Особенности формирования налоговых резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно за свой счет и на свой риск. Любая предпринимательская деятельность связана, как известно, с неожиданностями, степень которых зависит от способности экономического субъекта прогнозировать экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проекта, выбирать партнеров для своей деятельности, быстро реагировать на изменения рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако заранее предугадать результат принятого решения практически невозможно, поэтому всегда существует риск, который по своей сущности является событием с отрицательными последствиями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Особенности формирования налоговых резервов………………………………..……….……5
Понятие «налоговые резервы»……………………………………………………………...…5
Методология налогового учета резервов предприятия…………………………..………….6
Резерв на предстоящую оплату отпусков и вознаграждений за выслугу лет…….….6
Резерв на ремонт основных средств……………………………………………….…....9
Резерв по сомнительным долгам…………………………………………………….…..12
Резервы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание…………………13
Оптимизация налогообложения при создании налоговых резервов………………17
Заключение…………………………………………………………………………………....21
Список использованных источников…………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Абросимова особенности формирования налоговых резервов.docx

— 50.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Особенности формирования налоговых резервов………………………………..……….……5

     Понятие «налоговые резервы»……………………………………………………………...…5

Методология налогового учета резервов предприятия…………………………..………….6

     Резерв на предстоящую оплату отпусков и вознаграждений за выслугу лет…….….6

     Резерв на ремонт основных средств……………………………………………….…....9

     Резерв по сомнительным долгам…………………………………………………….…..12

     Резервы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание…………………13

Оптимизация налогообложения  при создании налоговых резервов………………17

Заключение…………………………………………………………………………………....21

Список использованных источников…………………………………………………….22

 

 

 

 

 

Введение.

Основой рыночной экономики  является предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно за свой счет и на свой риск. Любая предпринимательская деятельность связана, как известно, с неожиданностями, степень которых зависит от способности экономического субъекта прогнозировать экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проекта, выбирать партнеров для своей деятельности, быстро реагировать на изменения рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако заранее предугадать результат принятого решения практически невозможно, поэтому всегда существует риск, который по своей сущности является событием с отрицательными последствиями.

Как свидетельствует мировая  практика, одним из способов зашиты от рисков является наличие системы резервов. Для обеспечения устойчивого развития и сопротивляемости внешним воздействиям, а также для своевременной нейтрализации и компенсации вероятных негативных последствий предназначены создаваемые в организации резервы. Формируемые и используемые в соответствии с законодательными, нормативными и учредительными документами, резервы предназначены, как мы считаем, прежде всего, для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков, т. е. для будущих расходов. Резервы имеют совершенно разный экономический смысл. Но в любом случае основная цель резервов — повышение финансовой устойчивости организации, нивелирование и страхование рисков.

В период поступательного  становления и развития рыночных отношений в российской экономике, интеграции отечественных предприятий в мировую систему хозяйствования возникает острая необходимость уменьшения неопределенности и рисков во взаимоотношениях с партнерами, инвесторами, контрагентами. Становится актуальной задача создания мобильной системы страхования от непредвиденных ситуации в деятельности хозяйствующих субъектов, от производственных и финансовых рисков, неплатежеспособности дебиторов. Реализация на практике действенной системы страхования (хеджирования) тесно связана с резервированием производственных и финансовых ресурсов, что в общеэкономическом смысле означает сохранение ресурсов про запас, в резерве, т.е. страхование от рисков непременно сопутствует активно участвующим в конкурентной среде коммерческим организациям.

В работе рассматривается  порядок создания резервов, предусмотренных  налоговым законодательством и их преимущества, позволяющие налогоплательщику планировать налоговые платежи в течение налогового периода, описываются различные виды резервов, методы их использования, создания и восстановления, наиболее оптимальные приемы их использования для получения коммерческой выгоды, т.е. прибыли.

 

 

Особенности формирования налоговых резервов

Понятие «налоговые резервы»

Под налоговыми резервами мы понимаем излишне исчисленные  и уплаченные налоги (пени, штрафы) в  результате неиспользования или  неполного использования налоговых  преимуществ (выгод), предоставляемых  законодательством о налогах  и сборах. Например, неправильное определение  объекта налогообложения, завышение  налогооблагаемой базы, неприменение или неполное применение налоговых  льгот, налоговых вычетов по НДС  и расходов по налогу на прибыль.

Как правило, возникновение налоговых резервов у всех крупных компаний без исключения имеет объективные основания  и не зависит от квалификации сотрудников, которые отвечают за налоговую политику компании. Основной причиной формирования налоговых резервов, является "качество" налогового законодательства Российской Федерации.

В связи с  этим эффективное выявление и  реализация налоговых резервов требует  как постоянного формирования и  мониторинга арбитражной практики по налоговым спорам, так и анализа  порядка налогообложения, примененного налогоплательщиком в прошлых периодах. С учетом того, что собственные  специалисты компании преимущественно  ориентированы на решение налоговых  вопросов текущего периода эффективное  выявление и реализация налоговых  резервов для них технически затруднена. Поэтому для большинства налогоплательщиков, излишне уплаченные суммы остаются незамеченными, так как их уплата не вызывает у них сомнений и претензий  со стороны налоговых органов.

 

Методология налогового учета резервов предприятия

Резерв  на предстоящую оплату отпусков и  вознаграждений за выслугу лет

Создается в случае колебаний  из-за сезонности указанных расходов и позволяет равномерно распределить затраты организации на оплату отпусков работников в течение календарного года в целях избежания завышения себестоимости продукции (работ, услуг) за отдельные отчетные периоды. Суммы резерва предназначены не только для финансирования затрат, связанных с выплатой среднего заработка за отпуск, но также и для денежной компенсации за отпуск, выплачиваемой увольняемым работникам, не использовавшим на день увольнения своего права на отпуск полной или частичной продолжительности.

Согласно действующему трудовому законодательству, все  работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, складывающийся из двух частей — основного и дополнительного отпуска. В соответствии со ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет не менее 28 календарных дней. Для отдельных категорий работников действующее законодательство предусматривает удлиненные основные отпуска в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска в соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ предоставляются следующим работникам:

• занятым на работах  с вредными и (или) опасными условиями  труда;

• имеющим особый характер работы;

• с ненормированным рабочим  днем;

• работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

• в других случаях, предусмотренных  федеральными законами.

Кроме того, организации  с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами. Следует отметить, что во всех случаях общая продолжительность отпусков, за которые выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск, определяется соединением ежегодных основных и дополнительных отпусков. Различается же только порядок определения источника покрытия расходов в зависимости от того, предусмотрен отпуск законодательными актами или же локальными актами организации.

Согласно ст. 324.1 Налогового кодекса  РФ, в аналогичном порядке осуществляются отчисления к резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Организации многих отраслей экономики  в настоящее время предусматривают выплату вознаграждений за выслугу лет, тем самым стимулируя продолжительный труд работников и закрепляя профессиональные кадры. На практике выплата может осуществляться ежемесячно, ежеквартально или один раз в год. В том случае, если выплата вознаграждения производится ежемесячно или ежеквартально, организация не может создавать резерв расходов на выплату вознаграждения за выслугу лет. Если же выплата производится один раз в год, то для равномерного отнесения таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) организации имеют право создавать резерв на предстоящие расходы.

Надбавка (вознаграждение) устанавливается в отдельных  организациях, в отрасли с целью стимул про лап. продолжительный (в том числе непрерывный) труд работников. Для производства выплат недостаточно одного положения в коллективном договоре (соглашении) об установлении и выплате надбавки. Необходимо разработать отдельное положение о порядке исчисления стажа работы, дающего право на получение надбавки, и порядке ее выплаты. В разрабатываемом положении о порядке выплаты надбавки (вознаграждения) за выслугу лет должны быть предусмотрены следующие разделы:

• порядок исчисления общего стажа  работы, дающего право на получение надбавки (вознаграждения);

• порядок установления выслуги лет, дающей право на получение  надбавки (вознаграждения) за выслугу лет;

• порядок исчисления надбавки (вознаграждения) за выслугу  лет.

В дополнение к используемым системам оплаты труда работникам организаций может устанавливаться вознаграждение по итогам годовой работы. При этом размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы в организации.

Так как вознаграждения выплачиваются  единовременно в конце года (или в начале следующего года), то организациям рекомендуется создавать резерв на расходы по выплате вознаграждений, делая ежемесячные отчисления в течение всего календарного года, за который подлежит выплате вознаграждение. Вознаграждение выплачивается на основании приказов руководителя организации после подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности за год.

Положение о порядке выплаты  вознаграждения по итогам года утверждается администрацией организации по согласованию с выборным профсоюзным органом, где устанавливаются:

• круг лиц, имеющих право  на получение вознаграждения;

• условия получения вознаграждения;

• порядок установления непрерывного стажа;

• размеры вознаграждения;

• условия, при наличии которых  вознаграждение по итогам работы за год увеличивается, уменьшается или выплачивается.

Положение доводится до сведения всех принимаемых на работу работников не позднее чем за месяц до начала календарного года. Введение таких выплат производится на основании системных положений об оплате труда и установлении форм материального поощрения (например, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам работы за год), утвержденных администрацией Организации.

Статьей 324.1 Налогового кодекса  РФ установлен порядок учета расходов па формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год.

Организация, принявшая решение  о равномерном учете для целей  налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязана отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый ею способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. Для этих целей составляется специальная расчет-смета, в которой отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы этого периода.

Если при уточнении учетной  политики на следующий отчетный период организация считает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Резерв  на ремонт основных средств.

Статьями 260 и 324 НК РФ определен порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств. Согласно пункту 1 статьи 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат. Налогоплательщики, утвердившие в учетной политике порядок признания доходов и расходов методом начисления, признают расходы на ремонт основных средств в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, независимо от их оплаты. Это определено пунктом 5 статьи 272 НК РФ. Организации, применяющие кассовый метод, признают расходы на ремонт основных средств только после их фактической оплаты. На это указывает статья 273 НК РФ. Но в любом случае, в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 324 НК РФ, если организация осуществляет виды деятельности, в отношении которых в соответствии со статьей 274 НК РФ отдельно исчисляется налоговая база по налогу на прибыль, то аналитический учет расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения придется вести по видам производства и по видам деятельности.

Организация, образующая резерв предстоящих  расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств рассчитанной в соответствии с порядком, установленным  п. 2 ст. 324 НК РФ, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Совокупная стоимость  основных средств определяется как  сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Информация о работе Особенности формирования налоговых резервов