Оптимизация налоговых платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть учетную политику предприятия и оптимизацию налоговых платежей.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:
- изучить формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
- рассмотреть основные методы оптимизации налоговых платежей;
- рассмотреть учетную политику предприятия и оптимизацию налоговых платежей на примере ООО МУП ЖКХ «Южное»;
- в заключении сделать выводы по теме работы.

Содержание работы

Введение
1. Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения
1.1 Понятие и значение учетной политики
1.2 Разработка и принятие учетной политики
1.3 Изменения учетной политики 2009 года
2. Оптимизация налоговых платежей
2.1 Оптимизация налоговых платежей предприятия
2.2 Оптимизация налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих УСН
3. Анализ оптимизации налогообложения МУП ЖКХ «Южное»
3.1 Характеристика деятельности предприятия
3.2 Анализ налогов, уплачиваемых предприятием, и расчет налоговой нагрузки
3.3 Проблемы и перспективы оптимизации системы налогообложения МУП ЖКХ «Южное»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А

Файлы: 1 файл

Южное.docx

— 109.99 Кб (Скачать файл)

ФОТ – фонд оплаты труда;

ЕСН – единый социальный налог;

НПДС - налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;

ЧП – чистая прибыль.

Сделав расчеты по формуле (3.1) получаем:

 

ДС2006=454634+3306892+859792+808557-1820150=3609725 руб.;

ДС2007=436458+3611367+938955+1006917-927954=5065743 руб;

ДС2008=421446+3990809+ 985610+1113701-806789=5704783 руб.

 

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, созданную на предприятии рассчитывается по формуле (3.2):

 

ННдс=(ЕСН+НПДС)/ДС*100% (3.2)

 

где ННдс – налоговая нагрузка на добавленную стоимость;

ЕСН – единый социальный налог;

НПДС - налоги, выплачиваемые из добавленной стоимости;

ДС – добавленная стоимость.

Произведем расчет налоговой нагрузки по формуле (3.2):

 

ННдс2006= (859792+808557)/3609725*100% = 46,22%;

ННдс2007= (938955+1006917)/5065743*100% = 38,41%;

ННдс2008=( 985610+1113701)/5704783*100% = 36,79%

 

Проанализировав данные о налоговой нагрузке на добавленную стоимость, можно сделать вывод о том, что налоговая нагрузка за 2006 год выше нормы, а в 2008 году находиться на ее границе. При этом оптимальное значение показателя 35-40%. В 2008 году произошло снижение налоговой нагрузки за счет значительного увеличения добавленной стоимости.

Альтернативный расчет налоговой нагрузки на добавленную стоимость созданную на предприятии можно произвести, используя мультипликативную методику расчета налоговой нагрузки на предприятие, разработанную Е.С. Вылковой, доцентом кафедры финансов Санкт-Петербургского университета Экономики и Финансов. Она предполагает аналогичный расчет добавленной стоимости, поэтому можно будет использовать данные, полученные из расчета по формуле (3.1).

Вылкова Е.С. предлагает использовать для расчета налоговой нагрузки следующую формулу (3.3):

 

ННдс=(1-Нп)*Нндс/(1+Нндс)+Нндфл*Кфот+((1-Нп)*Несн-Нп)*Кфот+ +(1-Нп)*(Ни*(1/Ко-1+Каос*(n-m)))+Нп-Нп*(Каос+Крп) (3.3)

 

где ННдс – налоговая нагрузка на добавленную стоимость;

Нп – ставка налога на прибыль;

Нндс – ставка налога на добавленную стоимость;

Нндфл – ставка налога на доходы физических лиц;

Кфот – коэффициент, показывающий удельный вес расходов на оплату труда в добавленной стоимости;

Несн – ставка единого социального налога;

Ни – ставка налога на имущество организаций;

Ко – коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости в выручке-нетто;

Каос – коэффициент, показывающий удельный вес амортизационных отчислений в добавленной стоимости;

n – средний срок полезного использования амортизируемого имущества;

m – средний срок фактического использования амортизируемого имущества;

Крп - коэффициент, показывающий удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости.

