Организация налогового учета при специальных налоговых режимах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях.

Содержание работы

Вопрос 15. Организация налогового учета при специальных налоговых режимах 3
Вопрос 19. Налоговые правонарушения: понятие, ответственность, налоговые санкции 13
Практическое задание 1. 17
Практическое задание 2. 18
Тестовые задания. 24
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Вопрос 15. Организация налогового учета при специальных налоговых режимах

 

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях.

На данный период времени, в соответствии со ст.18 НК РФ:

«Специальным налоговым  режимом признается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода времени…».

Специальный налоговый  режим применяется только в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При этом должны быть определены предусмотренные п.1 ст.17 НК РФ следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Иные особые правила применения специального режима налогообложения могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.

Таким образом, специальный  налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.

К специальным налоговым  режимам относятся:

- упрощенная система  налогообложения, в том числе  Упрощенная система налогообложения  на основе патента;

-система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

На современном этапе  малый бизнес рассматривается как  резерв, способствующий развитию экономики  страны в целом. В целях оказания содействия подъему малого и среднего предпринимательства как в субъектах Российской Федерации, так и России в целом на новый качественный уровень за счет снижения налогового бремени и упрощения ведения налогового учета вместо раннее действовавшей упрощенной системы налогообложения, применявшейся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон N 222-ФЗ), с 1 января 2003 г. введены в действие два новых специальных режима.

1. Упрощенная система  налогообложения, положения по  применению которой установлены  гл.26.2 НК РФ. Применяется организациями  и индивидуальными предпринимателями  с 1 января 2003 г.

2. Система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная гл.26.3 НК РФ. Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

С 1 января 2003 г. вступила в действие гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, которая предусматривает замену ряда налогов и сборов единым налогом. Однако необходимо обратить внимание на следующее. Ранее действовавшая упрощенная система налогообложения могла применяться субъектами малого предпринимательства, к которым относились не только индивидуальные предприниматели, но и юридические лица, отвечающие требованиям, установленным в Федеральном законе от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Следует отметить, что  упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл.26.2 НК РФ, может  быть применена в том числе  и организациями, которые не относятся  к субъектам малого бизнеса (в  то время как ст.18 НК РФ предусматривается установление такой системы именно для субъектов малого предпринимательства), но отвечают требованиям, установленным в п.2 ст.346.12 НК РФ, то есть если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в установленном порядке, не превысил 45 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж), а также если она не относится к организациям, перечисленным в п.3 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса.

В гл.26.2 НК РФ предусмотрено, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются  действующие порядок ведения  кассовых операций и порядок представления  статистической отчетности, в то время как в части ведения бухгалтерского учета организациями каких-либо указаний в настоящем Кодексе не содержится.

Кроме того, ст.346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики  обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов. Этой же статьей НК РФ предусмотрено, что форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России.

Статьей 20 Закона N 2118-1 в  числе региональных налогов назван единый налог на вмененный доход  для определенных видов деятельности, установленный Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Статья 18 НК РФ, содержащая перечень специальных налоговых  режимов, такого режима не предусматривает.

С 1 января 2003 г. введена в действие гл.26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ. В отличие от упрощенной системы налогообложения система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, в которых определяются порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится этот налог, значения корректирующего коэффициента.

Специальный налоговый  режим - «Упрощенная система налогообложения» охватывает контингент налогоплательщиков, который никак нельзя назвать  незначительным.

Упрощенная система  налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями применяется в соответствии с главой 26.2 НК РФ наряду с иными режимами налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения (УСН) или  возврат к иным режимам налогообложения  осуществляется организациями и  индивидуальными предпринимателями добровольно.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения  и применяющие ее в порядке, установленном  НК.

Организация имеет право  перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Сущность системы состоит в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога.

Объектом налогообложения  признаются:

1. Доходы. В этом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

2. Доходы, уменьшенные  на величину расходов (налоговая  ставка устанавливается в размере  5 - 15 процентов).

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации  или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации  или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных  на величину расходов. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Следует так же заметить следующее:

1. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

2. Ранее исчисленные  суммы авансовых платежей по  налогу засчитываются при исчислении  сумм авансовых платежей по  налогу за отчетный период  и суммы налога за налоговый  период.

3. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

4. Авансовые платежи  по налогу уплачиваются не  позднее 25-го числа первого  месяца, следующего за истекшим  отчетным периодом.

Законами субъектов  Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые  ставки в пределах от 5 до 15 процентов  в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами  признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Начиная с 2009 г. индивидуальные предприниматели могут перейти  на упрощенную систему налогообложения  на основе патента при соблюдении определенных условий:

1 Индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.

1 Они должны работать  только в тех видах предпринимательской  деятельности, которые указаны в  Налоговом кодексе.

При этом следует особо  подчеркнуть, что решение о возможности  применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается соответствующими законами указанных субъектов Федерации. При этом в указанных законах должны определяться конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, но в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Форма патента утверждена ФНС России. Патент может выдаваться по выбору налогоплательщика на квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Размер потенциально возможного годового дохода ежегодно подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.

Годовая стоимость патента  определяется исходя из суммы потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода и налоговой ставки, равной 6%.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения  на основе патента, обязаны произвести оплату 1/3, стоимости патента в  срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.

Таким образом, установленный  законодательством РФ специальный  налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (УСНО) ориентирован на субъекты малого предпринимательства, к которым относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие критериям, установленным НК РФ. Данный режим является льготным, так как указанные выше субъекты предпринимательства, применяющий данный режим налогообложения, наделяются некоторым преимуществом по сравнению с налогоплательщиками применяющие общий режим. Одна из льгот заключается в том, что организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате целого ряда налогов, тем самым снижается налоговое бремя. А начиная с 2009 г., как было выше сказано, индивидуальные предприниматели имеют возможность перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Система налогообложения  в виде Единого налога на вменённый  доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Информация о работе Организация налогового учета при специальных налоговых режимах