Основные принципы налогообложения, характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Статья 4 НК РК. Принципы налогообложения в Республике Казахстан
Данная статья перечисляет принципы налогообложения и налогового законодательства в Республике Казахстан и определяет их практическое значения в правоприменительной практике по отношению к другим положениям налогового законодательства Республики Казахстан. Принципы налогообложения представляют собой законодательно закрепленные основополагающие, фундаментальные начала и руководящие идеи в механизме налогообложения и правового регулирования налоговых отношений.

Файлы: 1 файл

Реферат основные принципы налогообложения.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

 

министерство образования и  науки 

республики казахстан

кокшетауский государственный  университет 

им. ш.ш. Уалиханова

 

факультет экономики

и информационных технологий

кафедра «Финансы»
РЕФЕРАТ

             по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

 на тему: «Основные принципы налогообложения, характеристика»

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент группы ЭкР-22

факультета                 заочно-дистанционного обучения

Каппасов Б.Т.

 

ПРОВЕРИЛ:

старший преподаватель

Тюлегенова А.Т.

                                                  

КОКШЕТАУ 2012

1. Статья 4 НК РК. Принципы налогообложения в Республике Казахстан

Пункт 1. Налоговое  законодательство Республики Казахстан  основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.

Пункт 2. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.

 

Данная статья перечисляет принципы налогообложения и налогового законодательства в Республике Казахстан и определяет их практическое значения в правоприменительной  практике по отношению к другим положениям налогового законодательства Республики Казахстан. Принципы налогообложения представляют собой законодательно закрепленные основополагающие, фундаментальные начала и руководящие идеи в механизме налогообложения и правового регулирования налоговых отношений. Все перечисленные и определенные в Налоговом кодексе принципы налогообложения находят свою дальнейшую реализацию в нормах и положениях налогового законодательства, получая свое развитие и конкретизацию применительно к отдельным аспектам регулирования налоговых отношений.

Согласно п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Республики Казахстан, налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.

Значение принципов налогового законодательства сводится к тому, что согласно п. 2 ст. 4 Налогового кодекса  Республики Казахстан, положения налогового законодательства Республики Казахстан  не могут противоречить принципам налогообложения, установленным Налоговым кодексом Республики Казахстан.

В Налоговом кодексе законодательно закреплены принципы: обязательности налогообложения (ст. 5), определенности налогообложения (ст. 6), справедливости налогообложения (ст. 7), единства налоговой системы (ст. 8) и гласности налогового законодательства (ст. 9).

В соответствии с принципом обязательности налогообложения налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства  в соответствии с налоговым законодательством  в полном объеме и в установленные сроки.

В соответствии с принципом определенности налогообложения налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом  законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

В соответствии с принципом справедливости налогообложение в Республике Казахстан  является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

В соответствии с принципом единства налоговой системы налоговая  система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.

В соответствии с принципом гласности налогового законодательства нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Нормы-принципы необходимы для законодательного закрепления и последующей реализации в законодательстве основных идей провозглашенной и проводимой государством налоговой политики. Кроме того, нормы-принципы призваны гарантировать стабильность и преемственность налогового законодательства, определенность всех его положений и недвусмысленность их толкования.

Казахстанское налоговое законодательство основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности  налогового законодательства.

Раскрытию содержания каждого из перечисленных  в п. 1 комментируемой статьи принципов  посвящены ст.ст. 5, 6, 7, 8 и 9 Налогового кодекса.

Поскольку все налоговое законодательство основывается на перечисленных в п. 1 данной статьи принципах, то все его положения должны соответствовать этим принципам и не могут им противоречить. В указанной связи при выявлении в правоприменительной практике случаев противоречия отдельных положений налогового законодательства принципам налогообложения, такие положения налогового законодательства подлежат приведению в соответствие с принципами налогообложения и до тех пор не могут применяться к конкретным правоотношениям.

Действие принципов налогообложения  на практике способствует выявлению  пробелов и противоречий в применении налогового законодательства и должно способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию в результате нормотворческой деятельности государства.

 

 

2. Статья 5 НК РК. Принцип обязательности налогообложения

Налогоплательщик  обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.  

 

Данная норма-принцип воспроизводит и развивает норму ст. 35 Конституции РК, согласно которой уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Налоговые правоотношения по своему характеру являются публично-правовыми, и их возникновение и существование  не ставятся напрямую в зависимость  от волеизъявления налогоплательщика. Налоговое обязательство не принимается налогоплательщиком на себя самостоятельно и добровольно и не может возникать из договоров с участием налогоплательщика. В данном контексте налогоплательщик лишен права непосредственно решать, уплачивать ему установленные государством и возникшие у налогоплательщика налоги или нет. Обязательность налогообложения следует из необходимости покрытия общегосударственных расходов за счет налогоплательщиков и не согласовывается с каждым из них в отдельности. Обязательность уплаты налогов следует из обращенных к налогоплательщикам налоговых законов, в которых государством налогоплательщикам предписана мера их должного поведения в указанных в налоговом законе случаях.

