МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономика и организация производства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
тема « Особенности налогообложения
страховых компаний »
Выполнил: студентка гр. ФКбд
-32
Олимова З.Г.
Принял:
Научный руководитель работы
Баландина Е.В.
Ульяновск 2014
Оглавление
Введение.
Налоги представляют собой
обязательные сборы, взимаемые государством
с хозяйствующих субъектов и с граждан
по ставке, установленной в законном порядке.
Налоги являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождается
преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном
обществе налоги - основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
В последние годы происходит
достаточно быстрое развитие страхования,
выражающееся в высоких темпах роста поступлений
страховых взносов, улучшении их структуры,
прежде всего за счет повышения доли добровольного
страхования. Соответственно повышается
значение страхования в защите интересов
граждан и юридических лиц от разнообразных
рисков, свойственных общественному развитию.
Возрастает роль страхования
в формировании финансовых ресурсов общества
за счет увеличения уставных капиталов
и резервных фондов страховых организаций,
а также поступлений в федеральный и региональные
бюджеты налоговых платежей по результатам
страховой деятельности.
Система налогообложения страховой
деятельности должна обеспечивать увеличение
поступлений в бюджетную систему (фискальная
функция налогов) и способствовать оптимизации
страхового рынка (стимулирующая функция
налогов). В современных условиях действие
налогов как в первом, так и втором направлении
нельзя признать эффективным. При росте
отношения суммы страховых взносов к внутреннему
валовому продукту (ВВП) доля налогов,
поступающих от страховых операций, не увеличивалась,
а в отдельные годы даже снижалась.
Актуальность темы заключается
в том, что значительное влияние на уровень
развития страхования в стране оказывает
проводимая государством политика в области
налогообложения страховых операций.
При этом перед государством стоят две
прямо противоположные задачи: с одной
стороны, получить по возможности больше
доходов в государственный бюджет и в
государственные социальные внебюджетные
фонды, а с другой - в необходимых случаях
стимулировать физических и юридических
лиц к заключению договоров страхования
или, по крайней мере, не делать для них
страхование операцией невыгодной в финансовом
отношении. С учетом того, что доходы государства
на 80% покрываются за счет налоговых поступлений,
можно говорить о прямой зависимости бюджетной
системы от состояния системы налогообложения.
В целом, налоги являются решающим фактором
в создании финансовой базы, необходимой
для выполнения задач и функций государства.
Целью работы является исследование
налогообложения страховых компаний.
Объектом исследования являются
общественные отношения, складывающиеся
в процессе налогообложения страховых
компаний.
Предмет исследования - механизм
налогообложения страховых организаций
в Российской Федерации.
Данная цель обуславливает
решение ряда задач:
- изучение характеристик современной
правовой базы налогообложения страховых фирм;
- исследовать налоги, уплачиваемые страховыми компаниями;
- раскрыть методику налогообложения страховых
компаний;
- выявить основные проблемы налогообложения страховых
компаний в современной России и наметить возможные пути их решения.
Глава 1.Сущность налогообложения
страховых компаний
Понятие
страховой компании
Страховая компания — это исторически
определённая общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную
структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.[12, ст.86]
Страховые компании являются
структурным элементом страхового рынка.
Вместе с тем, функционирующий страховой
рынок представляет собой сложную, интегрированную
систему, включающую различные структурные
звенья. Первичное звено страхового рынка
- страховая организация (страховое общество
или страховая компания). Именно в данной
организации осуществляется процесс формирования
и использования страхового фонда, формируются
одни и появляются другие экономические
отношения, переплетаются личные, групповые,
коллективные интересы[8,c.24].
Рассмотрение вопросов о правовом
положении страховых компаний при осуществлении
финансовой деятельности Российским государством,
и в частности, в области налогообложения,
требует определения роли данных организаций
в социально-экономической системе общества.
Для этого необходимо выявить экономическую
и финансовую сущность страховых организаций,
социально-экономические функции и цели
страховой защиты, которую они осуществляют.
С точки зрения финансового
права страховая организация представляет
собой хозяйствующий субъект, созданный
для осуществления страховой деятельности,
проводящий страхование и ведающий созданием
и расходованием страхового фонда. Страховой
компании свойственны технико-организационное
единство и обособленность. Экономическая
обособленность страховой компании проявляется
в полной независимости ее ресурсов, их
полном самостоятельном обороте.
Страховая компания функционирует
в экономической системе в качестве самостоятельного
хозяйствующего субъекта и "встроена"
в определенную систему производственных
отношений. Страховые компании строят
свои отношения с другими страховщиками
на основе перестрахования и сострахования.
Страховщиками признаются юридические
лица, созданные в соответствии с законодательством
Российской Федерации для осуществления
страхования, перестрахования, взаимного
страхования и получившие лицензии в установленном
законом порядке. Законодательными актами
РФ могут устанавливаться ограничения
при создании иностранными юридическими
лицами и иностранными гражданами страховых
организаций на территории РФ. [1,cт.6]
Юридические лица не в праве
заниматься страховой деятельность, если
предметом их непосредственной деятельности
является производственная, торгово –
посредническая и банковская деятельность.
В п.п. 3 и 4 ст.6 Закона «Об организации страхового
дела в Российской Федерации» установлены
ограничения при осуществлении отдельных
видов страховой деятельности в отношении
дочерних обществ иностранных организаций.
В соответствии с недавними
изменениями в страховом законодательстве
впервые проведена четкая грань между
определениями «страхование» и «страховая
деятельность». Несмотря на название закона
– «Об организации страхового дела в РФ»
- ранее действовавшая редакция не давала
определения страхового дела или страховой
деятельности, хотя последнее понятие
активно использовалось в его тексте.
