Описание налогового администрирования субъектов малого и среднего предпринимательства РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 16:56, реферат

Описание работы

Налоговое администрирование заключается в осуществлении органами налоговой службы налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и другим уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством РК.

Файлы: 1 файл

Нал администр.docx

— 155.85 Кб (Скачать файл)

Налоговое администрирование субъектов малого и среднего предпринимательства РК

(порядок проведения проверки  деятельности субъектов предпринимательства, налоговый контроль в отношении  субъектов малого и среднего  предпринимательства)

 

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Администрирование - это, с одной стороны, процесс осуществления административного управления, а с другой стороны, это совокупность методов, которые используются при административном управлении.

Малый бизнес - численность работников не более 50 человек, активы в год не более 60 000 МРП, средний бизнес - численность работников до 250 человек, активы в год не более 325 000 МРП.

Налоговое администрирование заключается в осуществлении органами налоговой службы налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и другим уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством РК.

Налоговый контроль - контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства РК, иного законодательства РК, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы.

При этом налоговый контроль осуществляется в следующих формах:

1. Регистрация налогоплательщиков  в налоговых органах. Регистрация  физического лица, юридического  лица, структурных подразделений  юридического лица в качестве  налогоплательщика включает в  себя:

- внесение сведений о  данных лицах в государственную  базу данных налогоплательщиков;

- изменение и (или) дополнение  регистрационных данных в государственной  базе данных налогоплательщиков;

- исключение сведений  о налогоплательщике из государственной  базы данных налогоплательщиков.

2. Прием налоговых форм. Налоговые формы, за исключением  налоговых регистров, представляются  в органы налоговой службы  в сроки, установленные Налоговым  кодексом.

3. Камеральный контроль. Камеральный контроль осуществляется  органами налоговой службы на  основе изучения и анализа  представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных  органов, а также других документов  и сведений о деятельности  налогоплательщика.

4. Учет исполнения налогового  обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных  пенсионных взносов, исчислению  и уплате социальных отчислений. Учет исполнения налогового обязательства, обязанности по перечислению  обязательных пенсионных взносов  и уплате социальных отчислений  осуществляется налоговым органом  путем ведения лицевого счета  налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с главой 83 Налогового  кодекса.

5. Налоговое обследование. Налоговое обследование - мероприятие, осуществляемое органами налоговой  службы для подтверждения фактического  нахождения или отсутствия налогоплательщика  по месту нахождения, указанному  в регистрационных данных, а также  для вручения акта налоговой  проверки в случаях, установленных  в соответствии с налоговым  законодательством РК.

Для участия в проведении налогового обследования могут быть привлечены понятые в порядке, установленном Налоговым кодексом.

6. Мониторинг крупных  налогоплательщиков. Мониторинг крупных  налогоплательщиков осуществляется  путем анализа финансово-хозяйственной  деятельности крупных налогоплательщиков  с целью определения их реальной  налогооблагаемой базы, контроля  соблюдения налогового законодательства  РК и применяемых рыночных  цен в целях осуществления  контроля при трансфертном ценообразовании.

7. Налоговые проверки. Налоговая  проверка - проверка исполнения налогового  законодательства РК, которая осуществляется  органами налоговой службы. Участниками  налоговых проверок являются  должностные лица органов налоговой  службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению  проверки в соответствии с  налоговым законодательством, и  налогоплательщик.

8. Контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин. Контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин налоговыми органами осуществляется в соответствии с главой 90 Налогового кодекса.

9. Контроль за подакцизными товарами. Контроль за подакцизными товарами осуществляется налоговыми органами в части соблюдения производителями, импортерами подакцизных товаров, конкурсными и реабилитационными управляющими при реализации имущества (активов) должника порядка маркировки отдельных видов подакцизных товаров, определенного ст. 653 Налогового кодекса, а также путем установления акцизных постов.

10. Контроль при трансфертном  ценообразовании. В соответствии  со ст. 654 Налогового кодекса органы  налоговой службы осуществляют  контроль при трансфертном ценообразовании  по сделкам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством  РК о трансфертном ценообразовании.

11. Контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства. Налоговый орган осуществляет контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства, за полнотой и своевременностью поступления денег в бюджет в случае его реализации, а также порядка передачи имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.

Порядок учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства, определяется Правительством РК.

12. Контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства РК.

Органы налоговой службы осуществляют контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов на имущество, транспортные средства и земельного налога, а также других обязательных платежей в бюджет в порядке, установленном в соответствии со ст. 656 Налогового кодекса.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции налоговый контроль, применяют способы обеспечения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РК, в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством РК.

Следует также отметить, что в целях повышения эффективности налогового администрирования новым Налоговым кодексом:

- вводится запрет на  регистрацию в качестве индивидуальных  предпринимателей лиц, деятельность  которых в качестве индивидуального  предпринимателя не допускается  законодательством РК;

- в целях упорядочения  перечня плательщиков НДС исключается  из их числа структурные подразделения  юридических лиц;

- устанавливается запрет  на внесение налогоплательщиком  изменений и дополнений в налоговую  отчетность обжалуемого налогового  периода. Данная мера направлена  на пресечение недобросовестной  манипуляции данными налоговой  отчетности в период рассмотрения  жалобы на уведомление по акту  налоговой проверки;

- устанавливается запрет  на открытие банками новых  банковских счетов бездействующим  налогоплательщикам, а также клиентам  банка при наличии у последних  в данных банках открытого  банковского счета, на который  налоговыми органами выставлены  инкассовые распоряжения или  распоряжения о приостановлении  расходных операций.

