Особенности
и роль государственных и муниципальных
финансов в социально-экономическом
развитии страны.
Государственные финансы — форма
организации денежных отношений, участником
которых в той или иной форме
выступает государство. Государственные
финансы - совокупность экономических
отношений, система образования
и распределения денежных фондов,
необходимых государству для
содержания его органов и выполнения
присущих ему функций.
Народнохозяйственный комплекс является
сложной системой взаимодействующих
макроэкономических элементов. Существующие
соотношения (пропорции) между этими
элементами принято называть экономической
структурой. Обычно выделяют отраслевую,
воспроизводственную, региональную и
иные типы экономических структур.
Структура народного хозяйства
не является постоянной: одни отрасли
и виды производств характеризуются
бурным развитием, другие, напротив, замедляют
темпы своего роста, стагнируют.
Структурные изменения в экономике
могут иметь стихийный характер,
а могут быть регулируемыми со
стороны государства в ходе осуществления
структурной политики, являющейся составной
частью макроэкономической политики.
Основными методами государственной
структурной политики являются государственные
целевые программы, государственные
инвестиции, закупки и субсидии,
различные налоговые льготы отдельным
предприятиям, регионам или группам
отраслей.
Осуществление структурной перестройки
экономики обеспечивает сбалансированность
народного хозяйства, является основой
устойчивого и эффективного экономического
роста и развития.
Особенности и направления
структурной перестройки в России.
В России структурная перестройка
экономики осуществляется в условиях
перехода от административно-командной
хозяйственной системы к рыночной
экономике. Сам переход означает
коренную трансформацию хозяйственной
системы, которая характеризуется
глубокими преобразованиями системы
социально-экономических отношений,
изменением форм и методов хозяйствования,
отношений собственности, включая
формирование частного сектора и
приватизацию преобладающей или
значительной части государственного
сектора экономики.
Необходимость структурной перестройки
объясняется сменой приоритетов
в формировании народнохозяйственной
структуры. Прежняя структура народнохозяйственного
комплекса оказалась нежизнеспособной
и экономически неэффективной в
условиях либерализации экономики,
развития рыночных методов хозяйствования.
Существовавшая структура характеризовалась
крайне высокой степенью огосударствления
всех экономических процессов, сверхмонополизацией
производства, искаженной структурой
народнохозяйственного комплекса со значительным
развитием добывающих отраслей, гипертрофированным
военно-промышленным комплексом при значительном
отставании отраслей, работающих на потребительский
рынок
Специфика структурной перестройки
в России заключается в том, что
она осуществляется в условиях трансформационного
спада, сопровождающего всякий переход
от одной экономической системы
к другой, который в условиях нашей
страны наложился на структурный кризис,
начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка
осуществляется в условиях изменения
форм и методов государственного воздействия
на экономику, значительного сокращения
государственных расходов и централизованного
кредитования
Основными направлениями структурной
перестройки являются свертывание
и перепрофилирование объективно ненужных
и недееспособных предприятий, замедление
падения и стабилизация выпуска продукции,
пользующейся спросом на внутреннем и
внешнем рынках; создание условий для
оживления и развития перспективных видов
деятельности, формирующих реальный экономический
потенциал страны.
В период проведения рыночных реформ
оказалась подорванной экономика
всех видов кооперации (сельскохозяйственной,
потребительской и др.). Государство
должно использовать финансовую систему
для поддержки кооперации, ее укрепления
и развития, включения деятельности
кооперативных предприятий в
общегосударственные процессы.
Финансовые отношения между
государством и кооперативными
организациями регулируются с
помощью экономических рычагов
— системы налогообложения, предоставления
различного рода экономических
льгот, системы заказов на продукцию
и услуги, заключения договоров.
Созданные в условиях социализма
различные общественные организации
в сфере нематериального производства
(учреждения культуры, организации
спорта, организации информационной
службы, религиозные и др.) сохраняются
в условиях перехода к рынку
и при рынке. Каждая из этих
организаций имеет свой бюджет,
формируемый либо независимо
от государства (за счет членских
взносов, пожертвований, доходов
от побочной предпринимательской
деятельности), либо с привлечением
средств государственных и кооперативных
организаций на безвозмездной
и паевой основе. Финансовые отношения
государства с общественными
организациями возможны и на
двусторонней основе. Так, бюджетное
финансирование может сочетаться
с системой налогообложения, а
средства общественных организаций
могут вкладываться на добровольных
началах в развитие государственного
сектора.
Существует широкий спектр
финансовых отношений между государством
и населением. Это финансовые
отношения прежде всего по поводу получения
различного рода выплат (пенсий, пособий,
стипендий), а также предоставления льгот
из общественных фондов народного потребления,
в частности выплат средств на образование,
медицинское обслуживание и др.
Финансовое планирование в условиях
рыночной экономики требует постоянного
совершенствования. В частности, в
тех отраслях хозяйства, которые, традиционно
относятся к финансируемым из бюджета
(народное образование, здравоохранение),
ослабляется адресная регламентация,
усиливается обоснованность расчетов
показателей на основе внедрения долговременных
экономических и социальных нормативов,
расширяется внедрение элементов хозяйственного
расчета с целью получения дополнительных
доходов. Выступая в качестве внебюджетных
средств, они используются на расширение
производственной и социальной деятельности
коллективов.
Хозяйствование в условиях рыночной
экономики требует более широкого
развития принципов хозяйственного
расчета, превращающегося в коммерческий,
т. е. с ясно выраженной целью получения
прибыли (доходов).
