Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Налоговая политика рф 2013-15 ИТОГ.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

Учитывая это, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 Кодекса, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. При этом полная отмена налогового учета и установление порядка определения налоговой базы на является лишь формальным решением указанной проблемы. Поскольку в отдельных случаях наличие отклонений между показателями налогового и бухгалтерского учета обусловлено объективными различиями в принципах отражения хозяйственных операций, реализация данной меры потребует от налогоплательщиков ведения непрерывного учета отклонений показателей бухгалтерского учета от показателей, используемых для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, равнозначного по сложности его ведения существующему налоговому учету. 30

 

В рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета.

Так, Федеральным законом  «О внесении изменений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации  о налогах и сборах» внесены  изменения, позволяющие начиная  с 2005 года формировать в бухгалтерском  и налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством  товаров (выполнением работ, оказанием  услуг).

В соответствии с Федеральным  законом «О внесении изменений в  части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей  налогообложения прибыли организаций  действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным  в бухгалтерском учете.

Основными направлениями  налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством Российской Федерации 7 июля 2012 года, предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.

В рамках упрощения налоговой  отчетности рассматривается возможность  представления налогоплательщиками  по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.

В целях дальнейшего сближения  бухгалтерского и налогового учета уже в 2012 году был проведен анализ и инвентаризация норм, обусловливающих существование различий между налоговым и бухгалтерским учетом. Предполагается, что по итогам этой работы будут определены области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчете налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учета. Количество таких различий в итоге должно быть сведено к минимуму, что будет сделано как путем изменений в Кодексе, так и, возможно, корректировок некоторых правил бухгалтерского учета. Итогом данной работы должна являться новая система налогового учета, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета, исключая в большинстве случаев ведение параллельного налогового учета.

1.1.6. Соглашения  о распределении расходов 

В среднесрочной перспективе  в законодательство о налогах  и сборах будут внесены изменения, направленные на возможность учета  расходов, понесенных одной российской организацией при создании или приобретении 31

 

нематериальных активов, приобретению услуг, результаты которых  используются в деятельности группы организаций, при определении налоговой  базы по налогу на прибыль организаций  другой взаимозависимой с ней  организацией. Эту возможность предполагается реализовать через предоставление налогоплательщикам налога на прибыль  организаций при соблюдении определенных условий права заключать соглашения о распределении расходов с российскими  организациями, устанавливающие основные принципы такого распределения.

1.2. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операций 

Необходимо продолжить работу по совершенствованию налогообложения  финансовых инструментов, а также  деятельности инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в  рамках создания в Российской Федерации  Международного финансового центра.

В этой связи целесообразно  принять ряд решений по налогообложению  операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и  выплате дивидендов.

В ближайшее время должен быть уточнен порядок определения  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций при совершении операций с депозитарными расписками и  финансовыми инструментами срочных  сделок.

Предполагается закрепить, что при погашении депозитарных расписок и получении представляемых ценных бумаг налоговая база по налогу на прибыль организаций не определяется. При этом стоимость ценных бумаг определяется исходя из цены приобретения депозитарных расписок (включая расходы, связанные с их приобретением), а также расходов, связанных с реализацией ценных бумаг.

Кроме того, уточняется, что  убытки по финансовым инструментам срочных  сделок, которые заключены налогоплательщиком с иностранными организациями в  соответствии с иностранным правом и подлежат судебной защите в соответствии с применимым законодательством  иностранных государств, учитываются  для целей налогообложения прибыли  организаций.

Также будет урегулирована  ситуация с исчислением и удержанием налога на прибыль организаций с  процентных доходов иностранных  организаций по еврооблигациям.

Также предлагается установить, что по выпускам еврооблигаций, которые  будут осуществляться начиная с 1 января 2013 года, на российского заемщика будет возложена обязанность налогового агента по налогу на прибыль организаций, исчисляемого по ставке 20%, только в той его части, в какой этот доход направлен по информации реестродержателя получателю, постоянным местонахождением которого является государство или территория, с которым у Российской Федерации отсутствует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. В иных случаях должна применяться ставка налогообложения процентов по облигациям, предусмотренная соответствующим соглашением.

При этом на первоначальном этапе внедрения данной системы возможно не возлагать на заемщика обязанность по идентификации всей цепочки владения еврооблигаций, а будет достаточно определить первый уровень держателей, зарегистрированных в депозитарно - клиринговых системах.

В обоих случаях предлагаемый порядок налогообложения будет  распространен только на еврооблигации, которые либо прошли листинг на одной  или нескольких общепризнанных биржах либо учет прав осуществляется общепризнанными  депозитарно-клиринговыми организациями (такими, как Euroclear, Clearstream, DTC, подразделения крупных транснациональных банков).

