Налоговое администрирование
субъектов малого и среднего предпринимательства
РК
(порядок проведения проверки
деятельности субъектов предпринимательства,
налоговый контроль в отношении
субъектов малого и среднего
предпринимательства)
Нало́г — обязательный, индивидуально
безвозмездный платёж, принудительно
взимаемый органами государственной власти
различных уровней с организаций и физических
лиц в целях финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований
Администрирование - это, с одной
стороны, процесс осуществления административного
управления, а с другой стороны, это совокупность
методов, которые используются при административном
управлении.
Малый бизнес - численность
работников не более 50 человек, активы
в год не более 60 000 МРП, средний бизнес
- численность работников до 250 человек,
активы в год не более 325 000 МРП.
Налоговое администрирование
заключается в осуществлении органами
налоговой службы налогового контроля,
применении способов обеспечения исполнения
не выполненного в срок налогового обязательства
и мер принудительного взыскания налоговой
задолженности, а также оказании государственных
услуг налогоплательщикам (налоговым
агентам) и другим уполномоченным государственным
органам в соответствии с законодательством
РК.
Налоговый контроль - контроль,
осуществляемый органами налоговой службы,
за исполнением норм налогового законодательства
РК, иного законодательства РК, контроль
за исполнением которого возложен на органы
налоговой службы.
При этом налоговый контроль
осуществляется в следующих формах:
1. Регистрация налогоплательщиков
в налоговых органах. Регистрация
физического лица, юридического
лица, структурных подразделений
юридического лица в качестве
налогоплательщика включает в
себя:
- внесение сведений о
данных лицах в государственную
базу данных налогоплательщиков;
- изменение и (или) дополнение
регистрационных данных в государственной
базе данных налогоплательщиков;
- исключение сведений
о налогоплательщике из государственной
базы данных налогоплательщиков.
2. Прием налоговых форм.
Налоговые формы, за исключением
налоговых регистров, представляются
в органы налоговой службы
в сроки, установленные Налоговым
кодексом.
3. Камеральный контроль.
Камеральный контроль осуществляется
органами налоговой службы на
основе изучения и анализа
представленной налогоплательщиком
(налоговым агентом) налоговой отчетности,
сведений уполномоченных государственных
органов, а также других документов
и сведений о деятельности
налогоплательщика.
4. Учет исполнения налогового
обязательства, обязанности по исчислению,
удержанию и перечислению обязательных
пенсионных взносов, исчислению
и уплате социальных отчислений.
Учет исполнения налогового обязательства,
обязанности по перечислению
обязательных пенсионных взносов
и уплате социальных отчислений
осуществляется налоговым органом
путем ведения лицевого счета
налогоплательщика (налогового агента)
в соответствии с главой 83 Налогового
кодекса.
5. Налоговое обследование.
Налоговое обследование - мероприятие,
осуществляемое органами налоговой
службы для подтверждения фактического
нахождения или отсутствия налогоплательщика
по месту нахождения, указанному
в регистрационных данных, а также
для вручения акта налоговой
проверки в случаях, установленных
в соответствии с налоговым
законодательством РК.
Для участия в проведении налогового
обследования могут быть привлечены понятые
в порядке, установленном Налоговым кодексом.
6. Мониторинг крупных
налогоплательщиков. Мониторинг крупных
налогоплательщиков осуществляется
путем анализа финансово-хозяйственной
деятельности крупных налогоплательщиков
с целью определения их реальной
налогооблагаемой базы, контроля
соблюдения налогового законодательства
РК и применяемых рыночных
цен в целях осуществления
контроля при трансфертном ценообразовании.
7. Налоговые проверки. Налоговая
проверка - проверка исполнения налогового
законодательства РК, которая осуществляется
органами налоговой службы. Участниками
налоговых проверок являются
должностные лица органов налоговой
службы, указанные в предписании,
иные лица, привлекаемые к проведению
проверки в соответствии с
налоговым законодательством, и
налогоплательщик.
8. Контроль за соблюдением порядка
применения контрольно-кассовых машин.
Контроль за соблюдением порядка применения
контрольно-кассовых машин налоговыми
органами осуществляется в соответствии
с главой 90 Налогового кодекса.
9. Контроль за подакцизными
товарами. Контроль за подакцизными товарами
осуществляется налоговыми органами в
части соблюдения производителями, импортерами
подакцизных товаров, конкурсными и реабилитационными
управляющими при реализации имущества
(активов) должника порядка маркировки
отдельных видов подакцизных товаров,
определенного ст. 653 Налогового кодекса,
а также путем установления акцизных постов.
