Приведем
пример расчета величины пробега
машины косвенным методом. Пять
счетов на покупку масла соответствуют
15-кратной смене масла в двигателе.
Величина пробега между двумя
сменами масла составляет 3 тыс.
миль. Отсюда общая величина пробега
автомобиля за анализируемый
период составляет 45 тыс. миль.
Величину
пробега автомобиля можно также
определить с помощью информации
об оплате за бензин. Однако
при этом надо иметь в виду,
что налогоплательщики часто
завышают расходы по оплате
бензина. В Лос - Анджелесе и его окрестностях
в годы осуществления описываемого проекта
в качестве такси в основном эксплуатировались
автомобили 1977 - 1980 гг. выпуска. По оценкам
налогового ведомства, таким машинам одного
галлона бензина хватало на 12 миль пробега.
Однако большинство водителей настаивали
на том, что на одном галлоне бензина они
могут проехать не более 8 миль. Поэтому
величину по оплате расходов бензина налоговые
инспекторы сопоставляют с данными спидометра,
отчетными данными, направляемыми компанией
в местный департамент транспорта, а также
данными других источников.
Установив
величину пробега машины, инспектор
переходит к оценке дохода
налогоплательщика. При этом учитываются
тарифы на оплату посадки пассажира
(плата за включение счетчика),
оплату проезда и простоев
во время ожидания пассажира;
расходы из-за задержек в пути
и т.п.
Зная
среднее количество посадок пассажиров
за день, можно оценить сумму
выручки, полученную от включения
счетчика, поскольку единый тариф
за включение счетчика устанавливается
городскими властями, выдающими
франшизу.
Размер
оплаты проезда на такси зависит
от дальности поездки с пассажиром.
При оценке суммы общего дохода
обычно считают, что величина
пробега с пассажирами составляет
не менее 50% общей величины
пробега автомобиля. Оплата осуществляется
по счетчику. Поэтому, если налоговому
инспектору удается определить
дальность поездки, он может
рассчитать сумму выручки. Инспектору
приходится во всех деталях
разбираться с системой работы
такси, поскольку каждый водитель
работает по-своему. Одни водители
забирают клиентов около вокзалов,
другие объезжает улицы в надежде
на случайного клиента. Все
водители независимо от личных
пристрастий оплачивают услуги диспетчера
и обязаны отвечать на его вызовы.
Многие
водители утверждают, что у диспетчеров
есть любимчики, которым направляются
"выгодные" заказы. Поэтому налоговым
инспекторам рекомендуется выяснить
необходимые детали в ходе
первой беседы с налогоплательщиком.
Например, если водитель работает
около аэропорта, он выезжает
на стоянку такси и встает
в очередь за клиентом. Когда
подходит его очередь, водитель
платит за стоянку (в Лос - Анджелесе
во время реализации проекта - 2,5 долл.),
забирает пассажира, доставляет его по
назначению и возвращается на стоянку.
Однако на практике водитель, взявший
пассажира возле аэропорта, доставляет
его в одну из центральных гостиниц, около
которой забирает следующего клиента.
После доставки второго клиента по назначению
диспетчер передает водителю следующий
заказ, поступивший из места, расположенного
поблизости от места высадки последнего
пассажира. Так что на самом деле 50% порожнего
пробега - это завышенная оценка.
Администрация
аэропорта устанавливает дополнительные
ограничения для водителя такси:
он может появляться в аэропорте
только через день. Если номер
такси четный, то водитель может
приезжать на стоянку аэропорта
только по четным дням и
наоборот.
Когда водителя такси можно
считать наемным работником
При
налоговых проверках возникают
вопросы, связанные с определением
отношений "работодатель - наемный
работник". Порядок налогообложения
в структурах таксомоторного
обслуживания зависит от того,
к какой категории относится
проверяемый налогоплательщик. В
частности, от категории налогоплательщика
зависит, должен ли работодатель
платить налог с фонда оплаты
труда работника или нет.