Будет продолжена работа по определению конкретных услуг, оказываемых  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, которые возможно освободить от налога на добавленную  стоимость, и по совершенствованию  процедуры зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в  части определения соотношения облагаемого и необлагаемого оборота.

1.3. Совершенствование  специальных налоговых режимов  для малого предпринимательства. 

Будет продолжена работа по совершенствованию специальных  налоговых режимов для малого предпринимательства.

Так, с 1 января 2013 года введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Субъекты Российской Федерации приняли до конца законы о введении с 1 января 2013 года на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности. Кроме того они смогут ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской 33

 

деятельности, относящихся к бытовым услугам населению.

Главой 26.5 Кодекса будут  установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к  получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой  для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации будут вправе увеличивать от трех до пяти раз  в зависимости от осуществляемой предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему  налогообложения, смогут привлекать наемных  работников, средняя численность  которых не должна превышать 15 человек.

Переход на систему налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года стал добровольным, и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет с 2018 года отменен.

Будут внесены изменения  в упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей, совершенствования  порядка исчисления и уплаты налогов.

Следует принимать во внимание, что рассмотренные выше изменения  приведут к существенному снижению налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей.

  1. 1.5. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
  2. Начиная с 1 января 2014 года предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года – в отношении большинства плательщиков – 30 процентов и неперсонифицированного тарифа – 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставка составит 20 процентов.
  3. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
  4. В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.
  5. 2. Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации
  6. 2.1. Налогообложение природных ресурсов
  7. 2.1.1. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья
  8. В плановом периоде предусматривается принятие следующих решений:

1. В рамках  проведения работы по совершенствованию  налогообложения добычи горючего  природного газа из нетрадиционных  источников сырья будут подготовлены  предложения по созданию эффективного  механизма налогообложения горючего  природного газа, добываемого (извлекаемого) из месторождений угля (метан  угольных пластов).

  1. 36
  2. 2. Будет продолжена работа по повышению уровня налогообложения добычи природного газа путем установления порядка исчисления НДПИ на добычу горючего природного газа в зависимости от изменения цен на газ.
  3. Предполагается, что при установлении ставок НДПИ на газ с 1 июля 2013 года будет применяться формула, в результате применения которой с помощью НДПИ на газ у производителей газа дополнительно к текущему уровню налогообложения будет изыматься 80% дополнительных доходов, получаемых ими от реализации природного газа на внутреннем рынке в связи с принятыми решениями об увеличении оптовых цен на газ свыше прогнозируемого уровня инфляции. Указанная формула будет предусматривать, что получаемые отраслью дополнительные доходы в целях расчета ставки НДПИ в соответствии с указанным принципом должны быть скорректированы с учетом роста расходов на транспортировку газа в связи с увеличением тарифа на транспортировку газа, а также дополнительных расходов, связанных с отменой льгот по налогу на имущество организаций для собственника единой системы газоснабжения. Конкретные ставки НДПИ на газ, рассчитанные в соответствии с указанной формулой, должны определяться после утверждения показателей, используемых в данном расчете.
  4. 3. Будет продолжена работа по выработке механизмов налогообложения добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Введение указанных механизмов может повлечь за собой изменение всей системы налогообложения природной ренты – от НДПИ и вывозных таможенных пошлин до акцизов на нефтепродукты.
  5. В связи с этим в плановом периоде будет проработан вопрос о целесообразности перехода к налогообложению финансового результата компаний, осуществляющих разработку новых месторождений углеводородного сырья.
  6. 4. В настоящее время к реализации готовится ряд проектов по добыче углеводородного сырья в границах внутренних морских вод, территориального моря и на континентальном шельфе Российской Федерации.
  7. В связи с этим будут разработаны предложения по созданию стимулирующей системы налогообложения добычи углеводородов на месторождениях, расположенных на указанных территориях.
  8. 5. В рамках продолжения работы по налоговому стимулированию разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов будут определены параметры специального налогового режима при их добыче из нижележащих горизонтов.
  9. 37
  10. 2.1.2. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемых
  11. С учетом опыта применения специфических ставок НДПИ при добыче угля будет продолжена работа по подготовке предложений об установлении специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.), а также проработка вопроса об установлении по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, ставки НДПИ в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.
  12. В целях оптимизации поступлений НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых и децентрализации полномочий по налоговому администрированию будет проработан вопрос о повышении уровня налоговой компетенции региональных органов власти, в том числе путем передачи им полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.
  13. 2.2. Акцизное налогообложение
  14. В отношении алкогольной и табачной продукции предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах. В случае, если принятые изменения в Кодекс будут предусматривать повышение ставок акциза сверх этих уровней, то дополнительно полученные доходы будут направлены на цели формирования дополнительных ресурсов бюджетов субъектов Российской Федерации.
  15. Установление ставок акциза в 2015 году предполагается предусмотреть в следующих размерах:
  16. на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) – 625 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;
  17. на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) - 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта; 38
  18. на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива - 22 рубля за 1 литр.
  19. на сигареты и папиросы - 960 рублей за 1000 штук + 9 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1250 рублей за 1000 штук;
  20. Ставки акцизов на моторное топливо и прочие подакцизные товары в 2013 и 2014 годах будут сохранены на уровне, определенном действующим Кодексом, а в 2015 году – повышены на 10% по отношению к ставкам 2014 года в отношении моторного топлива 4 и 5 экологических классов и на 20% в отношении моторного топлива прочих экологических классов.
  21. 2.3. Введение налога на недвижимость
  22. В рамках подготовки поправок к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» предлагается на первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
  23. В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения.
  24. Как показывают предварительные расчеты, при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость, физическим лицам целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.
  25. Стандартный налоговый вычет предоставляется всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.
  26. Социальный налоговый вычет предлагается предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; инвалидам I и II групп инвалидности; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий; пенсионерам и иным социально незащищенным категориям граждан) в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом и дачном некоммерческом объединении, в размере 39
  27. кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта, а в отношении земельного участка - на величину кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров площади земельного участка.
  28. Налоговый вычет должен предоставляться в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.
  29. При этом в рамках налога на недвижимость будет введено повышенное налогообложение недвижимого имущества физических лиц с высокой кадастровой стоимостью.
  30. При этом сроки введения налога на недвижимость напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства, поскольку определение наиболее эффективных налоговых ставок по налогу на недвижимое имущество, а также установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы – кадастровой стоимости объектов недвижимости.
  31. 2.4. Налогообложение престижного потребления
  32. Вопрос налогообложения объектов роскоши следует решать в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество. При введении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05% до 0,3%. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от количества собственников, а также наличия льгот у собственников.
  33. Помимо этого начиная с 2013 года введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов Российской Федерации) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов Российской Федерации.
  34. Также предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.). 40
  35. Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. При этом взимание повышенного налога не предполагается в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях.
  36. 2.5. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений
  37. В рамках проводимой работы по анализу налоговых освобождений был определен перечень налоговых льгот, применяемых налогоплательщиками в 2010 году. Также были выделены льготы, направленные на стимулирование инновационной деятельности, по которым возможно провести оценку с высокой степенью достоверности на основании показателей налоговой статистической отчетности и экспертной оценки.
  38. В целях достижения поставленных задач планируется разработка методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы Российской Федерации создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ.
  39. Обновление и актуализация перечня налоговых льгот будет проводиться ежегодно.
  40. Предполагается, что доклад о «налоговых расходах» бюджетов и их эффективности должен в обязательном порядке сопровождать представление проектов законов о бюджете на очередной год на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
  41. 2.6. Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам
  42. В целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в 2013-2015 годах будет продолжена работа по оптимизации установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам.