В связи с новой редакцией данного
закона, под страховой деятельностью понимается
сфера деятельности страховщиков по страхованию,
перестрахованию, взаимному страхованию,
а также страховых брокеров, страховых
актуариев по оказанию услуг, связанных
со страхованием, с перестрахованием.
Таким образом, в законе реализовано представление
о страховой деятельности, как деятельности
профессиональных участников страхового
рынка.
Страхование возникло и развивалось
как осознанная объективная потребность
человека и общества в защите от случайных
опасностей. Потребность в страховой защите
носит всеобщий характер, она охватывает
все фазы общественного воспроизводства,
все звенья социально-экономической системы
общества, всех хозяйствующих субъектов
и все население. Страховая деятельность
не только способствует развитию общественного
воспроизводства, но и активно воздействует
через страховой фонд на финансовые потоки
в народном хозяйстве. Место страховых
организаций в финансовой системе обусловлено
как ролью различных финансовых институтов
в финансировании страховой защиты, так
и их значением как объектов размещения
инвестиционных ресурсов этих организаций
и обслуживания инвестиционной, финансовой
и других видов деятельности, а также участием
в формировании доходной части бюджетной
системы РФ посредством уплаты налоговых
платежей
В России страховой деятельностью
могут заниматься только юридические
лица, прошедшие государственную регистрацию
[3,ст.49]. Основным видом деятельности такой
организации является предоставление
страховой защиты, т.е. компания берет
на себя обязательство по выплате возмещения
в случае наступления неблагоприятных
событий (страхового случая).
На основании ГК РФ и ст.346.12
гл.26.2 НК РФ организации, ведущие страховую
деятельность, не имеют права применять
специальные режимы налогообложения.
Следовательно, они обязаны вести бухгалтерский
учет в соответствии с Планом счетов, а
также составлять бухгалтерскую и статистическую
отчетность по правилам бухучета на формах
учета и отчетности, утверждаемых органом
страхового регулирования. Бухгалтерский
учет в подобной фирме ведется с применением
Приказа Минфина России от 4 сентября 2001
г. N 69н «Об особенностях применения страховыми
организациями Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкции по его применению».
До недавнего времени экономико-финансовые
и правовые основы налогообложения деятельности
страховых организаций регулировались
Положением «Об особенностях определения
налогооблагаемой базы для уплаты налога
на прибыль страховщиками», утвержденного
постановлением Правительства РФ от 16.05.1994
г. № 491 (далее - Положение № 491) и действовавшего
до 2002 г. В настоящее время, в связи с принятием
главы 25 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) с
01.01.2002 г. изменен порядок формирования
доходов и расходов страховых организаций.
С целью более эффективного
понимания механизма налогообложения
деятельности страховых организаций проведем
сравнительное исследование правовых
основ старого и действующего законодательств
в данной области. Так, начиная с 2002 года
к доходам страховых организаций, кроме
доходов от реализации и внереализационных
доходов, предусмотренных статьями 249
и 250 НК РФ, которые определяются с учетом
особенностей, предусмотренных в статье
293 НК РФ, относятся также доходы от страховой
деятельности.
В соответствии со статьей 293
НК РФ к доходам страховых организаций
относятся страховые премии (взносы) по
договорам страхования, сострахования
и перестрахования. При этом страховые
премии (взносы) по договорам сострахования
включаются в состав доходов страховщика
(состраховщика) только в размере его доли
страховой премии, установленной в договоре
сострахования. [2,c.457]
Ранее до 2002 г. в выручку страховщика
включались поступления страховых взносов
по договорам страхования, сострахования
и перестрахования, но при этом в их состав
не включались поступления по обязательным
видам страхования, осуществляемым за
счет бюджетных ассигнований и учитываемых
в качестве средств, предназначенных на
целевое финансирование. В выручку включались
только средства, направлявшиеся в соответствии
с установленным порядком на покрытие
расходов страховщика по проведению указанных
видов страхования.
Федеральный закон от 29.12.2004
№ 204-ФЗ «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации» существенно изменил порядок
налогообложения страховщиков. Внесены
поправки в статью 294 Кодекса, которая
регламентирует особенности определения
расходов страховыми организациями. Теперь
к расходам страховых организаций относятся
суммы отчислений в резерв гарантий и
резерв текущих компенсационных выплат,
формируемых согласно российскому законодательству
об автогражданке, в размерах, установленных
в соответствии со структурой страховых
тарифов. Кроме того, к расходам отнесены
суммы отчислений в резервы или фонды,
формируемые в соответствии с требованиями
международных систем обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств, к которым присоединилась
Россия.
Законом № 204-ФЗ в 25-ю главу Налогового
кодекса введена новая статья 294.1 «Особенности
определения доходов и расходов страховых
организаций, осуществляющих обязательное
медицинское страхование». Согласно нормам
этой статьи к доходам таких организаций
помимо доходов, указанных в статьях 249
и 250 Кодекса, относятся также средства,
получаемые ими от территориальных фондов
обязательного медицинского страхования.
1.2.Виды
налогов уплачиваемые страховыми компаниями
Налоги, уплачиваемые страховыми
организациями, можно подразделить на
следующие основные группы:
• налоги, уплачиваемые с прибыли
(доходов) — налог на прибыль;
• налоги, взимаемые с выручки
от оказания страховых услуг, — сбор за
использование наименования «Россия»;
• налоги с имущества — налог
на имущество страховых организаций, сюда
же можно отнести транспортный налог;
• платежи за природные ресурсы
— земельный налог;