Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:53, реферат
В настоящее время, рассогласованные и не соблюдаемые пороговые значения в системе налогообложения Кыргызской Республики, наряду с рассогласованностью налогового бремени в различных упрощенных режимах (патентном, упрощенном, контрактном), приводят к чрезмерному или недостаточному налогообложению, несущественным налоговым поступлениям, создают благоприятные условия для злоупотреблений в налоговой сфере и уклонения от уплаты налогов, а также подрывают стимулы к росту и переходу в более сложные режимы субъектов предпринимательства из чрезмерно «щедрого» патентного режима, характеризующего необычайно высоким верхним значением оборота (4 000 000 сомов или 110000 долл. США).
Введение
Основные проблемы в налогообложении МСБ
Патент – рассогласованность пороговых значений, обязательств и злоупотребления
Упрощенное налогообложение – издержки ведения учета/соблюдения законодательства, высокие ставки налогообложения
Общий режим – издержки соблюдения законодательства, преимущественно связанные с НДС
Администрирование/Оценка риска
Рекомендации по реформе
Подготовлено Проектом IFC по улучшению инвестиционного климата в КР
для: Круглого стола по укреплению государственно-частного диалога
20-22 сентября 2012 г.
Иссык-Куль, “Каприз”
Организатор:
Секретариат Инвестиционного Совета при Правительстве КР
Содержание:
Введение
Введение
В настоящее время, рассогласованные
и не соблюдаемые пороговые значения
в системе налогообложения
В данном докладе анализируются существующие специальные режимы, и предлагается ряд вариантов реформы, которые можно было бы реализовать с целью создания условий деятельности МСБ, в большей мере ориентированных на рост, а также для формирования однородной конкурентной среды посредством пресечения злоупотреблений действующими режимами.
a) Рассогласованность патентного режима
Как и любая система
оплаты по фиксированным ставкам, действующая
в Кыргызстане система
Источник: Предварительные результаты обследование субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 год в сравнении с 2008 г., МФК
Однако существующая система
активно препятствует поступательному
развитию предпринимателей с переходом
в более сложные категории (а
также, возможно, формальному росту),
поскольку патентные платежи
определяются вне зависимости от
размера оборота отдельных
Более того, патентный режим является источником злоупотреблений, уклонений от уплаты налогов и, возможно, коррупции. Даже, несмотря на то, что патент, в теории, обеспечивает более эффективную защиту предпринимателей от злоупотреблений и коррупции, согласно результатам собеседований с предпринимателями в фокус-группах, на практике часто применяется ряд схем по злоупотреблению патентным режимом:
Таким образом, широкий круг предпринимателей, допускаемых к пользованию патентным режимом, оказывается источником противоречивых целей и подлежит пересмотру.
Одна из главных причин
использования патента
Результаты проведенного исследования МФК в 2012 году свидетельствуют о том, что значительная доля индивидуальных предпринимателей могла бы справиться с базовыми требованиями в отношении бухучета без увеличения своих издержек на соблюдение налогового законодательства.
Поэтому долгосрочная задача
реформы патентного режима должна заключаться
во внедрении новой верхней
b) «Единый»
налог не играет роль
При показателях 4% и 6% с оборота, в зависимости от сектора деятельности, ставки единого налога довольно высоки по международным стандартам – особенно с учетом введения в Кыргызстане низкой ставки налога на прибыль. Расчет ставки единого налога в размере 4% для торговли основывается на предположении о том, что 1% замещает налог с продаж, тогда как остальные 3% замещают налог на прибыль. При 10%-ном налоге на прибыль, это означает, что прибыльность составляет 30%. Результаты сравнительного анализа по другим странам свидетельствуют о том, что в большинстве стран устанавливаются гораздо более низкие показатели прибыльности для торговых предприятий – зачастую в пределах 10-15%.
Источник: Предварительные результаты обследование субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 год, МФК
Кроме того, применение единого налога отмечается кыргызстанскими предпринимателями как довольно серьезное бремя. Предприниматели сообщают о частом проведении налоговыми органами произвольных проверок и преследованиях, следующих за ежеквартальным декларированием сведений об обороте.
e) Издержки
соблюдения налогового
Факторы, препятствующие росту малого бизнеса и переходу предпринимателей из категории условно-расчетного налогообложения в стандартный налоговый режим, могут возникать в двух случаях:
Для устранения препятствий,
связанных с величиной
В ряде стран ОЭСР были приняты специальные меры, направленные на сокращение административного бремени соблюдения требований налогового законодательства, в частности связанного с НДС. Это заключается в следующем:
НДС обычно основывается на учете по методу начислений; однако даже предприятия среднего размера могут сталкиваться с серьезными проблемами и затратами на выполнение в полном объеме требований учета по методу начислений. Поэтому можно было бы рассмотреть некоторые упрощения в режиме учета для предприятий среднего размера.
В целях сокращения издержек соблюдения налогового законодательства по НДС для субъектов МСБ, рядом стран были разработаны упрощенные схемы для облегчения расчета обязательств по уплате НДС. Эти схемы открыты для предприятий, превышающих порог регистрации НДС вплоть до определенного размера.
f) Административные реформы
Административные реформы, обеспечивающие надлежащее внедрение налогового режима для МСБ, необходимо разрабатывать и реализовывать параллельно с реформой режимов налогообложения МСБ. Эти административные реформы должны, в частности, быть направлены на устранение ключевых недостатков в работе существующего режима. В частности, они заключаются в следующем:
Существующая структура налогообложения малого бизнеса в Кыргызской Республике не предлагает никаких стимулов для роста и перехода предпринимателей в более старшие категории.
Поэтому настоятельно рекомендуется
разработать новую структуру
налогообложения МСБ. Режим налогообложения
ориентированных на рост МСБ должен
приводить метод упрощенного
налогообложения в соответствие
с потенциалом сегментов
Общая структура налоговых режимов могла бы выглядеть следующим образом:
Размер фирмы |
Соответствие требованиям |
Налоговая система |
Требования для реформы |
Микро |
Доходы на уровне прожиточного минимума |
Патентный режим, кроме специально исключенных секторов/профессий |
|
Малый |
Оборот выше микро-уровня (индивидуальные предприниматели) и ниже порога регистрации плательщика НДС |
Упрощенный налог на основе оборота для оценки дохода (с различными вычетами для предприятий торговли, обслуживания и производства) |
|
Средний |
Оборот выше порога регистрации по НДС и менее 30 млн. сомов (порог для крупных налогоплательщиков) |
Общий налоговый режим с целевыми упрощениями (в частности, учет и отчетность по НДС) |
|
Большой |
Оборот выше порога для крупных налогоплательщиков |
Общий налоговый режим без каких-либо упрощений |
Подобная реструктуризация
системы приведет к увеличению налогового
бремени для бизнеса на уровне
выше индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих свою деятельность на
патентной основе и, вероятно, встретит
противостояние с их стороны. Однако
эти недостатки должны будут компенсироваться
за счет снижения налогового бремени
и издержек по соблюдению налогового
законодательства для ориентированных
на рост предприятий за рамками патентной
системы, а также за счет сокращения
недобросовестной конкуренции со стороны
более крупных предприятий, работающих
в стандартном режиме налогообложения.
Такой сбалансированный подход к
реформе также должен будет стимулировать
переход с патентной системы
на режим упрощенного