  43. По результатам проведенных в 2010-2012 годах мероприятий по инвентаризации налоговых льгот и анализу их эффективности в предстоящий период планируется рассмотреть вопрос о возможных сроках отмены льгот по региональным и местным налогам, прежде всего наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
  44. Между тем отмена названных налоговых льгот может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ.
  45. В связи с этим следует предусмотреть поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций.
  46. График повышения налоговых ставок:
  47. с 1 января 2013 года – 0,4%
  48. с 1 января 2014 года – 0,7%
  49. с 1 января 2015 года – 1,0%
  50. с 1 января 2016 года – 1,3%
  51. с 1 января 2017 года – 1,6%
  52. с 1 января 2018 года – 1,9%
  53. с 1 января 2019 года – 2,2%
  54. Кроме того, представляется целесообразным включить в перечень объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В настоящее время указанные земельные участки не являются объектом налогообложения по земельному налогу.
  55. При этом предполагается сохранение отдельных социальных льгот по региональным и местным налогам (например, для религиозных организаций, общероссийских общественных организаций инвалидов и др.). В связи с этим планируется осуществление компенсации выпадающих доходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в рамках распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
  56. 3. Совершенствование налога на прибыль организаций
  57. 3.1. Уточнение доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
  58. С 1 января 2011 г. действует подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 Кодекса, согласно которому не учитываются в целях налогообложения прибыли, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками.
  59. Фактически приведенная норма позволяет коммерческим организациям получать от своих акционеров или участников любое имущество, имущественные права или неимущественные права, в том числе денежные средства, без налоговых последствий.
  60. Наличие данной нормы в Кодексе формально легализует в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями.
  61. Такой подход противоречит сути предпринимательской деятельности.
  62. Кроме того, действует подпункт 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса, касающийся освобождения от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученного имущества, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей (передающей) стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей (получающей) организации.
  63. Анализ норм показывает, что норма подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 Кодекса в отношении чистых активов носит расширительный характер и позволяет практически без ограничений передавать коммерческим организациям имущество, имущественные и неимущественные права, в том числе денежные средства, создавая возможности для избежания налогообложения.
  64. При таких обстоятельствах следует исключить норму подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 Кодекса в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации.
  65. 4. Совершенствование налогового администрирования
  66. Сохраняют актуальность вопросы совершенствования налогового администрирования.
  67. Предусматривается внести ряд изменений, направленных на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков.
  68. Так, в качестве нового основания для истребования у банков налоговыми органами справок необходимо включить случаи, предусмотренные международными соглашениями.
  69. Помимо этого в перечень информации, предоставляемой банками, предполагается включить информацию о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах, и предусмотреть предоставление банками соответствующих выписок по вкладам. В настоящее время указанная информация, важная, в том числе для принятия мер по взысканию недоимки, банками в налоговые органы не передается.
  70. В перечень субъектов, информация о счетах, вкладах которых должна быть передана налоговым органам, следует включить физических лиц.
  71. В настоящий момент информация банками может передаваться только в отношении индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.
  72. В процедуре истребования налоговыми органами документов и информации на основании статей 93, 93.1 Кодекса надлежит закрепить выбор способа вручения требования о представлении документов: передача под расписку, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, направление по почте заказным письмом.
  73. Особое внимание при внесении изменений в законодательство о налогах и сборах надлежит уделять вопросам привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей 45
  74. налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием «фирм – однодневок».
  75. В число лиц, о которых налоговый орган вправе истребовать документы в порядке статьи 93.1 Кодекса, должны быть включены лица, с участием которых проверяемым налогоплательщиком совершается сделка по реализации товаров.
  76. Истребование таких документов производится налоговым органом при проведении налоговых проверок, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
  77. Поправки призваны усилить ответственность лица при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки.
  78. Представляется неизбежным переход на электронное взаимодействие при представлении в налоговый орган всех первичных документов. В этих целях в статью 93 Кодекса вносится изменение, согласно которым под установленными форматами документа понимаются форматы, установленные ФНС России.
  79. Задача изменений в налоговом администрирования состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. 46
  80. 5. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций
  81. В течение последних нескольких лет, прошедших с момента наиболее острой фазы международного финансового кризиса, противодействие уклонению от национального налогообложения путем концентрации доходов в низконалоговых юрисдикциях, законодательство которых не предусматривает норм по раскрытию информации о налогоплательщиках налоговым органам других стран. Российская Федерация также предпринимает усилия в этом направлении: сделки с низконалоговыми юрисдикциями подлежат обязательному контролю с точки зрения трансфертного ценообразования, в отношении резидентов таких юрисдикций не распространяются право применения пониженной ставки налогообложения дивидендов при стратегическом владении.
  82. Вместе с тем, одним из основных элементов противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в том, что не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца.
  83. В законодательстве должен указываться ряд условий, при соблюдении которых у российских налогоплательщиков будет возникать обязанность уплатить налог на прибыль в отношении доходов, полученных иностранными контролируемыми компаниями. Обязательным также должно являться 47
  84. предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. Уклонение от этого обязательства должно приравниваться к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов.
  85. При введении в законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях надлежит обеспечить возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации и, соответственно, осуществления контролирующих функций. Для реализации подобных законодательных норм особенно важны двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам.
  86. В тесной связи с проблемой налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний находится определение в налоговом законодательстве понятия налогового резидента применительно к налогоплательщикам – юридическим лицам. Включение таких норм в российское законодательство должно быть осуществлено единовременно.
  87. В среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будет внесено понятие налогового резидентства организаций на основе нескольких критериев, аналогичных используемых в международных налоговых соглашениях Российской Федерации.
  88. Помимо указанных изменений в Кодекс будут также внесены поправки, устанавливающие понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях.

Информация о работе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов