Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:32, контрольная работа

Описание работы

В России еще со времен перехода к рыночной экономике государство провозгласило курс на всестороннюю поддержку малого бизнеса. В частности, этот курс нашел свое воплощение в создании благоприятных налоговых условий, адресованных, в первую очередь, представителям малого бизнеса. И самым главным результатом всего этого стало появление в НК РФ главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
1. Порядок перехода с упрощенного режима на общий режим учета и налогообложения…………………………………………………………….5
2. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения……………...8
3. Практическая часть ……………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

контрольная на сдачу.docx

— 38.67 Кб (Скачать файл)

 

               Государственное образовательное учреждение

                     высшего  профессионального образования

                   «Сургутский государственный университет» 

                «Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры»

 

                  Кафедра:  Налогов и налогообложения

 

 

 

                          КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                            на тему

           Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.


    дисциплина «СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ»

 

 

 

            Заочная форма обучения                        

       Факультет  экономики

                                             Специальность: Налоги и налогообложение

                                               V курс  Группа   Н-384-ш

 

             Выполнил:                               

                                     

 

                   Руководитель  ____________________________

 

 

                               Сургут – 2012

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….3

1. Порядок перехода с упрощенного режима на общий режим учета и налогообложения…………………………………………………………….5

2. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения……………...8

3. Практическая  часть  ……………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...13

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ 

В России еще со времен перехода к  рыночной экономике государство  провозгласило курс на всестороннюю поддержку малого бизнеса. В частности, этот курс нашел свое воплощение в  создании благоприятных налоговых  условий, адресованных, в первую очередь, представителям малого бизнеса. И самым  главным результатом всего этого  стало появление в НК РФ главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

«Упрощенка» изначально задумывалась, как льготный режим налогообложения  для малого бизнеса – такую  же роль она выполняет и сейчас. 

Являясь одним из специальных налоговых  режимов, упрощенная система налогообложения (УСН) адресована ограниченному кругу  налогоплательщиков – субъектам  малого предпринимательства (хотя законом  прямо не установлено, что упрощенку  могут применять только такие лица).

Учитывая незначительный экономический  масштаб такой деятельности, государство, с одной стороны, согласилось  уменьшить совокупное налоговое  бремя для осуществляющих ее лиц, а с другой – облегчить осуществление  процедур, необходимых для контроля над «упрощенцами».

Переход на УСН, который осуществляется на добровольной основе, дает налогоплательщику  три основных привилегии:

- целый ряд налогов, уплачиваемых  при общей системе налогообложения,  заменяется единым налогом, исчисляемым  по правилам, закрепленным в главе  26.2 НК РФ. К числу таких налогов  для организаций относятся: налог  на прибыль организаций, НДС,  налог на имущество организаций. Для индивидуальных предпринимателей это НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц.

При этом ставки единого налога относительно невысоки – 6 % при выборе объекта  налогообложения «доходы», 15 % - «доходы  минус расходы»;

- облегчается ведение налогового  учета, поскольку он ведется  в особом порядке – посредством  заполнения Книги учета доходов  и расходов организаций и индивидуальных  предпринимателей;

Таким образом, среди причин, по которым  предприятия и предприниматели  выбирают УСН можно выделить: 1) более  «мягкие» условия налогообложения  по сравнению с общей системой, к которым относятся: отсутствие НДС; отсутствие налога на имущества  у предприятий (предпринимателей) владельцев основных средств; 2) упрощенный режим налогового учета и отчетности; 3) сложившееся убеждение, что на «упрощенцев» меньше внимания со стороны налоговых служб; 4) удобство применение в сферах с заведомо малой расходной частью (для УСН с объектом налогообложения «доходы» и ставкой в 6%).

Эти факторы в совокупности определяют еще одну мотивацию, а  именно популярность участия предприятий  и предпринимателей, применяющих  УСН в различных схемах, имеющих  целью «разбавить» налоговую  нагрузку основного вида деятельности.

Как видно, положение у «упрощенцев» действительно привилегированное. Невысокие налоговые ставки и  упрощенные процедуры ведения учета  по логике законодателя должны были позволить  малому бизнесу в большей мере сконцентрироваться на коммерческой деятельности.

Но на вопрос «оправдались ли надежды  российской власти?» однозначного ответа до сих пор не существует. Уже  сегодня со стороны малого бизнеса  очень часто можно услышать упреки в адрес государства о том, что введенных послаблений недостаточно, и о том, что они носят половинчатый характер. И поэтому многие организации, имеющие право применять УСН, не всегда пользуются данной привилегией.

 

 

 

    1.  Порядок перехода с упрощенного режима на общий режим учета и налогообложения

 

Прекратить применение упрощенной системы налогообложения фирма  может добровольно или принудительно (п. 3, 4 и 6 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Добровольно перейти с УСН на общую систему налогообложения фирма может не раньше, чем с начала следующего года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). При этом вновь применять УСН фирма сможет только через год после такого перехода (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Если фирма решила отказаться от применения УСН, она должна уведомить  об этом налоговую инспекцию не позднее 15 января года, в котором фирма  предполагает перейти на общий режим (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма уведомления об отказе от применения упрощенки утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Но можно составить уведомление и в произвольной форме, Налоговый кодекс РФ это не запрещает (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Если фирма не уведомит налоговую инспекцию или нарушит сроки предоставления уведомления, она не сможет отказаться от УСН в планируемый срок. В этом случае ей придется применять спецрежим еще один год (п. 3 ст. 346.13 НК РФ).