10. Контроль при трансфертном
ценообразовании. В соответствии
со ст. 654 Налогового кодекса органы
налоговой службы осуществляют
контроль при трансфертном ценообразовании
по сделкам в порядке и случаях,
предусмотренных законодательством
РК о трансфертном ценообразовании.
11. Контроль за соблюдением
порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего
использования и реализации имущества,
обращенного (подлежащего обращению) в
собственность государства. Налоговый
орган осуществляет контроль за соблюдением
порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего
использования и реализации имущества,
обращенного (подлежащего обращению) в
собственность государства, за полнотой
и своевременностью поступления денег
в бюджет в случае его реализации, а также
порядка передачи имущества, обращенного
(подлежащего обращению) в собственность
государства, в порядке и сроки, которые
установлены уполномоченным органом.
Порядок учета, хранения, оценки,
дальнейшего использования и реализации
имущества, обращенного (подлежащего обращению)
в собственность государства, определяется
Правительством РК.
12. Контроль за деятельностью
уполномоченных государственных и местных
исполнительных органов в части исполнения
задач по осуществлению функций, направленных
на исполнение налогового законодательства
РК.
Органы налоговой службы осуществляют
контроль за деятельностью уполномоченных
государственных и местных исполнительных
органов по вопросам правильности исчисления,
полноты взимания и своевременности перечисления
налогов на имущество, транспортные средства
и земельного налога, а также других обязательных
платежей в бюджет в порядке, установленном
в соответствии со ст. 656 Налогового кодекса.
Таможенные органы осуществляют
в пределах своей компетенции налоговый
контроль, применяют способы обеспечения
не выполненного в срок налогового обязательства
и меры принудительного взыскания по налогам,
подлежащим уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу РК,
в соответствии с настоящим Кодексом и
таможенным законодательством РК.
Следует также отметить, что
в целях повышения эффективности налогового
администрирования новым Налоговым кодексом:
- вводится запрет на
регистрацию в качестве индивидуальных
предпринимателей лиц, деятельность
которых в качестве индивидуального
предпринимателя не допускается
законодательством РК;
- в целях упорядочения
перечня плательщиков НДС исключается
из их числа структурные подразделения
юридических лиц;
- устанавливается запрет
на внесение налогоплательщиком
изменений и дополнений в налоговую
отчетность обжалуемого налогового
периода. Данная мера направлена
на пресечение недобросовестной
манипуляции данными налоговой
отчетности в период рассмотрения
жалобы на уведомление по акту
налоговой проверки;
- устанавливается запрет
на открытие банками новых
банковских счетов бездействующим
налогоплательщикам, а также клиентам
банка при наличии у последних
в данных банках открытого
банковского счета, на который
налоговыми органами выставлены
инкассовые распоряжения или
распоряжения о приостановлении
расходных операций.
Налоговый комитет министерства
финансов РК относит к налоговому администрированию
следующие управленческие процедуры:
- Государственная регистрация
- внесение сведений о налогоплательщике
в государственный реестр налогоплательщиков
Республики Казахстан, которая является
системой государственной базы данных
учета налогоплательщиков. При прохождении
государственной регистрации налогоплательщику
присваивается регистрационный номер
налогоплательщика – единый номер по
всем видам налогов и других обязательных
платежей в бюджет.
- Налоговая отчетность представляет
собой документацию, содержащую сведения
об объектах налогообложения и объектах,
связанных с налогообложением, а также
об исчислении налоговых обязательств
и других данных, связанных с исчислением
и уплатой налогов и других обязательных
платежей в бюджет, представляемую налогоплательщиком,
налоговым агентом в налоговые органы
- Информационные системы - налогоплательщики
и налоговые агенты имеют возможность
предоставлять налоговую отчетность в
электронном виде с помощью программных
продуктов НК МФ РК. Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве участника СГДС и представлять налоговую отчетность в электронном
виде необходимо подать в налоговый орган
Заявление об обмене электронными документами
с налоговым органом
- Камеральный контроль - контроль,
осуществляемый непосредственно налоговым
органом на основе изучения и анализа
представленной налогоплательщиком налоговой
отчетности и других документов. При выявлении
ошибок в налоговой отчетности, обнаружении
противоречия между сведениями, содержащимися
в налоговой отчетности, а также превышении
условий, предусмотренных для субъектов
малого бизнеса, налогоплательщику направляется
уведомление для самостоятельного устранения
допущенных ошибок, а также о переходе
на общеустановленный порядок налогообложения
- Учет налогов и отчетности осуществляется
налоговым органом. Исполнение налогового
обязательства по составлению и представлению
налоговой отчетности, уплате начисленных
сумм налогов и других обязательных платежей
в бюджет налогоплательщик осуществляет
самостоятельно в порядке и в сроки, установленные
налоговым законодательством
- Принудительное взимание налогов
производится налоговыми органами в случае
неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой
задолженности. В случае несвоевременного
исполнения налогоплательщиком налогового
обязательства органы налоговой службы
обязаны применять способы обеспечения
исполнения налоговых обязательств и
взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика
в принудительном порядке
- Налоговые проверки осуществляются
исключительно органами налоговой службы.