С
одной стороны, если водитель
такси в Лос - Анджелесе согласно
законодательству арендует автомобиль
у таксомоторной компании за определенный
процент от выручки, то такой водитель
считается наемным работником. С другой
стороны, владельцы машин и операторы,
пользующиеся услугами таксомоторной
компании, либо водители, которые одновременно
арендуют автомобиль и пользуются услугами
компании регулярно за фиксированную
плату, не являются ее наемными работниками.
В целях налогообложения их относят к
категории индивидуальных предпринимателей.
К
другим универсальным критериям
классификации отношений "работодатель
- наемный работник" с точки
зрения налогообложения в США
можно отнести следующие:
- степень свободы действий лица;
- уровень собственных инвестиций в средства производства;
- факт извлечения прибыли или несения убытков;
- характер выполняемой работы с точки зрения возможности отнесения ее к систематической хозяйственной деятельности;
- право компании уволить работника;
- постоянство отношений "работодатель - наемный работник".
Помимо
критерия свободы действий лица
особо важно право компании
контролировать: порядок оказания
услуг; используемых для этого
средства; результаты деятельности.
В
Лос - Анджелесе водителей такси, как правило,
следовало относить к категории наемных
работников. Аргументировалось это следующим
образом. Независимо от того, арендуют
ли водители машину или являются операторами,
они обязаны выполнять определенные требования
франшизы. Хотя водитель в принципе может
отказаться от заказа, предлагаемого диспетчером,
последствия этого зависят от продолжительности
работы водителя в компании и не зависят
от того, владеет водитель своим автомобилем
или нет. Компания не делает различий между
водителями разных категорий ни по условиям
приема на работу, ни по количеству рабочих
часов и тарифам перевозки пассажиров.
Компания может уволить любого водителя
в случае, если последний нарушает требования
франчайзингового договора. Автомобиль
должен быть соответствующим образом
покрашен, внесен в список машин, составляющих
автопарк компании, и застрахован компанией
от ущерба вследствие ДТП.
Постоянные
клиенты ряда таксомоторных компаний
пользуются кредитом, расплачиваясь
за проезд ваучерами. Компания
принимает от водителей ваучеры,
выписывает счета своим клиентам
и получает от них плату
за обслуживание. Например, водитель
такси может быть закреплен
за какой-то школой. По утрам
в определенное время он разъезжает
по домам и забирает детей
- инвалидов, которых отвозит в
школу, а после окончания уроков
развозит по домам. Естественно,
такой водитель жестко ограничен
в своих действиях и считается
наемным работником, а работодатель
в этом случае обязан уплачивать
налог с фонда оплаты труда.
Проверка учета работы арендованных
машин
Определенные
проблемы при налоговой проверке
возникают с водителями арендованных
машин. Большинство владельцев
такси и компаний обычно сдают
в аренду несколько своих автомобилей.
Однако они практически никогда
не отчитываются перед налоговым
органом по доходам, полученным
от взимания арендной платы,
которая может составлять несколько
десятков долларов в день с
одной машины. Водители, взявшие
автомобили в аренду, не фиксируют
(или заявляют налоговому инспектору,
что не фиксируют) момент получения
машины в аренду. Это затрудняет
работу налогового инспектора, которому
приходится искать другие источники
информации.
Одним
из признаков сдачи автомобиля
в аренду является отсутствие
сведений об уплате водителям
заработной платы.
Обследование,
проведенное в Лос - Анджелесе, показало,
что налоговые декларации представляют
менее 40% водителей такси, взявших машины
в аренду. Водители арендованных машин
обычно работают лишь время от времени,
не отчитываются по своим доходам и не
платят соответствующий налог. Количество
таких водителей и величину доходов от
сдачи машин в аренду можно установить
по счетам прибылей и убытков, подаваемым
в муниципалитет. Периодические платежи
за аренду (200 - 400 долл. в месяц) можно выявить
по выпискам из банковского счета. Таксомоторные
компании подлежат страхованию и поэтому
должны фиксировать водителей, арендующих
машины. Наконец, прежде чем водитель получает
разрешение на аренду, он обязан представить
свой послужной список. Все эти документы
могут служить источниками ценной информации
для налогового инспектора.
Список литературы
1. "Финансовая
газета. Региональный выпуск", N 46,
1999