Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 23:52, реферат
Актуальность: налоговое администрирование занимает важное место в системе налогообложения России, так как эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. От того, насколько правильно осуществляется налогообложение, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства, потому что налоговые поступления служат источником формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций.
относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, в систему правового обеспечения налогового администрирования входят нормативно-правовые акты, которые содержат правовые нормы, регламентирующие процедуру налогового контроля и регулирования налоговых платежей как элементов налогового администрирования.
Подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти не включаются в систему законодательства о налогах и сборах. В то же время, согласно ст. 111 НК РФ, существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. И одно из них — выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Следовательно, налоговые отношения регулируются не только законами, но и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.
Элементом системы правового обеспечения налогового администрирования выступают также внутриведомственные нормативные правовые акты, которые обязательны только для применения соответствующими структурными подразделениями (инструкции, методические рекомендации и т.д.). Но, согласно ст. 4 НК РФ, они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И в связи с этим подзаконные нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налогового регулирования и налогового планирования как элементов налогового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят: указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.
При помощи подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Например, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по предоставлению налоговых преференций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов налогового администрирования, вводятся стандарты и критерии качества их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д.
Признаки легитимного подзаконного нормативного правового акта следующие:
- соответствие компетенции принявшего его субъекта налогового администрирования;
- соответствие установленному порядку принятия такого рода документов;
- отсутствие факта изменения содержания и объема прав и обязанностей участников налоговых отношений;
- отсутствие изменения порядка и условий реализации прав и исполнения обязанностей участниками налоговых отношений;
- отсутствие факта изменения вида и размера ответственности за правонарушения, порядка и оснований привлечения к ответственности;
- отсутствие в акте противоречий общим началам или буквальному смыслу конкретных положении НК РФ.
Особое место в системе правового обеспечение налогового администрирования занимают международно-правовые источники налогового права. Появление большого количества международных договоров по вопросам налоговых отношений стало следствием развития рыночных отношений в России и расширения интеграционных процессов. Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров, содержащих положения, касающиеся налоговых отношений, над НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах. В настоящее время условно выделяют три уровня регулирования налоговых отношений:
Примером правового обеспечения налогового администрирования международно-правовыми источниками налогового права может служить правовое обеспечение интеграционных процессов в области налогового администрирования в рамках. Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).
Для реализации согласованной налоговой политики в рамках ЕврАзЭС, решения задач по гармонизации налогового администрирования на международном уровне организована работа по совместной разработке правовых принципов и отдельных решений, обеспечению их взаимного соответствия, а также унификации — введении общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
Следовательно, международно-правовые источники налогового права не только входят в систему правового обеспечения налогового администрирования Российской Федерации, но и занимают в ней особое место.
В настоящее время в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) между налоговыми органами государств, входящих в его состав, заключены Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам, в области организации информационного обмена между государствами. Цель Соглашений — повышение уровня налогового контроля и противодействие уклонению от уплаты налогов.
Налоговые инспекции, осуществляющие контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, ведут оперативно-статистический учет налоговых поступлений.
Оперативно-статистический учет в налоговых органах выполняет следующие задачи:
- регистрация и учет налогоплательщиков;
- прием и обработка
налоговых деклараций и
- учет налоговых поступлений и задолженности;
- налоговый анализ и контроль.
ОПЕРАТИВНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ |
регистрация и учет налогоплательщиков |
|
учет налоговых поступлений и задолженности |
Отчетность низовых налоговых органов – инспекций (ИФНС) |
Анализ отчетности |
Свод и обработка оперативно-статистической информации вышестоящими налоговыми органами |
Рисунок 2. Организация учета в системе налогового администрирования.
Собранная информация хранится на специальных документах – информационных ресурсах, которые представляют собой базу данных о налоговых поступлениях. Принципы их ведения закреплены в Рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом ФНС России от 16 марта 2007г.№ ММ-3-10/138@.
Содержание этой работы сводится главным образом к сбору и обработке информации о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщиками, налоговыми агентами.
Также, учет обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможность потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.
Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования, но также для правительственных органов и других властных структур. На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования.
Один из основных информационных ресурсов, которые формируются в налоговых инспекциях – карточки «Расчеты с бюджетом (РСБ)» местного уровня. Карточки «РСБ» местного уровня предназначены для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.
Налоговые органы ведут карточки расчетов с бюджетом «РСБ» по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, которые они администрируют.
Открытие карточек «РСБ» местного уровня новых, реорганизованных или переданных из налогового органа организаций и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляют при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением организации ИНН и (или) КПП.
Карточка «РСБ» открывается по каждому коду классификации доходов бюджетов РФ, администрируемому налоговыми органами, и соответствующему ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения для исчисления сумм, подлежащих уплате по соответствующему налогу.
По окончании отчетного года карточки «РСБ» закрываются и автоматически выводится фактически сложившееся после проведения записи последней операции за истекший год сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по каждому типу платежа. Закрытие карточек «РСБ» налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на чет в другом, в установленном порядке.
Информация в карточках «РСБ» местного уровня отражается в следующем порядке: фиксируется дата записи операции, расшифровывается наименование операции в соответствии со справочником операций, осуществляемых в программных средствах по ведению карточек «РСБ»; указывается код операции, затем фиксируется документ, являющимся основанием для отражения операции.
В карточке «РСБ» отдельно отражаются операции по начислению и уплате налоговых санкций; расчеты по процентам; расчеты по начислению и уплате пеней. Затем подводится общий результат – dcuj исполнено обязанностей, внесено в бюджет с начала года за вычетом возвратов.
Каждый из этих видов расчетов состоит из блоков: блоки начислений, поступлений, сальдо расчетов.
Показатель «поступило» отражается по платежным документам – платежным поручениям, выпискам банка, квитанциям об уплате налогов, сборах, пенях, штрафов.
В карточках «РСБ» определяется сальдо расчетов с бюджетом. Если сумма начисленных налогов (сборов) больше уплаченной, то образуется недоимка. Превышение уплаченных сумм над начисленными означает переплату. Как правило переплата образуется из-за ошибок при расчете налоговой базы или перечисления платежей. Сумма переплаты подлежит зачету по иным платежам налогоплательщика или возврату.
Зачет излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов производит налоговая инспекция по месту учета налогоплательщика. Сумма излишне уплаченного налога, засчитанная в счет очередных платежей или направленная на погашение задолженности по иным налогам (сборам), отражается в карточке «РСБ».
Исчисления к уплате, уменьшению сумм налогов ( сборов), пеней и штрафов, а также зачетов и возвратов отражаются в карточках «РСБ» в хронологическом порядке в валюте РФ. Налогоплательщик при уплате налога сдает в банк платежное поручение, в котором отражается не только сумма платежа, но и указываются код бюджетной классификации (КБК) и счет Федерального казначейства. Если КБК указан неверно, то его обязанность по уплате налога по месту учета налогоплательщика считается неисполненной. В этом случае налоговый орган на основании полученного заявления плательщика проверяет поступление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства по указанному плательщиком расчетному документу.
2.2. Отчетность
по налогам и сборам в
Налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Кроме того, в их обязанность входит осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Проведение сверки по заявлению налогоплательщика является обязанностью налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который подписывают налоговая инспекция и налогоплательщик. Форма акта утверждается ФНС России. Сверка осуществляется по документам, поступившим в ИФНС России на дату проведения данного мероприятия. Она может охватить лишь три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих сверке.