Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:35, реферат
Статья 4 НК РК. Принципы налогообложения в Республике Казахстан
Данная статья перечисляет принципы налогообложения и налогового законодательства в Республике Казахстан и определяет их практическое значения в правоприменительной практике по отношению к другим положениям налогового законодательства Республики Казахстан. Принципы налогообложения представляют собой законодательно закрепленные основополагающие, фундаментальные начала и руководящие идеи в механизме налогообложения и правового регулирования налоговых отношений.
В том же случае если налоговый закон не позволяет определить основание возникновения налогового обязательства, его объем, порядок или иные существенные условия его исполнения, указанный недостаток не может быть устранен усилиями налоговых или иных органов, поскольку только законодатель уполномочен на установление и отмену налогов в форме законов. Запрещается установление и определение налогов или отдельных его элементов иными лицами, не уполномоченными на установление и определение налогов, и в иных формах, кроме законов.
Следовательно, неопределенность налогового закона также означает отсутствие налога как законодательного ограничения права собственности и одновременно наличие у налогоплательщика его законного права беспрепятственно реализовывать свое право собственности, в том числе в части неуплаты законно не установленных (неопределенных) налогов.
Таким образом, неопределенность налога означает его неустановленность и невозможность его взимания до установления (определения) законодателем всех его существенных элементов.
Таким же образом все неясности и двусмысленности норм налогового законодательства Республики Казахстан при определении характера и объема налогового обязательства налогоплательщика перед государством, а также порядка, места и времени его исполнения, должны толковаться в пользу налогоплательщика. Если законодатель не ограничил или в недостаточной степени четко ограничил законом налогоплательщика в его правах, то это дает налогоплательщику возможность продолжать реализовывать свои права в соответствии с их назначением.
4. Статья 7 НК РК . Принцип справедливости налогообложения
Пункт 1. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.
Пункт 2. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.
1. Данная статья раскрывает содержание принципа справедливости. Принцип справедливости налогообложения означает, что налогообложение в Казахстане является всеобщим и обязательным для всех. Другими словами, налоговое законодательство Казахстана распространяется в пределах его налоговой юрисдикции на всех налогоплательщиков и на всей территории Республики Казахстан без исключений, и все налогоплательщики равны перед налоговым законом.
Принцип справедливости налогообложения
основывается на конституционной норме
о равенстве всех перед законом
(в том числе и перед
Всеобщность налогообложения и равенство всех перед налоговым законом предполагают создание равных условий налогообложения для всех налогоплательщиков без изъятий и исключений для кого бы то ни было. В силу принципа справедливости налогообложение и налоговое законодательство Республики Казахстан не могут носить дискриминационный характер по отношению к отдельным лицам, категориям или слоям общества по признакам их гражданства, организационно-правовой формы или формы собственности. В силу принципа справедливости и равенства всех перед налоговым законом налогообложение также не может ставиться в зависимость от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или от любых иных обстоятельств.
Всеобщность налогообложения и его обязательность для всех реализуются через действие норм права, которые обращены к неопределенному кругу лиц и не разделяют налогоплательщиков в целях налогообложения по их индивидуальным признакам.
Нормативно-правовое регулирование налоговых отношений является гарантией для налогоплательщиков от дискриминации их по индивидуальному признаку.
2. В развитие принципа справедливости в п. 2 данной статьи законодателем установлен прямой запрет на предоставление налоговых льгот индивидуального характера. Другими словами, действие принципа справедливости допускает предоставление налоговых льгот отдельным категориям лиц, однако, предоставляемые налогоплательщикам налоговые льготы ни в коем случае не должны носить индивидуальный характер.
Под налоговыми льготами следует понимать установленные государством в налоговом законе преимущества в налогообложении отдельных категорий налогоплательщиков перед всеми остальными в связи с тем, что данные лица официально признаны государством нуждающимися в его защите или пользующимися его поддержкой.
Установление и предоставление льгот является одним из способов реализации налогами своей регулирующей функции. В зависимости от того, какие цели преследует государство при предоставлении налогоплательщикам льгот, необходимо различать социальные и экономические налоговые льготы.
Целью предоставления социальных налоговых льгот является поддержка социально уязвимых слоев населения, выравнивание населения в доходах, стимулирование налогоплательщиков к реализации социальных программ или проектов и иные задачи социального плана.
Предоставление экономических налоговых льгот преследует своей целью создание условий для развития тех или иных отраслей производства, ограничение потребления и т.д.
Основанием предоставления льгот и, соответственно, основанием возникновения льготных налоговых правоотношений являются юридические факты (действия, события или состояния), с которыми налоговый закон связывает предоставление налоговых льгот налогоплательщикам. Зачастую в качестве основания возникновения льготных налоговых отношений законодатель в налоговом законе устанавливает те или иные свойства самих налогоплательщиков, которые указывают на их особый социальный статус в обществе и подчеркивают социальную направленность предоставляемых данной категории лиц льгот (например, инвалиды 1 и 2 групп, участники Великой Отечественной войны, матери-героини и т.д.).
Предоставление льгот является целенаправленной деятельностью государства в сфере налогообложения. Вследствие этого не следует признавать льготами преимущества в налогообложении, получаемые налогоплательщиками самостоятельно по причинам существования пробелов в налоговом праве или оптимальной организации налогоплательщиком своей деятельности. Такого рода преимущества доступны всем без исключения налогоплательщикам в случае знания ими налогового законодательства и особенностей налогообложения результатов хозяйственной деятельности.
5. Статья 8 НК РК. Принцип единства налоговой системы
Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.
Действующая норма устанавливает принцип единства налоговой системы Республики Казахстан на всей ее территории в отношении всех налогоплательщиков.
Единство налоговой системы
Казахстана обусловлено формой его
государственного устройства как унитарного
государства (п. 1 ст. 2 Конституции РК).
Вследствие этого налоговая система Казахстана
является одноуровневой. Налоги Казахстана
установлены и действуют на всей территории
Казахстана и в отношении всех налогоплательщиков
без изъятий и исключений. В Казахстане
не существует так называемых региональных
или местных налогов и других обязательных
платежей в бюджет, которые бы устанавливались
или действовали только на территории
отдельно взятых административно-
Единство налоговой системы Казахстана обеспечивается:
1) единством налогового законодательства Республики Казахстан (п. 1 ст. 2 Налогового кодекса),
2) единым и общим для всего
Казахстана на всей его террито
3) единой системой органов
6. Статья 9 НК РК. Принцип гласности налогового законодательства
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.
Вытекающие из п. 2 ст. 20 и п. 3 ст. 18 Конституции РК право каждого на ознакомление с документами, решениями и источниками информации, затрагивающими их права и свободы, а также обязанность государственных органов, должностных лиц обеспечить это право предопределяют существование в Налоговом кодексе принципа гласности налогового законодательства.
Поскольку налогообложение
Одним из источников информации о налогообложении является Налоговый кодекс и указанные в нем нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, так как именно Налоговый кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Кроме того, налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов информацию о действующих налогах, об изменениях в налоговом законодательстве (п/п. 1 п. 1 ст. 11 Налогового кодекса). Данное право обеспечивается соответствующей обязанностью налоговых органов в индивидуальном порядке предоставлять налогоплательщикам по их запросам такую информацию.
Соответственно, в силу принципа публичности налогового законодательства право налогоплательщиков на получение и ознакомление с информацией о налогообложении в части, содержащейся в нормативных правовых актах по вопросам налогообложения, должно обеспечиваться обязательностью опубликования этих актов в официальных органах печати и в средствах массовой информации.
В указанной части действие принципа гласности налогового законодательства обеспечивается конституционной нормой об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, как условии их применения (п. 4 ст. 4 Конституции РК). Согласно указанной конституционной норме, все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.
Таким образом, опубликование всех нормативных правовых актов по вопросам налогообложения является обязательным. Соответственно, применяться нормативные правовые акты по вопросам налогообложения могут только после их официального опубликования. Другими словами, опубликование нормативных правовых актов по вопросам налогообложения является непременным условием введения их в действие. До их опубликования (обнародования) нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, должны признаваться не введенными в действие и не подлежат применению к налоговым отношениям.
Обнародование законов, в том числе и по вопросам налогообложения, в соответствии с п/п. 2 ст. 44 Конституции РК входит в конституционные полномочия Президента РК.
Обязанность по обеспечению опубликования других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения возлагается на государственные органы и должностные лица, принявшие эти акты.
Порядок опубликования нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам налогообложения, устанавливается специальным Законом РК от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах».
Литература
1. Налоговый кодекс Республики Казахстан
2.Е.В.ПОРОХОВ,
к.ю.н., директор НИИ финансового и налогового
права
http://www.taxfin.kz
3. http://adilet.zan.kz/
Информация о работе Основные принципы налогообложения, характеристика