Отказаться от УСН фирма  обязана, если будет допущено хотя бы одно несоответствие условиям ее применения, а именно следующие:

- по итогам 9 (девяти) месяцев ее доходы (выручка) превышает 45 млн.рублей,

 Вслучаях, предусмотренных в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Там говорится, что фирмы, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, за исключением организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, не вправе перейти на «упрощенку». Не могут применять этот режим и те предприятия, на которых средняя численность работников превышает 100 человек;

- остаточная стоимость амортизируемого  имущества превысит 100 000 000 руб. В  данном случае речь идет об  остаточной стоимости основных  средств и нематериальных активов,  которые принадлежат организации  на праве частной собственности.  При этом не нужно учитывать  стоимость лизингового имущества,  которое числится на ее балансе; 

- у фирмы появятся  филиалы и представительства  или другие обстоятельства, которые ограничивают применение УСН;

- фирма, которая платит  единый налог с доходов, станет  участником договора простого  товарищества (договора о совместной  деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Подробный перечень фирм, которые  не соответствуют требованиям к  применению УСН, приведен в пунктах 3 и 4 статьи 346.12 и пункте 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 03 11-02/272.

Предельная величина, при превышении которой фирма теряет право на применение УСН, установлена только в отношении доходов, получаемых от деятельности фирмы на этом спецрежиме (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД, в  расчет предельного размера дохода по УСН не включаются. Такую же позицию высказывает и Минфин России (письмо Минфина России от 5 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/184).

Агенты (комиссионеры, поверенные), применяющие  упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов  для определения лимита учитывают  только свои вознаграждения (письмо Минфина  России от 26 мая 2004 г. № 04-02-05/2/24).

Отказаться от применения УСН нужно  с начала того квартала, в котором  произошло событие, не допускающее  дальнейшее применение этого спецрежима. С начала этого квартала рассчитываются и платятся в бюджет налоги в соответствии с общей системой налогообложения  в соответствии с правилами, установленными в пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Если фирма утратила право применять  УСН, ей необходимо сообщить об этом в  налоговую инспекцию не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено это право (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма сообщения об утрате права применять упрощенку утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495. Но можно составить сообщение и в произвольной форме (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Если фирма не сообщит в налоговую  инспекцию об утрате своего права  применять УСН или нарушит  сроки предоставления сообщения, она  может быть оштрафована. Размер штрафа за непредставление документа составляет 5000 руб. (п. 1 ст. 129 НК РФ).

Кроме того, за подобное нарушение  предусмотрена административная ответственность, по заявлению налоговой инспекции  суд может оштрафовать руководителя фирмы или главного бухгалтера на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Фирма вынуждена отказаться от упрощенки  и тогда, когда деятельность, которой  она занимается: переводится на уплату ЕНВД; стала соответствовать условиям, при которых применение ЕНВД обязательно. Такие требования установлены в  статье 346.26 Налогового кодекса РФ.

    1. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения

 

При переходе с УСН на общую систему  налогообложения необходимо сформировать налоговую базу переходного периода. Порядок ее определения зависит  от того, каким методом фирма будет  рассчитывать налог на прибыль: кассовым методом (как вновь созданная  фирма); методом начисления.

Для фирм, которые после перехода на общую систему налогообложения  будут применять кассовый метод  расчета налога на прибыль, особого  порядка формирования доходов и  расходов не разработано. Поэтому для  них при смене режима налогообложения  принципиально ничего не изменится.

Особые правила формирования налоговой  базы переходного периода установлены  только для фирм, которые будут  определять доходы и расходы методом  начисления. Это следует из положений  пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса  РФ.

В состав «переходных» доходов такие  фирмы должны включить сумму дебиторской  задолженности покупателей, сложившейся  за время применения УСН. Объясняется  это тем, что при УСН действует  кассовый метод признания доходов. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в счет которой  она получена (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, в период, когда фирма применяла  УСН, стоимость отгруженных, но не оплаченных покупателями товаров (работ, услуг, имущественных  прав) при налогообложении она  не учитывала. При методе начисления действует другой порядок. Выручка  включается в состав доходов по мере отгрузки (п. 1 ст. 271 НК РФ). В связи  с этим после перехода с УСН  на метод начисления стоимость отгруженных, но неоплаченных товаров следует отразить в составе доходов. Независимо от того, когда дебиторская задолженность будет фактически погашена, увеличить доходы нужно в том месяце, в котором фирма перешла на общую систему налогообложения. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 и абзацем 4 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Незакрытые авансы, полученные до перехода на общую систему налогообложения, на налоговую базу переходного периода  не влияют. В доходы, учитываемые  по налогу на прибыль, входят суммы  выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых не произведена  до даты перехода (подп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Так как деньги за товары (работы, услуги, имущественные права) поступили  до смены налогового режима, то к  началу применения общей системы  налогообложения никакой задолженности  покупатели перед фирмой не имеют.

Информация о работе Особенности исчисления налоговой базы при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения