Основные положения законодательства об акцизах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Закон «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 был принят наряду с большей частью других законов, регулирующих вопросы налогообложения, и отменен в связи с введением в действие гл. 23 Налогового кодекса РФ. Как и в большинство законодательных актов, регулирующих процессы налогообложения в стране, в этот Закон постоянно вносились изменения и дополнения, касавшиеся как перечня доходов, не подлежащих налогообложению, так и порядка их исчисления. Практически ежегодно корректировалась шкала подоходного налога.

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Акцизы представляют собой  один из косвенных налогов, взимаемых  с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом  после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г. этот налог заменил  вместе с НДС действовавший в  условиях централизованной системы  налог с оборота.

Акцизы являются шестым по величине налогом в бюджетной  системе страны после единого  социального налога, НДС, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины  и налога на прибыль организаций. Вместе с тем указанный налог  в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует  только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров, называемых «подакцизными». При достаточно высоких  ставках обложения акцизы играют весьма существенную роль в финансовом положении налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, с точки зрения обеспечения ее сбыта. Следует отметить, что акцизами облагаются подакцизные товары, не только произведенные и реализуемые на территории РФ, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.

В отличие от большинства других налогов налог на доходы физических лиц в российской налоговой системе имеет богатую историю. Активные дискуссии по поводу необходимости введения в России подоходного налога начались еще в конце XIX в., но до 1916 г. вопрос о налогообложении доходов граждан решен не был. Наиболее убедительным аргументом против введения этого налога был тот, что доходы населения слишком низки и население не будет его платить, а масштаб уклонений от уплаты сделает подоходный налог с физических лиц неприменимым для России. Тем не менее в 1916 г. был введен первый Закон о подоходном налоге с физических лиц, предусматривавший платежи этого налога с 1917 г. по итогам 1916 г. Однако февральские события 1917 г. фактически отменили этот налог. И все же 1918 год стал годом введения подоходного налога, который в той или иной форме существует в России до настоящего времени.

Закон «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 был принят наряду с большей частью других законов, регулирующих вопросы налогообложения, и отменен в связи с введением в действие гл. 23 Налогового кодекса РФ. Как и в большинство законодательных актов, регулирующих процессы налогообложения в стране, в этот Закон постоянно вносились изменения и дополнения, касавшиеся как перечня доходов, не подлежащих налогообложению, так и порядка их исчисления. Практически ежегодно корректировалась шкала подоходного налога.

  1. Основные положения законодательства об акцизах

    1. Объекты обложения акцизами

 

Подакцизными товарами признаются:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья;
  2. спирт коньячный;
  3. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением:
    • лекарственных средств (включая гомеопатические лекарственные препараты),
    • препаратов ветеринарного назначения, разлитых в емкости не более 100 мл;
    • парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкостях не более 100 мл с долей спирта до 80% (включительно) и с долей спирта до 90% (включительно) при наличии пульверизатора, а с объемной долей этилового спирта до 90%, разлитой в емкости до 3 мл (включительно);
    • отходов, образующихся при производстве спирта и ликероводочных изделий, подлежащих дальнейшей переработке и использованию для технических целей;
    • виноматериалов;
  4. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  5. табачная продукция;
  6. автомобили легковые;
  7. мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  8. автомобильный бензин;
  9. дизельное топливо;
  10. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  11. прямогонный бензин.

 

  • коньячный спирт, спирт - сырец и виноматериалы, производимые по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на предприятиях, прошедших государственную регистрацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции";
  • денатурированная спиртосодержащей продукция (денатурированный спиртосодержащая продукция, которая содержит денатурирующие добавки, не исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовленная не в соответствии с установленной федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией, облагается акцизами в общеустановленном порядке);
  • спиртосодержащие лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;
  • спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе;
  • парфюмерно - косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию;
  • спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшие государственную регистрацию (спиртосодержащие отходы, не подлежащие дальнейшей переработке, облагаются акцизами в общеустановленном порядке);
  • ювелирные изделия (за исключением обручальных колец), являющиеся предметами культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении;
  • подакцизные товары, являющиеся продуктами переработки подакцизных видов минерального сырья, предусмотренные соглашениями о разделе продукции, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

Налогоплательщики, производящие как облагаемые, так и не облагаемые акцизами товары, должны обеспечивать раздельный учет затрат по производству и реализации, а также объемов  реализации (в натуральном выражении) облагаемых и не облагаемых акцизами товаров.1

 

 

 

 

 

 

1.2    Плательщики  акцизов.         

 Плательщиками акциза  признаются следующие лица, если  они совершают операции, подлежащие  обложению акцизами:

  1. организации;
  2. индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье;
  3. лица, перемещающие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

 

  Если  операции, облагаемые акцизами, совершают организации или индивидуальные предприниматели, объединившиеся договором о совместной деятельности, то они несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акциза. При этом исчисляет и уплачивает всю сумму акциза лицо, ведущее дела простого товарищества. Если ведение дел осуществляется совместно всеми участниками товарищества, участники договора самостоятельно определяют участника, исчисляющего и уплачивающего всю сумму акциза. Он имеет все права и исполняет обязанности плательщика.      