Налоговый комитет министерства финансов РК относит к налоговому администрированию следующие управленческие процедуры:

  1. Государственная регистрация  - внесение сведений о налогоплательщике в государственный реестр налогоплательщиков Республики Казахстан, которая является системой государственной базы данных учета налогоплательщиков. При прохождении государственной регистрации налогоплательщику присваивается регистрационный номер налогоплательщика – единый номер по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.
  2. Налоговая отчетность представляет собой документацию, содержащую сведения об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, представляемую налогоплательщиком, налоговым агентом в налоговые органы
  3. Информационные системы - налогоплательщики и налоговые агенты имеют возможность предоставлять налоговую отчетность в электронном виде с помощью программных продуктов НК МФ РК. Для того, чтобы зарегистрироваться в качестве участника СГДС и представлять налоговую отчетность в электронном виде необходимо подать в налоговый орган Заявление об обмене электронными документами с налоговым органом
  4. Камеральный контроль - контроль, осуществляемый непосредственно налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов. При выявлении ошибок в налоговой отчетности, обнаружении противоречия между сведениями, содержащимися в налоговой отчетности, а также превышении условий, предусмотренных для субъектов малого бизнеса, налогоплательщику направляется уведомление для самостоятельного устранения допущенных ошибок, а также о переходе на общеустановленный порядок налогообложения
  5. Учет налогов и отчетности осуществляется налоговым органом. Исполнение налогового обязательства по составлению и представлению налоговой отчетности, уплате начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством 
  6. Принудительное взимание налогов производится налоговыми органами в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности. В случае несвоевременного исполнения налогоплательщиком налогового обязательства органы налоговой службы обязаны применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке 
  7. Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.  Налоговые проверки подразделяются на документальную проверку; рейдовую проверку и хронометражное обследование. Проведение налоговых проверок производится с определнной периодиичностью и не должно приостанавливать деятельность налогоплательщиков
  8. Налоговые консультации по разъяснению налогоплательщикам вопросов возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств осуществляется налоговыми органами посредством проведения семинаров, совещаний, Интернет-конференции, подготовки обзорных и разъяснительных писем, выступлений и публикации в средствах массовой информации
  9. Налоговые апелляции – предусматривают возможность подачи жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом) на уведомление о результатах налоговой проверки или на пересмотр решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы, в соответствии с главами 93 и 94 Налогового кодекса.
  10. При этом подача жалобы  налогоплательщиком (налоговым агентом) приостанавливает исполнение уведомления о результатах налоговой проверки в обжалуемой части до вынесения письменного решения.
  11. В случае отмены уведомления о результатах налоговой проверки акт налоговой проверки подлежит отмене только в обжалуемой части уведомления о результатах налоговой проверки.
  12. Применение ККМ с ФП является обязательным для налогоплательщиков, осуществляющих денежные расчеты посредством наличных денег. Налоговые органы осуществляют контроль за порядком применения ККМ с ФП и используют данные, хранящиеся в фискальных блоках памяти ККМ при проведении налоговых проверок
  13. Обязанность по приему платежей через POS-терминал распространяется на налогоплательщиков, применяющих общеустановленный режим налогообложения.

С 1 января 2014 года такая обязанность распространяется на налогоплательщиков независимо от вида применяемого налогового режима.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики обязаны применять POS-терминал, утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года №1743.

  1. Мониторинг налогоплательщиков осуществляется путем применения системы наблюдений за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы и проведения анализа обоснованности формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен. Мониторинг налогоплательщиков осуществляется на республиканском и региональном уровнях.
  2. Администрирование акцизов обеспечивает государственное регулирование и организацию единой системы контроля над производством и оборотом подакцизной продукции, контроль над своевременным и полным поступлением акцизов в бюджет
  3. Налоговые услуги предоставляют налоговые органы на принципах бесплатного оказания услуг, соблюдения прав налогоплательщиков и налоговых агентов, сохранности и защиты информации, своевременности подготовки и правильности оформления документов
  4. Электронная книга жалоб и телефон доверия функционируют в целях обеспечения доверия у общественности, защиты законных прав и интересов граждан, организаций и государства при исполнении налогового и иного законодательства, а также для выявления должностных и коррупционных правонарушений, совершенных работниками органов налоговой служб.

Рассмотрим некоторые процессы, требующие пояснения более детально:

1) Государственная регистрация в качестве налогоплательщика в органах налоговой службы подлежат физические, юридические лица и структурные подразделения юридических лиц.

При прохождении процедуры регистрации в органах налоговой службы осуществляется внесение регистрационных данных налогоплательщика в государственную базу данных налогоплательщиков.

Информация о регистрационных данных налогоплательщика охраняется налоговой тайной.

Регистрация физических лиц в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговым органом на основании следующих документов:

- налогового заявления физического лица или родителя (законного представителя) физического лица, не достигшего совершеннолетнего возраста;

Информация о работе Описание налогового администрирования субъектов малого и среднего предпринимательства РК