали себя от
ущерба вследствие дорожно - транспортных
происшествий, хотя в городе и пригородах
они случались сравнительно часто. Владельцы
такси обычно приобретали в собственность
старые и большие машины, которые расходовали
много топлива и нуждались в частом ремонте.
Это вынудило власти города потребовать,
чтобы в качестве такси использовались
машины со сроком эксплуатации не более
пяти лет.
Как проверяют таксомоторные
компании
При
проведении налоговых проверок
налогоплательщик (таксомоторная компания)
предоставляет инспектору месячные
сводки по транспортным накладным,
которые подлежат хранению в
течение 1,5 лет. Кроме того, налогоплательщик
обязан предоставить инспектору
перечень машин, составляющих
автопарк компании, анкетные данные
водителей, бюджет личных расходов.
В транспортной накладной фиксируются
данные о ежедневном пробеге
машины и сумма выручки, которую
водители передают администрации
компании, которая принимает их
без проверки.
При
налоговой проверке инспектору
рекомендуется прежде всего сличить
перечень машин, входящих в
автопарк таксомоторной компании,
с реестром машин, имеющимся
в департаменте автотранспорта,
где указывается также информация
о дорожно - транспортных происшествиях.
Данные
о водительском составе рекомендуется
сличить со списком городского
лицензионного департамента, где
указаны фамилия, местожительство
и место работы каждого водителя.
Общим
недостатком в деятельности таксомоторных
компаний Лос - Анджелеса является произвольная
форма ведения записей по начислению налогов.
Нередки случаи, когда некоторые записи
вообще отсутствуют. Согласно существующей
практике водители вычитают из выручки
сумму своих расходов, оплаченных наличными
и подтвержденных чеками.
Стандартная
методика оценки величины фактического
дохода включает 3 этапа:
- анализ банковских счетов налогоплательщика;
- оценка доходов налогоплательщика косвенным методом;
- оценка доходов налогоплательщика по его личным расходам.
Налоговые
проверки рекомендуется начинать
с установления источников наличности,
имеющейся у налогоплательщика,
поскольку обычно он утверждает,
что наличные были накоплены в период,
предшествующий проверяемому. Важно установить,
использует ли налогоплательщик наличные
деньги, полученные от клиентов, для оплаты
личных расходов или расходов на эксплуатацию
до оприходования выручки. Большинство
операторов такси оплачивают свои производственные
и личные расходы наличными до помещения
денег в банк. В том случае, если компания
была недавно создана иммигрантами, налоговому
инспектору рекомендуется ознакомиться
с анкетой налогоплательщика, поданной
в иммиграционную службу, где можно узнать
о суммах средств, ввезенных в страну из-за
границы. Рекомендуется проанализировать
прежние источники доходов налогоплательщика,
в частности полученных по местам прежней
работы, в виде наследства, подарков, займов
и т.д.
Основным
показателем работы водителя
такси является величина пробега
машины за определенный период.
Зная ее, сравнительно несложно
оценить все другие показатели
эксплуатации машины и затем
оценить размер полученной водителем
выручки.
Для
проверки правильности отражения
в отчетах величины пробега
автотранспорта рекомендуется проанализировать
счета по оплате ремонтов с
указанием данных спидометра, оплате
покупок смазочных масел, покрышек,
расчетов за проведение регулировочных
операций и т.д. Однако это
не всегда возможно. В ходе
осуществления проекта в Лос -
Анджелесе информация о проверке быстро
распространилась по городу и вскоре водители
начали предъявлять инспекторам счета
по оплате ремонтных работ без указания
в них данных спидометра, что не позволяло
использовать эти счета для оценки величины
пробега машины. Тогда инспекторы решили
оценивать величину пробега машины по
счетам оплаты смазочных масел.