Налоговые проверки подразделяются на
документальную проверку; рейдовую проверку
и хронометражное обследование. Проведение
налоговых проверок производится с определнной периодиичностью и не должно приостанавливать деятельность налогоплательщиков
- Налоговые консультации по
разъяснению налогоплательщикам вопросов
возникновения, исполнения и прекращения
налоговых обязательств осуществляется
налоговыми органами посредством проведения
семинаров, совещаний, Интернет-конференции, подготовки обзорных и разъяснительных писем, выступлений и публикации в средствах массовой информации
- Налоговые апелляции – предусматривают
возможность подачи жалобы налогоплательщиком
(налоговым агентом) на уведомление о результатах
налоговой проверки или на пересмотр решения,
вынесенного по результатам рассмотрения жалобы,
в соответствии с главами 93 и 94 Налогового
кодекса.
- При этом подача жалобы налогоплательщиком
(налоговым агентом) приостанавливает
исполнение уведомления о результатах
налоговой проверки в обжалуемой части
до вынесения письменного решения.
- В случае отмены уведомления
о результатах налоговой проверки акт
налоговой проверки подлежит отмене только
в обжалуемой части уведомления о результатах
налоговой проверки.
- Применение ККМ с ФП является
обязательным для налогоплательщиков,
осуществляющих денежные расчеты посредством
наличных денег. Налоговые органы осуществляют контроль за порядком применения ККМ с ФП и используют данные, хранящиеся в фискальных блоках памяти ККМ при проведении налоговых проверок
- Обязанность по приему платежей
через POS-терминал распространяется на
налогоплательщиков, применяющих общеустановленный
режим налогообложения.
С 1 января 2014 года такая обязанность
распространяется на налогоплательщиков
независимо от вида применяемого налогового
режима.
Перечень видов деятельности,
при осуществлении которых налогоплательщики
обязаны применять POS-терминал, утвержден
Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 29 декабря 2012 года №1743.
- Мониторинг налогоплательщиков
осуществляется путем применения системы
наблюдений за финансово-хозяйственной
деятельностью налогоплательщиков с целью
определения их реальной налогооблагаемой базы и проведения анализа обоснованности
формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен. Мониторинг налогоплательщиков осуществляется на республиканском и региональном уровнях.
- Администрирование акцизов
обеспечивает государственное регулирование
и организацию единой системы контроля
над производством и оборотом подакцизной
продукции, контроль над своевременным
и полным поступлением акцизов в бюджет
- Налоговые услуги предоставляют
налоговые органы на принципах бесплатного
оказания услуг, соблюдения прав налогоплательщиков
и налоговых агентов, сохранности и защиты
информации, своевременности подготовки
и правильности оформления документов
- Электронная книга жалоб и телефон
доверия функционируют в целях обеспечения
доверия у общественности, защиты законных
прав и интересов граждан, организаций
и государства при исполнении налогового
и иного законодательства, а также для
выявления должностных и коррупционных
правонарушений, совершенных работниками органов налоговой служб.
Рассмотрим некоторые процессы,
требующие пояснения более детально:
1) Государственная регистрация
в качестве налогоплательщика в органах
налоговой службы подлежат физические,
юридические лица и структурные подразделения
юридических лиц.
При прохождении процедуры
регистрации в органах налоговой службы
осуществляется внесение регистрационных
данных налогоплательщика в государственную
базу данных налогоплательщиков.
Информация о регистрационных
данных налогоплательщика охраняется
налоговой тайной.
Регистрация
физических лиц в качестве налогоплательщиков
осуществляется налоговым органом на
основании следующих документов:
- налогового
заявления физического лица или родителя
(законного представителя) физического
лица, не достигшего совершеннолетнего
возраста;