Особенности и роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:53, реферат

Описание работы

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.
Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Файлы: 1 файл

реферат налоги.docx

— 27.48 Кб (Скачать файл)

Основными объектами реализации распределительной  функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов  между различными уровнями бюджетов.

Контрольная функция реализуется  по следующим основным направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • контроль над соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные  финансы ориентированы на следующие  основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

 

Состав государственных  финансов

 

В Российской Федерации в составе  государственных финансов можно  выделить государственные финансы  на федеральном уровне и государственные  финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне).

Государственные финансы на федеральном  уровне состоят из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов РФ, государственного кредита. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования  Российской Федерации; Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов  РФ (региональные бюджеты), территориальные  государственные внебюджетные фонды  и государственный кредит.

Финансы региона – эта прямой «слепок» с его экономики, его  производственно экономической  и ресурсной базы. Вместе с его  финансами региона – неотъемлемая составляющая часть финансовой системы  страны. Их содержание и социально  – экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившихся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально  – экономической политики, финансы  региона должны способствовать развитию региона, росту занятости, привлечению  инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными  с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального  хозяйственного комплекса. Финансы  региона в их социальной функции  должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые  по возрасту или иным причинам не в  состоянии участвовать в процессе материального производства, но должно иметь гарантированный материальный доход. В настоящее время заметна  тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это  связано с тем, что в последние  годы основное бремя финансирования затрат социального характера все  более перемещается именно на систему  региональных и местных финансов.

Основная особенность региона  заключается в том, что здесь  действуют как бы три самостоятельные  финансовые подсистемы – государственная, в том числе самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а так  же отдельных юридический и физический лиц, прежде всего хозяйствующих  субъектов. Первые две подсистемы традиционно  относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и  централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема – к категории  децентрализованных финансов. Финансы  частных юридический и физический лиц, естественно, не находятся в  прямой юрисдикции региональные или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирование регионального и муниципального заказа и пр.

 Таким образом, поскольку,  в конечном счете, все подсистемы  финансов региона находятся на  одной и той же территории  и исходят из интересов одних  и тех же жителей региона,  такое разделение, естественной  для условий многоукладного рыночного  хозяйства, не должно препятствовать  консолидируемому участию этих  подсистем в решении местных  социально – экономических проблем.  Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности  каждой из подсистем. Единое  поле деятельности всех финансов  региона диктует и единый критерий  оценки управления региональными  финансами – улучшение экономической  и социальной ситуации в регионе.


Информация о работе Особенности и роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии страны