Формально-юридически обязательность налогообложения - обязанность налогоплательщика исполнять возникшие у него по указанным в налоговом законе основаниям и существующим у него лично налоговым обязательствам. Вследствие этого обязательность налогообложения не является абсолютной и безусловной для всех налогоплательщиков, а обращена к тем из них, у кого возникли и существуют налоговые обязательства.

Возникновение и существование  налогового обязательства, в свою очередь, обусловлены наличием в действиях  налогоплательщика признаков установленного в налоговом законе объекта налогообложения по конкретному виду налога. И в этом проявляется косвенная (опосредованная) зависимость возникновения налоговых правоотношений от воли налогоплательщика, выраженной им в своих действиях, которые в силу своих экономических характеристик являются объектами налогообложения (получение дохода, владение имуществом и транспортом на праве собственности и др.).       В каком-то смысле, заимствуя и перефразируя терминологию из цивилистической науки, налоговые обязательства можно назвать обязательствами вследствие основательного обогащения.

Существенной особенностью действия принципа обязательности налогообложения  в налоговом законодательстве Республики Казахстан является то, что налогоплательщик должен самостоятельно добровольно  в полном объеме и в установленные сроки исполнить существующие у него налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством Казахстана (презумпция добросовестности исполнения налогового обязательства).

Исполнение налогоплательщиком своих  налоговых обязательств должно следовать в полном объеме и в установленные сроки в строгом соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. Только в таком случае исполнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств будет признаваться надлежащим.

В противном случае, опять-таки, в силу принципа обязательности налогообложения неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно своих налоговых обязательств повлечет за собой применение к нему государством односторонне-властных методов воздействия, направленных на надлежащее исполнение его налоговых обязательств (применение способов обеспечения и мер принудительного исполнения налоговых обязательств).

 

3. Статья 6 НК РК. Принцип определенности налогообложения

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика. 

 

Данная статья раскрывает содержание принципа определенности. В соответствии с указанным принципом все налоги и другие обязательные платежи в бюджет должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика перед государством.

В силу принципа определенности любой  субъект правоприменительной деятельности должен иметь возможность установить для себя из налогового законодательства данные об объекте налогообложения как об основании возникновения каждого конкретного налога (ст. 25 Налогового кодекса), а также о порядке исполнения и прекращения возникшего у него налогового обязательства.

То, что для налогоплательщика является возможностью, для законодателя является необходимостью и обязанностью. Долженствование законодателя в части определения им налогов при их установлении прямо вытекает из смысла первого предложения комментируемой статьи.

Соответственно, при законном установлении каждого налога в Налоговом кодексе законодатель обязан, должен, а не просто может, определить все существенные элементы налогообложения. В свою очередь надлежащее исполнение законодателем своей обязанности должно позволить налогоплательщику, дать ему возможность, самостоятельно исчислить и уплатить этот налог на основе закона и других актов налогового законодательства, прямо предусмотренных налоговым законом, без каких-либо дополнительных произвольных указаний и требований третьих лиц (в том числе и налоговых органов).

Требование к определенности налогообложения тесно связано  с законностью установления налогов  и других обязательных платежей в  бюджет. До определения в налоговом  законе и в других актах налогового законодательства, прямо предусмотренных налоговым законом, основания возникновения налогового обязательства и всех существенных условий его исполнения налог будет считаться неопределенным и, соответственно, неустановленным. Правовой основой такому утверждению служат нормы самой Конституции РК.

Так, согласно п. 1 ст. 1 Конституции  РК, высшими ценностями нашего государства  являются человек, его жизнь, права  и свободы. К провозглашаемым  и охраняемым Конституцией правам и  свободам относятся, помимо прочего, право  частной собственности и ее неприкосновенность (п. 2 ст. 26 Конституции РК) и свобода предпринимательства (п. 4 ст. 26 Конституции РК). Согласно п. 2 ст. 26 Конституции РК, никто не может быть лишен его собственности иначе как по решению суда. Согласно п. 4 ст. 26 Конституции РК, каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 39 Конституции РК, права и свободы человека и  гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. По п.п. 1 и 2 ст. 14 Конституции РК, все равны перед законом и судом, и никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по любым обстоятельствам, вследствие чего статус и организационно-правовая форма налогоплательщика не могут влиять на неприменение к организациям конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Поскольку по ст. 35 Конституции РК долгом и обязанностью каждого является уплата только законно установленных налогов, а исполнение этого долга влечет за собой односторонне-властное изъятие (отчуждение) у налогоплательщика его собственности, то налогообложение следует признать законным ограничением права собственности налогоплательщика.

Информация о работе Основные принципы налогообложения, характеристика