Основные проблемы в налогообложении МСБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:53, реферат

Описание работы

В настоящее время, рассогласованные и не соблюдаемые пороговые значения в системе налогообложения Кыргызской Республики, наряду с рассогласованностью налогового бремени в различных упрощенных режимах (патентном, упрощенном, контрактном), приводят к чрезмерному или недостаточному налогообложению, несущественным налоговым поступлениям, создают благоприятные условия для злоупотреблений в налоговой сфере и уклонения от уплаты налогов, а также подрывают стимулы к росту и переходу в более сложные режимы субъектов предпринимательства из чрезмерно «щедрого» патентного режима, характеризующего необычайно высоким верхним значением оборота (4 000 000 сомов или 110000 долл. США).

Содержание работы

Введение


Основные проблемы в налогообложении МСБ
Патент – рассогласованность пороговых значений, обязательств и злоупотребления
Упрощенное налогообложение – издержки ведения учета/соблюдения законодательства, высокие ставки налогообложения
Общий режим – издержки соблюдения законодательства, преимущественно связанные с НДС
Администрирование/Оценка риска


Рекомендации по реформе

Файлы: 1 файл

Направления реформы в сфере налогообложения субъектов МСБ.docx

— 85.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Подготовлено Проектом IFC по улучшению инвестиционного климата в КР

для: Круглого стола по укреплению государственно-частного диалога

20-22 сентября 2012 г.

Иссык-Куль, “Каприз”

 

Организатор:

Секретариат Инвестиционного Совета при Правительстве КР

 

 

 

Содержание:

 

Введение

 

 

    1. Основные проблемы в налогообложении МСБ
    1. Патент – рассогласованность пороговых значений, обязательств и злоупотребления
    1. Упрощенное налогообложение – издержки ведения учета/соблюдения законодательства, высокие ставки налогообложения
    2. Общий режим – издержки соблюдения законодательства, преимущественно связанные с НДС
    3. Администрирование/Оценка риска

 

 

    1. Рекомендации по реформе

 

Введение

В настоящее время, рассогласованные и не соблюдаемые пороговые значения в системе налогообложения Кыргызской Республики, наряду с рассогласованностью  налогового бремени в различных  упрощенных режимах (патентном, упрощенном, контрактном), приводят к чрезмерному  или недостаточному налогообложению, несущественным налоговым поступлениям, создают благоприятные условия  для злоупотреблений в налоговой  сфере и уклонения от уплаты налогов, а также подрывают стимулы  к росту и переходу в более  сложные режимы субъектов предпринимательства  из чрезмерно «щедрого» патентного режима, характеризующего необычайно высоким  верхним значением оборота (4 000 000 сомов или 110000 долл. США).

В данном докладе анализируются существующие специальные режимы, и предлагается ряд вариантов реформы, которые можно было бы реализовать с целью создания условий деятельности МСБ, в большей мере ориентированных на рост, а также для формирования однородной конкурентной среды посредством пресечения злоупотреблений действующими режимами.

 

 

    1. Основные проблемы в налогообложении МСБ

a) Рассогласованность  патентного режима

Как и любая система  оплаты по фиксированным ставкам, действующая  в Кыргызстане система добровольных патентов сокращает финансовые издержки и, что еще более важно, издержки соблюдения налогового законодательства для мелких индивидуальных предпринимателей, и стимулирует текущую хозяйственную  деятельность. Это позволяет снизить  вероятность принятия произвольных решений и приведет к абсолютному минимуму количество контактов между предпринимателями и налоговыми инспекторами. Патенты наиболее популярны среди индивидуальных предпринимателей.

 

 

 

Источник: Предварительные результаты обследование субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 год в сравнении с 2008 г., МФК

 

Однако существующая система  активно препятствует поступательному  развитию предпринимателей с переходом  в более сложные категории (а  также, возможно, формальному росту), поскольку патентные платежи  определяются вне зависимости от размера оборота отдельных предприятий. Индивидуальные предприниматели, работающие на микроуровне, сталкиваются с таким  же бременем, что и более успешные, находящиеся у самого порога регистрации  НДС. Как следствие, большинство  предпринимателей в верхней части  патентной системы облагаются недостаточными налогами. Поскольку патентный режим  также весьма привлекателен своими процедурами проверок и отчетности, у этих индивидуальных предпринимателей недостаточно стимулов для того, чтобы  перейти из патентной системы  в упрощенный или общий режим  налогообложения. Вследствие этого, некоторые  предприниматели организуют свою деятельность таким образом, чтобы оставаться в патентной системе. В ГНС собрана информация лишь о суммах патента, однако нет информации о количестве зарегистрированных в патентной системе налогоплательщиков, что препятствует мониторингу миграции МСБ из патентного в другие режимы и обратно.

 

Более того, патентный режим  является источником злоупотреблений, уклонений от уплаты налогов и, возможно, коррупции. Даже, несмотря на то, что патент, в теории, обеспечивает более эффективную защиту предпринимателей от злоупотреблений и коррупции, согласно результатам собеседований с предпринимателями в фокус-группах, на практике часто применяется ряд схем по злоупотреблению патентным режимом:

 

  • Патентная система открывает возможности для злоупотреблений – прежде всего, из-за широты спектра применения (до 4 млн. сомов, включительно), что позволяет «скрывать» в патентном режиме предпринимательскую деятельность довольно крупных масштабов.
  • Нередко сообщается о том, что патенты напрямую выдаются предпринимателям сотрудниками налоговых органов без соответствующей регистрации в налоговой базе данных (и, соответственно, без передачи в бюджет собираемой платы за патенты).
  • Так же, как и в других странах региона, предприниматели злоупотребляют патентным режимом с целью сокращения отчислений на социальное страхование.
  • Упрощенная схема ввоза ряда товаров через таможню (замещающая таможенные пошлины и налоги, на основе импортной стоимости ввозимого товара (НДС и акцизы), разовым платежом по весу) для индивидуальных предпринимателей играет важную роль в стимулировании злоупотреблений патентным режимом.1

Таким образом, широкий круг предпринимателей, допускаемых к  пользованию патентным режимом, оказывается источником противоречивых целей и подлежит пересмотру.

 

Одна из главных причин использования патента заключается  в облегчении бремени соблюдения налогового законодательства в результате требований (упрощенных) в отношении  учета для субъектов микро-предпринимательства.

Результаты проведенного исследования МФК в 2012 году свидетельствуют о том, что значительная доля индивидуальных предпринимателей могла бы справиться с базовыми требованиями в отношении бухучета без увеличения своих издержек на соблюдение налогового законодательства.

Поэтому долгосрочная задача реформы патентного режима должна заключаться  во внедрении новой верхней пороговой  величины (основывающейся на показателях  оборота – ниже 1 млн. сомов) в  целях ограничения патента только для  индивидуальной микро-предпринимательской  деятельности. Вместе с тем, в целях стимулирования плавного перехода к общему режиму можно было бы обеспечить упрощение действующего упрощенного режима.

 

b) «Единый»  налог не играет роль промежуточного  режима между патентным и общим  режимами налогообложения

При показателях 4% и 6% с оборота, в зависимости от сектора деятельности, ставки единого налога довольно высоки по международным стандартам – особенно с учетом введения в Кыргызстане  низкой ставки налога на прибыль. Расчет ставки единого налога в размере 4% для торговли основывается на предположении  о том, что 1% замещает налог с продаж, тогда как остальные 3% замещают налог  на прибыль. При 10%-ном налоге на прибыль, это означает, что прибыльность составляет 30%. Результаты сравнительного анализа  по другим странам свидетельствуют  о том, что в большинстве стран  устанавливаются гораздо более  низкие показатели прибыльности для  торговых предприятий – зачастую в пределах 10-15%.

 

Источник: Предварительные результаты обследование субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011 год, МФК

 

Кроме того, применение единого  налога отмечается кыргызстанскими  предпринимателями как довольно серьезное бремя. Предприниматели  сообщают о частом проведении налоговыми органами произвольных проверок и преследованиях, следующих за ежеквартальным декларированием  сведений об обороте.

 

e) Издержки  соблюдения налогового законодательства  все еще велики и, в особенности,  связанные с НДС

Факторы, препятствующие росту  малого бизнеса и переходу предпринимателей из категории условно-расчетного налогообложения  в стандартный налоговый режим, могут возникать в двух случаях:

    • они могут быть связаны либо с налоговым бременем,
    • либо с издержками соблюдения налогового законодательства.

Для устранения препятствий, связанных с величиной налогового бремени, необходимо согласовать фактические  налоговые обязательства предпринимателей в верхней зоне режима упрощенного  налогообложения в соответствие с чистым налоговым бременем в  рамках стандартного режима налогообложения.

В ряде стран ОЭСР были приняты  специальные меры, направленные на сокращение административного бремени  соблюдения требований налогового законодательства, в частности связанного с НДС. Это заключается в следующем:

  • Сокращение частоты налоговых отчетов. Частоту налоговых отчетов субъектов среднего предпринимательства – в особенности, той части предприятий среднего бизнеса, оборот которых слегка превышает пороговое значение регистрации НДС – можно сократить за счет перехода от ежемесячных отчетов к отчетам, охватывающим больший период времени. Во многих странах ОЭСР квартальная отчетность для предприятий среднего бизнеса доказала свою достаточность и эффективность с точки зрения затрат.

 

  • Упрощенный учет

НДС обычно основывается на учете по методу начислений; однако даже предприятия среднего размера  могут сталкиваться с серьезными проблемами и затратами на выполнение в полном объеме требований учета по методу начислений. Поэтому можно было бы рассмотреть некоторые упрощения в режиме учета для предприятий среднего размера.

 

  • Упрощенные методы расчетов

В целях сокращения издержек соблюдения налогового законодательства по НДС для субъектов МСБ, рядом стран были разработаны упрощенные схемы для облегчения расчета обязательств по уплате НДС. Эти схемы открыты для предприятий, превышающих порог регистрации НДС вплоть до определенного размера.

 

 

f) Административные  реформы

Административные реформы, обеспечивающие надлежащее внедрение  налогового режима для МСБ, необходимо разрабатывать и реализовывать  параллельно с реформой режимов  налогообложения МСБ. Эти административные реформы должны, в частности, быть направлены на устранение ключевых недостатков  в работе существующего режима. В  частности, они заключаются в  следующем:

  • Обеспечение надлежащей регистрации патентов и учета патентных платежей;
  • Сокращение бремени соблюдения налогового законодательства, связанного с проверками, для налогоплательщиков в упрощенном режиме;
  • Выявление налогоплательщиков с оборотом, превышающим установленный порог, «скрывающихся» в режимах налогообложения для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства.

 

 

    1. Рекомендации по проведению реформы

Существующая структура  налогообложения малого бизнеса  в Кыргызской Республике не предлагает никаких стимулов для роста и  перехода предпринимателей в более  старшие категории.

Поэтому настоятельно рекомендуется  разработать новую структуру  налогообложения МСБ. Режим налогообложения  ориентированных на рост МСБ должен приводить метод упрощенного  налогообложения в соответствие с потенциалом сегментов налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства, а также учитывать существующие риски в отношении налоговых  поступлений.

 

Общая структура налоговых  режимов могла бы выглядеть следующим  образом:

Размер фирмы

Соответствие требованиям

Налоговая система

Требования для реформы

Микро

Доходы на уровне прожиточного минимума

Патентный режим, кроме специально исключенных секторов/профессий

  • Определить значение порога на основе оборота, отражающее доход на уровне прожиточного минимума
  • Рассмотреть возможность сокращения количества патентных категорий

Малый

Оборот выше микро-уровня (индивидуальные предприниматели) и  ниже порога регистрации плательщика  НДС

Упрощенный налог на основе оборота для оценки дохода (с различными вычетами для предприятий торговли, обслуживания и производства)

  • Оценить среднюю норму прибыли по основным сегментам малого бизнеса
  • Скорректировать ставки
  • Согласовать всю отчетность и уплату в один период (квартал)

Средний

Оборот выше порога регистрации  по НДС и менее 30 млн. сомов (порог для крупных налогоплательщиков)

Общий налоговый режим  с целевыми упрощениями (в частности, учет и отчетность по НДС)

  • Определить упрощенный метод учета по методу начислений
  • Упростить учет и отчетность по НДС

Большой

Оборот выше порога для  крупных налогоплательщиков

Общий налоговый режим  без каких-либо упрощений

 

 

Подобная реструктуризация системы приведет к увеличению налогового бремени для бизнеса на уровне выше индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на патентной основе и, вероятно, встретит противостояние с их стороны. Однако эти недостатки должны будут компенсироваться за счет снижения налогового бремени  и издержек по соблюдению налогового законодательства для ориентированных  на рост предприятий за рамками патентной  системы, а также за счет сокращения недобросовестной конкуренции со стороны  более крупных предприятий, работающих в стандартном режиме налогообложения. Такой сбалансированный подход к  реформе также должен будет стимулировать  переход с патентной системы  на режим упрощенного налогообложения. Поэтому необходимо разработать  комплексную стратегию реформирования системы налогообложения (которую, тем не менее, можно будет реализовывать  поэтапно, если это будет желательно из политических соображений).

Информация о работе Основные проблемы в налогообложении МСБ