Особенности налогообложения страховых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Файлы: 1 файл

Olimova_Z_G.docx

— 90.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономика и организация производства»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

тема « Особенности налогообложения страховых компаний »

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка гр. ФКбд -32

                                      Олимова З.Г.

                                                                         Принял:

                                                                Научный руководитель работы                                                                          

                                                                          Баландина Е.В.                                       

 

 

 

 

Ульяновск 2014

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, свойственных общественному развитию.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности. 

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Актуальность темы заключается в том, что значительное влияние на уровень развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. При этом перед государством стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды, а с другой - в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией невыгодной в финансовом отношении. С учетом того, что доходы государства на 80% покрываются за счет налоговых поступлений, можно говорить о прямой зависимости бюджетной системы от состояния системы налогообложения. В целом, налоги являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения задач и функций государства.

Целью работы является исследование налогообложения страховых компаний.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогообложения страховых компаний.

Предмет исследования - механизм налогообложения страховых организаций в Российской Федерации.

Данная цель обуславливает решение ряда задач:

  • изучение характеристик современной правовой базы налогообложения страховых фирм;
  • исследовать налоги, уплачиваемые страховыми компаниями;
  • раскрыть методику налогообложения страховых компаний;
  • выявить основные проблемы налогообложения страховых компаний в современной России и наметить возможные пути их решения.

 

Глава 1.Сущность налогообложения страховых компаний

 

    1. Понятие страховой компании

 

Страховая компания — это исторически определённая общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.[12, ст.86]

Страховые компании являются структурным элементом страхового рынка. Вместе с тем, функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья. Первичное звено страхового рынка - страховая организация (страховое общество или страховая компания). Именно в данной организации осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы[8,c.24].

Рассмотрение вопросов о правовом положении страховых компаний при осуществлении финансовой деятельности Российским государством, и в частности, в области налогообложения, требует определения роли данных организаций в социально-экономической системе общества. Для этого необходимо выявить экономическую и финансовую сущность страховых организаций, социально-экономические функции и цели страховой защиты, которую они осуществляют.

С точки зрения финансового права страховая организация представляет собой хозяйствующий субъект, созданный для осуществления страховой деятельности, проводящий страхование и ведающий созданием и расходованием страхового фонда. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании проявляется в полной независимости ее ресурсов, их полном самостоятельном обороте.

 Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и "встроена" в определенную систему производственных отношений. Страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке. Законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории РФ. [1,cт.6]

Юридические лица не в праве заниматься страховой деятельность, если предметом их непосредственной деятельности является производственная, торгово – посредническая и банковская деятельность. В п.п. 3 и 4 ст.6 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлены ограничения при осуществлении отдельных видов страховой деятельности в отношении дочерних обществ иностранных организаций.

В соответствии с недавними изменениями в страховом законодательстве впервые проведена четкая грань между определениями «страхование» и «страховая деятельность». Несмотря на название закона – «Об организации страхового дела в РФ» - ранее действовавшая редакция не давала определения страхового дела или страховой деятельности, хотя последнее понятие активно использовалось в его тексте.

В связи с новой редакцией данного закона, под страховой деятельностью понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию,  взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. Таким образом, в законе реализовано представление о страховой деятельности, как деятельности профессиональных участников страхового рынка.

Страхование возникло и развивалось как осознанная объективная потребность человека и общества в защите от случайных опасностей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья социально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъектов и все население. Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей

В России страховой деятельностью могут заниматься только юридические лица, прошедшие государственную регистрацию [3,ст.49]. Основным видом деятельности такой организации является предоставление страховой защиты, т.е. компания берет на себя обязательство по выплате возмещения в случае наступления неблагоприятных событий (страхового случая).

На основании ГК РФ и ст.346.12 гл.26.2 НК РФ организации, ведущие страховую деятельность, не имеют права применять специальные режимы налогообложения. Следовательно, они обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов, а также составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность по правилам бухучета на формах учета и отчетности, утверждаемых органом страхового регулирования. Бухгалтерский учет в подобной фирме ведется с применением Приказа Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

До недавнего времени экономико-финансовые и правовые основы налогообложения деятельности страховых организаций регулировались Положением «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 г. № 491 (далее - Положение № 491) и действовавшего до 2002 г. В настоящее время, в связи с принятием главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 01.01.2002 г. изменен порядок формирования доходов и расходов страховых организаций.

 

  С целью более эффективного понимания механизма налогообложения деятельности страховых организаций проведем сравнительное исследование правовых основ старого и действующего законодательств в данной области. Так, начиная с 2002 года к доходам страховых организаций, кроме доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, которые определяются с учетом особенностей, предусмотренных в статье 293 НК РФ, относятся также доходы от страховой деятельности.

 

  В соответствии со статьей 293 НК РФ к доходам страховых организаций относятся страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования. [2,c.457]

Ранее до 2002 г. в выручку страховщика включались поступления страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования, но при этом  в их состав не включались поступления по обязательным видам страхования, осуществляемым за счет бюджетных ассигнований и учитываемых в качестве средств, предназначенных на целевое финансирование. В выручку включались только средства, направлявшиеся в соответствии с установленным порядком на покрытие расходов страховщика по проведению указанных видов страхования.

Федеральный закон от 29.12.2004 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»  существенно изменил порядок налогообложения страховщиков. Внесены поправки в статью 294 Кодекса, которая регламентирует особенности определения расходов страховыми организациями. Теперь к расходам страховых организаций относятся суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, формируемых согласно российскому законодательству об автогражданке, в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов. Кроме того, к расходам отнесены суммы отчислений в резервы или фонды, формируемые в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Россия.

Законом № 204-ФЗ в 25-ю главу Налогового кодекса введена новая статья 294.1 «Особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование». Согласно нормам этой статьи к доходам таких организаций помимо доходов, указанных в статьях 249 и 250 Кодекса, относятся также средства, получаемые ими от территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

 

1.2.Виды налогов уплачиваемые  страховыми компаниями

 

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями, можно подразделить на следующие основные группы:

• налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов) — налог на прибыль;

• налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг, — сбор за использование наименования «Россия»;

• налоги с имущества — налог на имущество страховых организаций, сюда же можно отнести транспортный налог;

• платежи за природные ресурсы — земельный налог;

Информация о работе Особенности налогообложения страховых компаний