Важнейшими  операциями, облагаемыми акцизами, являются операции с нефтепродуктами. Плательщиками акцизов на нефтепродукты являются только лица, имеющие свидетельства (за исключением не имеющих свидетельства производителей нефтепродуктов из давальческого сырья*, являющихся плательщиками при передаче этих нефтепродуктов собственнику сырья, не имеющему свидетельства).2

 

 

 

    1.  Ставки акцизов

Налогообложение подакцизных  товаров осуществляется по следующим  налоговым ставкам:

Виды подакцизных  товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу  измерения)

Спирт этиловый из всех видов  сырья (в том числе этиловый спирт-сырец  безводного спирта этилового из всех видов сырья)

23 руб. 50 коп. за 1 литр

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая  продукция в металлической аэрозольной  упаковке

0 руб. 00 коп. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Спиртосодержащая продукция  бытовой химии в металлической  аэрозольной безводного этилового  спирта, упаковке

0 руб. 00 коп. за 1 литр содержащегося  в подакцизных товарах

Алкогольная продукция (кроме  вин натуральных, в т.ч. шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция(за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

162 руб. 00 коп. за 1 литр  безводного спирта этилового,  содержащегося в подакцизных  товарах

Вина натуральные (кроме  шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с содержанием  этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные  из виноматериалов, произведенных без  добавления этилового спирта

2 руб. 20 коп. за 1 литр

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным  содержанием объемной доли спирта этилового  до 0,5% включительно

0 руб. 00 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным  содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 0,5 и до 8,6% включительно

2 руб. 07 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным  содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 8,6%

7 руб. 45 коп. за 1 литр

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого  в качестве сырья для производства табачной продукции

300 руб. 00 коп. за 1 кг

Сигары

17 руб. 75 коп. за 1 штуку

Сигариллы

217 руб. 00 коп. за 1000 штук

Сигареты с фильтром

100 руб. 00 коп. за 1000 штук + 5% расчетной стоимости, исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, но не менее 115 руб. 00 коп.  за 1000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы

45 руб. 00 коп. за 1000 штук + 5% расчетной стоимости, исчисляемой  исходя из максимальной розничной  цены, но не менее 60 руб. 00 коп.  за 1000 штук

Автомобили легковые с  мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с  мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

18 руб. 00 коп. за 0,75 кВт  (1 л.с.)

Автомобили легковые с  мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.),мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

181 руб. 00 коп. за 0,75 кВт  (1 л.с.)

Автомобильный бензин с октановым  числом до "80" включительно

2657 руб. 00 коп. за 1 тонну

Автомобильный бензин с иными  октановыми числами

3629 руб. 00 коп. за 1 тонну

Дизельное топливо

1080 руб. 00 коп. за 1 тонну

Моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2951 руб. 00 коп. за 1 тонну

Прямогонный бензин

2657 руб. 00 коп. за 1 тонну


 

Освобождаются от взимания акциза подакцизные  в Российской Федерации товары (за исключением легковых автомобилей), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации согласно проектной документации для выполнения работ по соглашениям  о разделе продукции лицами, которые  являются инвесторами или операторами  указанных соглашений, либо другими  юридическими лицами, участвующими в  выполнении работ по указанным соглашениям  на основе договоров (контрактов) с  инвесторами, а также добываемые при выполнении соглашений о разделе  продукции подакцизные виды минерального сырья и продукты его переработки, предусмотренные указанными соглашениями, если такие товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.

1.4     Сроки и порядок уплаты налога.

Налогоплательщики3, имеющие свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При оптовой реализации нефтепродуктов акциз уплачивается не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

По спирту этиловому, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции  и пиву уплата акциза производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными  долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным. При реализации алкогольной  продукции с акцизных складов  оптовых организаций уплата акциза производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в следующие сроки:

• по алкогольной продукции, реализованной в отчетном месяце с 1-го по 15-е число, авансовый платеж осуществляется не позднее 25-го числа  этого месяца;

• по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее  число отчетного месяца, акциз  уплачивается не позднее 15-го числа  месяца, следующего за отчетным.

В такие же сроки осуществляется уплата налога при реализации других подакцизных товаров.

НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган  по месту своего нахождения, а также  по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемых ими операций, являющихся объектом обложения акцизом, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Одновременно налогоплательщики, имеющие свидетельство на оптовую  реализацию, представляют налоговую  декларацию не позднее 25-го числа второго  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 . Экономическая  сущность.

 

В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически  всех стран рыночной экономики, что  связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным  налогом, акцизы выступают одним  из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая  тем самым свою высокую фискальную значимость. В настоящее время  в доходах федерального бюджета  РФ они занимают третье место после  НДС и таможенных пошлин.

Следует отметить, что взимаемый  в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной  продукции, ни показателем эффективности  производства подакцизной продукции.

Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его  негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных  товаров традиционно включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь  дорогостояще ( спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию  сверхвысокой прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье.

Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической  трансформации, поскольку этот налог  относительно легко вводить и  следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности  налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом  определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские  книги для взимания налога.

Для достижения этой цели акцизы должны быть, во-первых, просты как в организации, так и в применении, что достигается  за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если же местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах, проблемой может стать контрабанда. Кроме того, если ставки акцизов слишком высоки, может возрасти нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров. Подобное производство может стать опасным для общественного здоровья, обеспокоенность которым и было одной из причин введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. он должен взиматься либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки).

Информация о работе Основные положения законодательства об акцизах