Рыночная экономика ориентируется,
как отмечено выше, на такие главные
элементы, как цена, спрос и предложение
товаров и услуг, рабочая сила,
ссудные капиталы, конкуренция. Колеблющиеся
цены, их уровень зависят от предложения
товаров и услуг и спроса на
них. В этих условиях особо важны
наличие системы управления рынком,
учет его запросов, что определяет
необходимость планирования товарного
ассортимента, его гибкое изменение
на основе свободы инициативы в предпринимательской
деятельности. Изучение рынка, его организация
и управление с элементами планирования
составляют содержание маркетинга.
В условиях рыночных отношений
исключительно важное значение имеет
также эффективное управление ресурсами
предприятий различных форм собственности
— финансовый менеджмент.
Государственные финансы - это один
из блоков финансовой системы государства,
основным назначением которого является
мобилизация финансовых ресурсов, находящихся
в распоряжении государства, и использование
их на цели финансирования общегосударственных
нужд. Государственные финансы формируются
за счет следующих источников:
1) обязательных налоговых платежей
и сборов;
2) государственных пошлин;
3) доходов государства от реализации
государственных предприятий;
4) доходов, получаемых за счет
ведения предприятиями хозяйственной
деятельности. Государство мобилизует
финансовые ресурсы для
обеспечения выполнения возложенных
на него функций, таких как:
1) ускорение темпов экономического
роста, темпов роста валового
национального продукта, развития
научно-технического прогресса;
2) рационализация общественного
производства;
3) обеспечение нужд расширенного
воспроизводства;
4) перераспределение финансовых
ресурсов из более благополучных
отраслей и регионов в отстающие
регионы для обеспечения выравнивания
уровня их развития;
5) улучшение благосостояния и
повышения жизненного уровня
населения страны.
Финансы предприятий - это
центральное звено финансовой
системы государства, основное
предназначение которого заключается
в том, чтобы:
1) повысить уровень благосостояния
предприятия, увеличив объемы
денежных фондов;
2) рационально использовать средства
денежных фондов, контролировать
их целевое расходование с
целью получения максимально
возможной прибыли в процессе
ведения производственной, финансовой,
инвестиционной деятельности.
Роль финансов предприятия
в расширенном производстве велика
потому, что:
1) финансовые ресурсы предприятия
в условиях рыночной экономики
участвуют в процессе образования
валового национального продукта;
2) предприятие - самостоятельный
хозяйствующий субъект, в руках
которого сконцентрирована большая часть
финансовых ресурсов, в его обязанности
входит уплата налогов в государственную
казну.
Изменяя инвестиционную политику путем
непосредственного наращивания
или сокращения гос. капиталовложений,
государство оказывает воздействие на
общую экономическую конъюнктуру в стране,
развитие национальной экономики. Активизация
инвестиционной деятельности в гос. секторе
провоцирует спрос на товары, рабочую
силу и в частном секторе.
Государство, осуществляя собственные
автономные инвестиции, имеет возможность
вызывать мультипликационный эффект увеличения
общественного продукта, создает
режимы наибольшего благоприятствования
для вложения капиталов, снижает
налоги на прибыль, направляемую на финансирование
капиталовложений, и на доходы от реализации
ожидаемой продукции, способствует
льготному кредитованию, выдаче субсидий,
привлечению иностранного капитала.
Прямое участие государства
в инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений,
производится путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);
- защиты интересов инвесторов;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальные финансы
Муниципальные финансы - это денежные
отношения, складывающиеся между органами
местного самоуправления, с одной
стороны, и органами государственной
власти, юридическими и физическими
лицами, с другой стороны, в процессе
стоимостного распределения и перераспределения
национального дохода (частично и
национального богатства) в связи
с формированием, распределением и
использованием централизованных фондов
денежных средств муниципальных образований,
обеспечивающих потребности органов местного
самоуправления при решении экономических
и социальных задач. Основная задача организации
местных финансов - обеспечение органов
местного самоуправления финансовыми
ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного
решения вопросов местного значения.
В соответствии с законодательством
органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной
власти. Это предопределяет самостоятельность
установления муниципальным образованием
структуры органов управления местными
финансами.
Многообразие видов муниципальных
образований, предусмотренных федеральным
законодательством, позволяет выделять
финансы поселений, городских округов,
муниципальных районов и внутригородских
территорий городов федерального значения.
Финансы поселений призваны обеспечить
реализацию полномочий органов местного
самоуправления поселений по решению
вопросов местного значения, закрепляемых
федеральным законодательством
и законодательством субъектов
РФ за поселениями.
За счет финансовых ресурсов органов
местного самоуправления муниципальных
районов (городских округов) решаются
вопросы местного значения, отнесенные
к ведению муниципальных районов (городских
округов), а также реализуются полномочия
местного самоуправления, переданные
органами местного самоуправления поселений,
и государственные полномочия, делегированные
органами государственной власти РФ и
субъектов РФ.
Государственные и муниципальные
финансы как экономическая категория
проявляются в выполняемых ими
функциях: распределительной, перераспределительной
и контрольной.
Распределительная функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в том, что через распределение
и перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики.
Государственные и муниципальные
финансы функционируют на основе
перераспределения финансовых ресурсов
через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции
они обслуживают воспроизводственные
процессы как в рамках относительно
обособленных структурных образований,
так и в общегосударственном
масштабе.