Приведем необходимые формулы для расчета коэффициентов Ко, Каос, Кфот и Крп.

Коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости в выручке-нетто рассчитывается по формуле (3.4):

 

Ко = ДС / Вн (3.4)

где Ко – коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости в выручке-нетто;

ДС – добавленная стоимость;

Вн – выручка-нетто, т.е. выручка предприятия за минусом налога на добавленную стоимость.

Для расчета коэффициента, показывающего удельный вес амортизационных отчислений в добавленной стоимости, используется формула (3.5):

 

Каос =АОС / ДС (3.5)

 

где Каос - коэффициент, показывающий удельный вес амортизационных отчислений в добавленной стоимости;

АОС – амортизация основных средств;

ДС – добавленная стоимость.

Коэффициент, показывающий удельный вес расходов на оплату труда в добавленной стоимости рассчитывается по формуле (3.6):

 

Кфот =ФОТ / ДС (3.6)

 

где Кфот – коэффициент, показывающий удельный вес расходов на оплату труда в добавленной стоимости;

ФОТ – фонд оплаты труда;

ДС – добавленная стоимость.

По формуле (3.7) осуществляется расчет коэффициента, показывающего удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости:

 

Крп =РП / ДС (3.7)

 

где Крп - коэффициент, показывающий удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости;

РП – прочие расходы организации, определяемые в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Данные необходимые для расчетов по формулам (3.3) – (3.7) приводятся в таблице 3.3.

Произведем расчеты коэффициентов Ко, Каос, Кфот и Крп по формулам (3.4) – (3.7):

 

Ко2006 = 3609725 / 7623000 = 0,4735

 

Таблица 3.3 Показатели, используемые для мультипликативного расчета налоговой нагрузки по методике Е.С. Вылковой

Показатель

2006

2007

2008

1. Фонд оплаты труда, руб.

3306892

3611367

3790809

2. Амортизация основных средств, руб.

454634

436458

421446

3. Добавленная стоимость, руб.

3609725

5065743

5704783

4. Выручка-нетто, руб.

7623000

8058000

8493000

5. Прочие расходы, руб.

391471

644441

897411

6. Средний срок полезного использования  амортизируемого имущества, лет

10

10

 

 

 

10

7. Средний срок фактического использования  амортизируемого имущества, лет

1

2

 

3


 

Ко2007 = 5065743 / 8058000 = 0,6286;

Ко2008 = 5704783 / 8493000 = 0,6717;

Каос2006 = 454634 / 3609725 = 0,1259;

Каос2007 = 436458 / 5065743 = 0,0861;

Каос2008 = 421446 / 5704783 = 0,0738;

Кфот2006 = 3306892 / 3609725 = 0,9161;

Кфот2007 = 3611367 /5065743 = 0,7128;

Кфот2008 = 3790809 / 5704783 = 0,6644;

Крп2006 = 391471 / 3609725 = 0,11;

Крп2007 = 644441 / 5065743 = 0,13;

Крп2008 = 897411 / 5704783 = 0,15

 

Для удобства ставки налогов, применяемые в формуле (3.3) выделим в отдельную таблицу 2.4, так как они не менялись за анализируемый период, они используются для 2005 и 2006 годов:

 

Таблица 3.4 – Ставки налогов, уплачиваемых предприятием за анализируемый период

Налог

Ставка налога

Налог на прибыль организаций

0,24

Налог на добавленную стоимость

0,18

Налог на доходы физических лиц

0,13

Единый социальный налог

0,26

Налог на имущество организаций

0,022


 

Имея все данные для мультипликативного расчета налоговой нагрузки по формуле (3.3), произведем расчеты:

 

ННдс2006 = (1-0,24) * (0,18 / (1 + 0,18) )+0,13 * 0,9161 + ( (1-0,24) * 0,26- -0,24) * 0,9161 + (1-0,24) * (0,022 * (1 / 0,4735 – 1 + 0,1259 * (10-1) ) ) + 0,24- -0,24 * (0,1259+0,11) = 0,4185, или 41,85%;

ННдс2007 = (1-0,24) * (0,18 / (1+0,18))+0,13*0,7128+( (1-0,24)*0,26-0,24)* * 0,7128 + (1 - 0,24) * (0,022 * (1 / 0,6286 – 1 + 0,0861 * (10-2) ) ) + 0,24 - -0,24*(0,0861+0,13)=0,3896, или 38,96%.

ННдс2008 = (1-0,24) * (0,18 / (1+0,18)) + 0,13 * 0,6644+((1-0,24) * 0,26-0,24) * 0,6644 + (1-0,24) * (0,022 * (1 / 0,6717 – 1 + 0,0738 * (10-3)) + 0,24 – 0,24 * (0,1259+0,15) =0,3701 или 37,01%

 

Проанализировав и сравнив полученные данные с данными, полученными по формуле (3.2), можно сделать вывод о том, полученные по двум разным методикам данные несущественно отличаются друг от друга. Необходимо принять во внимание тот факт, что в мультипликативной методике расчета, предлагаемой Е.С. Вылковой, не рассматриваются такие налоги как транспортный и водный. Так как они имеют фиксированные ставки и не могут использоваться в мультипликативной методике расчета налоговой нагрузки. Поэтому налоговая нагрузка, рассчитанная по данной методике, получилась меньше, чем по методике использующей формулу (3.2). Это не единственный минус методики Е.С. Вылковой. Другим ее недостатком является сложность и громоздкость расчетов. Хотя это имеет и обратную сторону – использование множества показателей позволяет менять различные параметры, тем самым наглядно показывать влияние изменения того или иного показателя, будь то ставка налога или размер добавленной стоимости, на изменение налоговой нагрузки на предприятие. Что является ценной и полезной информацией при проведении мероприятий по налоговому планированию. Е.С. Вылковой была также разработана программа, позволяющая автоматизировать данные расчеты. Данная методика была разработана в 2002 году, а при динамическом развитии налоговой системы Российской Федерации она требует дополнения и корректировки в части возможности учета при расчете налоговой нагрузки транспортного и водного налогов.

Другим показателем, на основании которого рассчитывается налоговая нагрузка, является расчетная прибыль. Она определяется как сумма чистой прибыли предприятия и налогов, уплачиваемых предприятием. Налоговая нагрузка на расчетную прибыль определяется по формуле (3.8):

 

ННрс = НП/(ЧП+НП)*100%       (3.8)

 

где ННрс – налоговая нагрузка на расчетную прибыль;

НП – налоги, уплаченные предприятием;

ЧП – чистая прибыль.

Произведем по формуле (2.8) необходимые расчеты:

ННрс2006 = 1647640/(-1820150+1647640)*100% = 955%;

ННрс2007 = 1872367/(-927954+1872367)*100% = 198%;

ННрс2008 = 1997606/(-806789+1997606)*100% = 167%

 

Полученные данные свидетельствуют о чрезмерной налоговой нагрузке на расчетную прибыль предприятия. Необходимо принимать во внимание тот факт, что предприятие является низкорентабельным или убыточным. Но оно продолжает функционировать из-за своей социальной важности – удовлетворение потребностей населения в сфере жилищно-коммунальных услуг, т.е. обеспечение жизни населения.

Проанализировав полученные данные и сравнив их с данными приведенными Министерством финансов РФ о средней налоговой нагрузке по России (35,6%) можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на предприятие высокая. В связи с этим предприятию требуется провести мероприятия по налоговому планированию, которые будут направлены на снижение налоговой нагрузки, снижение налоговых платежей предприятия и следовательно улучшения финансового состояния предприятия, за счет высвобождения части финансовых ресурсов.

 

3.3 Проблемы и перспективы  оптимизации системы налогообложения  МУП ЖКХ «Южное»

 

Отсутствие законодательной базы, которую только разрабатывает Правительство Российской Федерации, отмена льгот по налогу на имущество свидетельствует о необходимости разработки законов которые бы реально позволили функционировать предприятиям жилищно-коммунальной сферы на льготных условиях, ведь они осуществляют социально значимые функции по обеспечению жизнедеятельности населения страны. Осознание данной необходимости только приходит в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства страны. А необходимость реформы стоит очень остро, предприятия находятся на грани банкротства.

В ходе анализа деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Южное» был выявлен ряд проблем, особенно в области налогообложения. Они связаны с тем, что предприятие, выполняя социально-значимые функции, действует на тех же условиях что и другие коммерческие организации. При этом отрасль является заранее убыточной. Государство ограничивает увеличение тарифов на услуги, тем самым уменьшая плановую себестоимость услуг, реальная себестоимость которых гораздо выше. А предприятие платит налоги на общих условиях, тем самым ухудшая свое и без того тяжелое финансовое состояние. Эта проблема обсуждалась на прошедшем 23 ноября 2008 года заседании Совета Федерации, на котором предлагалось установить для предприятий жилищно-коммунальной сферы нулевую ставку НДС и списать или реструктуризировать задолженность этих предприятий перед федеральным бюджетом и ряд других. Однако большинство предложений было отвергнуто представителями Минфина России. Поэтому пока предприятиям необходимо рассчитывать только на мероприятия по налоговому планированию, чтобы снизить свою налоговую нагрузку, тем самым улучшить свое финансовое состояние, за счет высвобождения части финансовых ресурсов.

Осуществление налогового планирования на предприятии возможно с привлечением сторонних организаций или с помощью собственных сил. Это требует больших финансовых затрат и квалификации кадров. Что для малого и еще и низкорентабельного предприятия практически невозможно. Поэтому перед автором стоит задача – разработать мероприятия по налоговому планированию, которые бы без дополнительных финансовых вложений могло бы использовать данное предприятие. Следовательно, не представляется возможным использование сложных схем налоговой оптимизации.

Основным инструментом налогового планирования выступает разработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений. Таких как выбор метода признания доходов в целях налогообложения, метода начисления амортизации. Налоговый кодекс предоставляет возможность выбора предприятию одного из двух методов признания доходов и расходов для целей налогообложения в отношении налога на прибыль организаций – метод начисления и кассовый метод. В ходе анализа приказа об учетной политике МУП ЖКХ «Южное» установлено, что выбран метод начисления. Для предприятия же выгодно применять кассовый метод. Но при этом п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ установлен критерий – «если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал». Если соблюден данный критерий, то предприятие вправе использовать кассовый метод. При анализе первичных документов установлено, что предприятие удовлетворяет критерию, установленному п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ, и может использовать кассовый метод. Применение кассового метода позволит установить соответствие между получением доходов, произведением расходов и возникновением налоговых обязательств по налогу на прибыль.

П. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ предоставляет возможность выбора метода начисления амортизации – линейным и нелинейным методом. Предприятием для удобства был выбран линейный метод начисления амортизации. С точки зрения наибольшей эффективности привлекателен нелинейный метод начисления амортизации, так как при его использовании списание стоимости имущества происходит быстрее, чем при использовании линейного метода. Возможность выбора метода начисления амортизации затруднена тем, что выбранный метод амортизации по каждому объекту применяется на протяжении всего срока начисления амортизации. Следовательно, его можно будет применять только для вновь приобретенного или созданного амортизируемого имущества. Хотелось бы обратить особое внимание на положение п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ, в котором указано что не относятся к амортизируемому имуществу объекты со стоимостью менее 10000 рублей. Их стоимость полностью относиться на расходы. Предприятию при приобретении имущества следует рассматривать возможность разбиения этого имущества на отдельные части, для того чтобы иметь возможность списать их стоимость сразу. А по составным частям, стоимость которых свыше 10000 рублей, выбрать нелинейный метод начисления амортизации. Который должен быть закреплен в приказе об учетной политике предприятия для целей налогообложения. Общий анализ приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения показал, что недостаточно уделено внимания его детальной проработке и закреплению положений позволяющих осуществить дальнейшее применение мероприятий по налоговому планированию, в частности метода признания доходов и расход для целей налогообложения, выбора начисления амортизации, создании резервов, работы с просроченной дебиторской задолженностью, положений договорной политики предприятия, работы с поставщиками и потребителями услуг предприятия.

Информация о работе Оптимизация налоговых платежей