Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 13:22, контрольная работа
Вопросы выяснения места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства на современном этапе принимают не столько теоретический, а скорее практический характер. «Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сфер».
Введение
1. Роль и значение налоговых органов в обеспечении
экономической безопасности государства………………………………..………..4
2. Правовая основа деятельности налоговых органов………………………….8
3. Права и обязанности налоговых органов РФ………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………22
Служба и ее территориальные органы - управления службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов. Уточним, что межрегиональные инспекции, в свою очередь, делятся на межрегиональные по федеральным округам и межрегиональные по крупнейшим налогоплательщикам.
Инновативной организационной мерой в рамках модернизации налоговых органов Л.Ф. Кваша выделяет создание межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам. Это территориальные налоговые органы, созданные для обеспечения деятельности уполномоченных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Структура центрального аппарата ведомства утверждена Приказом ФНС России от 14 октября 2004 г. N САЭ-3-15/1@, в соответствии с которым налоговая служба представлена 26 управлениями.
В целом необходимо отметить, что внутреннее устройство налоговых органов в основном предопределяется теми фактическими видами деятельности, которые нашли свое отражение в ст. 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", установившей еще в 1991 г. полномочия налоговой администрации.
Вместе с тем налоговые органы по способу решения задач, отнесенных к их компетенции, являются единоначальными. Каждый налоговый орган возглавляет руководитель, статус которого и предопределяет его ключевые возможности при разрешении задач, возложенных на конкретные налоговые органы. Руководитель налогового органа олицетворяет в юридическом плане государственную административную власть, так как должен обеспечить реализацию, во-первых, функции налогообложения в пределах соответствующей юрисдикции, во-вторых, осуществление общих функций управления. Для этого он как субъект административной власти использует предоставленные ему правовые, информационные, технические и иные ресурсы, которыми обладает в силу служебного положения.
Важно помнить, что непосредственно обязанности налоговых органов исполняются их должностными лицами, которыми признаются государственные служащие Российской Федерации, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах.
Для выполнения задач, возложенных на ФНС РФ и ее территориальные подразделения, в соответствии с налоговым законодательством налоговые органы наделены достаточно широкими полномочиями.
В частности, они вправе требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; проводить налоговые проверки; изымать документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов; приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения помещения и территории; определять в необходимых случаях суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам; требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки и пени; предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Налоговым органам предоставлены и некоторые другие права. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложен на налоговые органы.
Вместе с тем налоговые органы
решают поставленные перед ними задачи
во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления. Порядок такого взаимодействия
определяется в соответствующих нормативных
актах, таких как: 1) Приказ МВД России N
76, МНС России от 22 января 2004 г. N АС-3-06/37
"Об утверждении нормативных правовых
актов о порядке взаимодействия органов
внутренних дел и налоговых органов по
предупреждению, выявлению и пресечению
налоговых правонарушений"; 2) Приказ
Минюста России N 289, МНС России от 13 ноября
2003 г. N БГ-3-29/619 "Об утверждении Методических
рекомендаций по организации взаимодействия
налоговых органов РФ и Службы судебных
приставов Министерства юстиции РФ при
исполнении постановлений налоговых органов
о взыскании налога (сбора), а также пени
за счет имущества налогоплательщика-организации
или налогового агента-организации";
3) Регламент взаимодействия МНС России
и ЦБ РФ по вопросам государственной регистрации
кредитных организаций (утвержден МНС
России N БГ-16-09/86, ЦБ РФ N 01-33/2202 от 26 июня
2002 г.).
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает
взаимодействие налоговых органов и органов
внутренних дел в процессе реализации
принудительного механизма в налоговой
сфере.
Отметим, что Федеральная служба
по экономическим и налоговым преступлениям
МВД России (далее - ФСЭНП) является самостоятельным
структурным подразделением центрального
аппарата МВД России и составляет единую
систему специализированных органов исполнительной
ветви власти федерального уровня, предназначенных
для защиты фискальной компетенции и обеспечения
экономической безопасности государства.
Полномочиям ФСЭНП свойственна достаточно
узкая специализация в сфере налоговых
правоотношений. Федеральная служба реализует
контрольно-надзорную функцию государственного
управления. Важно отметить, что если налоговые
органы контролируют соблюдение законодательства
о налогах и сборах, то ФСЭНП осуществляет
проверочные мероприятия, оперативно-розыскную
деятельность, расследует и предупреждает
налоговые правонарушения и преступления.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Отметим, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, имеют право, как уже было отмечено, затребовать необходимые документы, проводить осмотры и инвентаризации. Причем формы всех документов, необходимых для законного проведения проверки, ФНС России утверждает сама.
Роль налоговых органов как субъектов налоговых правоотношений, уполномоченных осуществлять контрольные функции, функции по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, начинается с момента обращения субъектов гражданского права с целью регистрации своего статуса как юридического лица в предусмотренной Гражданским кодексом РФ организационно-правовой форме или индивидуального предпринимателя. Данная обязанность на Федеральную налоговую службу РФ возложена Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со ст. 25 указанного Закона налоговые органы вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае допущенных грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Возложив на участников налоговых правоотношений ряд обязанностей, государство вправе осуществлять контроль и требовать безусловного их исполнения, и, прежде всего обязанности уплачивать налоги и сборы в полном объеме. Для этого за уполномоченными государством органами законодатель закрепляет право в необходимых случаях применять меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
Иными словами, в целях решения задачи по обеспечению взыскания налогов и сборов налоговые органы применяют способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также меры по их принудительному взысканию.
Под обеспечением исполнения обязанности по уплате налогов и сборов принято понимать деятельность налогоплательщиков, налоговых органов и других лиц, связанную с применением мер, предусмотренных главой 11 НК РФ, направленную на понуждение налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента к правильной, полной своевременной уплате налогов и сборов либо на отыскание иных средств для удовлетворения фискальных интересов государства и муниципальных образований.
Таким образом, государственные интересы в налоговой сфере охраняют специальные налоговые органы в пределах своей компетенции, обладающие по отношению к налогоплательщикам властными полномочиями (наличие организационной формы, административной власти); имеют правовую форму, соответствующую специальным задачам в сфере государственного управления, которая обеспечивает порядок, методы реализации деятельности этих органов, виды принудительного воздействия, а в конечном счете взимание налогов и сборов, соответствующее поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц.
3. Права и обязанности налоговых органов РФ
Согласно, ст. 31. «Права налоговых органов», части первой НК РФ, налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии
с законодательством о налогах
и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку
документов у
4) вызывать на основании
письменного уведомления в
5) приостанавливать операции
по счетам налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента
в банках и налагать арест
на имущество
6) в порядке, предусмотренном
статьей 92 НК РФ, осматривать любые
используемые
7) определять суммы налогов,
подлежащие уплате
8) требовать от
9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
10) требовать от банков
документы, подтверждающие факт
списания со счетов
11) привлекать для проведения
налогового контроля
12) вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо
13) заявлять ходатайства
об аннулировании или о
14) предъявлять в суды
общей юрисдикции или
- взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;
- возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;
- досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
3. Вышестоящие налоговые
органы вправе отменять и
Согласно, ст. 32. «Обязанности налоговых органов», части первой НК РФ, налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;