Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:45, курсовая работа
Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, т.е. каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Основные формы и методы налогового контроля………………...3
1.1 Формы и методы налогового контроля………………………...3
1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового
контроля………………………………………………………………………9
1.3 Организация налоговых проверок……………………………..11
Глава II. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате
налогов налогоплательщиками……………………………………………….18
2.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых
органов……………………………………………………………………….18
2.2 Повышение качества и эффективности налогового
администрирования………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….29-30
В данной методике используется
немалое число как
Взяв за основу предложенную профессором Д. Г. Черником методику оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, Министерство по налогам и сборам РФ разрабатывает и ежегодно уточняет общие рекомендации, содержащие в основном количественные показатели. Многие налоговые инспекции субъектов Федерации рассчитывают такие показатели по предлагаемой методике и применяют их для рейтинговой оценки нижестоящих налоговых инспекций.
Методика, применяемая в настоящее время, включает:
– общую оценку
показателей эффективности
– оценку показателей
организации и проведения
– оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;
– оценку работы с организациями
и индивидуальными
Для оценки работы управлений
МНС России по субъектам Федерации
предусмотрены следующие
1. По общей оценке показателей
эффективности контрольной
2. По оценке показателей
организации и проведения
3. По оценке показателей
организации и проведения
4. По оценке работы
с организациями, не
Оценка результатов
Всем перечисленным методам присущи некоторые недостатки:
1. Нечеткое определение терминов и понятий.
2. Сложность практической
реализации предложенных
3. Недоступность полного
объема информации для
4. Несмотря на все положительные
моменты рейтинговых методик,
их существенным недостатком
является способ установки
5. Для оценки работы
налоговых органов МНС России
используются данные форм
6. Частое изменение налогового
законодательства затрудняет
Очевидно, что построение
единой системы оценки деятельности
налоговых органов с учетом всех
вышеперечисленных
2.2
Повышение качества и
Задачи, поставленные президентом
и правительством, по созданию конкурентоспособной,
инновационной экономики, переходу
на более высокие социальные стандарты
для граждан требуют
Для выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации и правительством, Федеральная налоговая служба должна постоянно повышать качество налогового администрирования.
Основные направления работы на 2010 год
Поступление администрируемых доходов и работа с задолженностью
В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются. Для сравнения: если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных руб., то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС России, составили 8,4 трлн. руб.
В I квартале 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило около 1,8 трлн. руб. Это на 330 млрд. руб., или в среднем на 23%, больше, чем в I квартале 2009 года.
Основной рост поступлений
в бюджет (44%) — поступления от
уплаты НДПИ, то есть за счет увеличения
цен на нефть на мировом рынке
(рис. 1). Еще 45% прироста произошло за
счет улучшения положения в
Рисунок 1. Динамика цены на
нефть марки «ЮРАЛС» и
На протяжении последних
лет задолженность перед
Рисунок 2. Динамика совокупной
задолженности в бюджетную
Около половины всего прироста задолженности приходится на Москву и Московскую область.
В общей структуре задолженности на 1 апреля 2010 года 1/3 составляет задолженность, возникшая более трех лет назад, которая в основном значится за предприятиями-банкротами. Более половины задолженности — долги, практически нереальные к взысканию.
ФНС готовит предложения по реализации комплекса мероприятий, направленных на списание «старой» задолженности, невозможной к взысканию.
Вместе с тем перед
налоговыми органами стоит задача по
повышению эффективности
Досудебное и судебное урегулирование
Одним из приоритетных направлений работы налоговых органов остается контрольная работа. Сегодня налоговое законодательство РФ является одним из самых либеральных в мире. В результате законодательных изменений полномочия налоговых органов были серьезно ограничены. Например, установлены жесткие сроки взыскания задолженности, увеличивающие риски потери права на бесспорное взыскание, а при неоднозначной трактовке налогового законодательства судами, как правило, принимается позиция налогоплательщика.
Таким образом, процесс налогового
администрирования усложнился, и
к налоговым органам
Анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков показал, что на стадии досудебного аудита исключается до 10% от сумм, первоначально отраженных в материалах проверок, а по решениям арбитражных судов по искам налогоплательщиков еще около 40%.
Таким образом, некачественное
проведение проверок может сформировать
у налогоплательщиков негативное мнение
о Федеральной налоговой службе
в целом и создать ощущение
безнаказанности. Поэтому служба ставит
перед собой задачу повышения
эффективности контрольной
Причем отделы досудебного аудита должны проводить постоянный анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков и оспаривания решений налоговых органов в арбитражных судах, и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной базы, привлекать к ответственности специалистов и руководителей, совместно с
контрольными и юридическими подразделениями вырабатывать единую стратегию и тактику проведения контрольных мероприятий.
Одним из резервов повышения
качества контрольной работы является
более эффективное
Работа по регистрации
Деятельность ФНС России
в сфере регистрации в
перечня оснований для отказа в государственной регистрации;
возможности проверки представляемых в ходе регистрации сведений;
отсутствия ответственности за представление ложных сведений и ответственности банков за открытие счетов по фиктивным документам.
Кроме того, недоработан механизм исключения из государственных реестров фактически не действующих субъектов предпринимательства. Недостатки законодательства создают почву для действий, направленных как на уклонение от уплаты налогов путем создания фирм-однодневок, так и для рейдерства — процесса завладения чужой собственностью. А в реестрах содержатся огромные массивы информации о налогоплательщиках, которых фактически уже не существует.
Поскольку вопросы изменения
законодательства до сих пор не урегулированы,
ФНС России необходимо улучшить работу
в рамках действующих нормативно-
Во-первых, в целях обеспечения полноты и актуальности сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов, следует повысить эффективность количественного и качественного анализа такой информации.
Во-вторых, продолжить деятельность по исключению недействующих юридических лиц из Единого реестра по упрощенной внесудебной процедуре. Активизировать работу с учредителями и руководителями организаций, долгое время не отчитывающихся и имеющих задолженность.
Имущественные налоги как дополнительный источник доходов бюджета
Имущественные налоги значительно
в меньшей степени, чем ресурсные
платежи или налоги на прибыль
и НДС, зависят от мировой конъюнктуры
цен на углеводородное сырье и
от финансового состояния
Динамика поступлений
имущественных налогов
Однако доля доходов от имущественных налогов не слишком велика:
в бюджетной системе РФ — около 7%;
региональных бюджетах — до 14%;
бюджетах муниципальных образований — до 18%.
Около 70% всех поступлений
имущественных налогов
В структуре налоговых
поступлений зарубежных стран имущественные
налоги имеют больший вес, чем
в России. В США указанный показатель
составляет 9,2%, в Великобритании –
8,4%, в Канаде – 8,3%. В целом подходы
к порядку взимания имущественных
налогов в России и зарубежных
странах во многом схожи: органы местного
самоуправления устанавливают налоговые
ставки и льготы по налогу. Определение
налоговой базы является функцией органов
государственной власти. Однако функции
по ведению реестра объектов недвижимости,
оценки их стоимости в России отданы
различным ведомствам, а во многих
зарубежных странах сконцентрированы
в едином органе. Например, в США,
Китае, Сингапуре, Австралии и в
ведущих европейских странах
оценку недвижимости для целей налогообложения
осуществляют налоговые органы или
специализированные оценочные агентства,
находящиеся в ведении
Таким образом, проблемы, касающиеся актуальности баз данных, идентификации объектов недвижимости, информационного обмена между различными органами государственной власти, так остро стоящие в России, в других странах уже решены.
Информация о работе Основные формы и методы налогового контроля