Особенности налогообложения в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в данной отрасли, отличается спецификой как при организации хозяйственных связей и формировании договорных отношений между участниками договоров купли-продажи, так и при организации и ведении бухгалтерского учета. Сфера законодательного регулирования торговой деятельности на протяжении длительного периода оставалась наиболее стабильной отраслью законодательства. Тем не менее, в связи с развитием рыночных отношений, появлением новых структур (в частности, торговых сетей) и формированием новых видов хозяйственных отношений между участниками торговой деятельности возникла необходимость дополнительного регулирования данной отрасли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1.Сущность налогов. Принципы налогообложения торговых предприятий 5
1.2. Понятие налоговой отчетности торгового предприятия 9
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 11
2.1. Налог на прибыль 11
2.2. Налог на добавленную стоимость 18
2.3. Акцизы 21
2.4. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 23
3. ПРОЧИЕ НАЛОГИ И СБОРЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
3.1. Транспортный налог 25
3.2. Лицензионный сбор за право розничной торговли винно-водочными изделиями 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Торговая отрасль в  экономике современной России занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено  несколькими причинами, одна из которых  состоит в том, что торговый бизнес наиболее прибыльный и наименее затратный. Вложенные в него средства окупаются быстрее, чем в сферах, производящих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в данной отрасли, отличается спецификой как при организации  хозяйственных связей и формировании договорных отношений между участниками договоров купли-продажи, так и при организации и ведении бухгалтерского учета. Сфера законодательного регулирования торговой деятельности на протяжении длительного периода оставалась наиболее стабильной отраслью законодательства. Тем не менее, в связи с развитием рыночных отношений, появлением новых структур (в частности, торговых сетей) и формированием новых видов хозяйственных отношений между участниками торговой деятельности возникла необходимость дополнительного регулирования данной отрасли.

Потребность в торговых специалистах в России превышает 20-25% от общей потребности всего отечественного бизнеса в кадрах - это первое место среди всех отраслей экономики. Однако на практике из-за большого количества ограничений, в первую очередь нехватки различных ресурсов, торговые предприятия не всегда могут эффективно решать поставленные жизнью задачи.

Начиная с 1995 года, когда  появился первый проект Налогового кодекса  РФ, в отечественном налоговом  учете преобладает фискальная, а не регулирующая составляющая. Чаще всего устанавливается не отвечающий реальному состоянию и потенциальным возможностям уровень доходности торговых предприятий, по которому исчисляются платежи в бюджет и внебюджетные фонды. В это же время в других демократических странах с развитой рыночной экономикой в основу налогового законодательства закладывают три следующие взаимосвязанные основные цели:

- формирование доходной части бюджета;

- содействие устойчивому развитию экономики;

- обеспечение социальной справедливости.

Недостаточно экономически обоснованный современный отечественный  налоговый учет не дает возможности  развиваться всем торговым предприятиям, особенно тем, которые относятся  к категории малого и среднего бизнеса. Такое состояние налогового учета наносит определенный ущерб экономике страны и тормозит процесс реализации социальных целей. Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы. Основная цель работы состоит в анализе действующего механизма налогообложения торговых предприятий. Исходя из поставленной цели исследования, вытекают следующие задачи:

1. раскрытие природы  и экономического содержания  такого понятия, как «налоги торговых предприятий»;

2. разобрать состав  налоговой отчетности торговых  предприятий;

3. рассмотрение механизмов взимания и основных элементов налогообложе-ния таких налогов, как налог на прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  налогообложения предприятий торговли

1.1.Сущность  налогов. Принципы налогообложения торговых предприятий

 

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевания новых территорий рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения  ВВП, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения  средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которых испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества1.

Налоги, представляют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов). Они необходимы для выполнения соответствующих функций социальной, оборонной, правоохранительной, для развития фундаментальной науки и другие. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.

Налоги как форма  изъятия части первичных доходов  хозяйствующих субъектов и работающего  населения в пользу государства объективно необходимы, по-видимому, и это не вызывает сомнений у образованных и законопслушных членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.  
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство». Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства2.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платёж, изымаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (ст. 8 НК РФ)3.

Сбором принято называть обязательный взнос, изымаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (ст.8 НК РФ)4.

Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства  денежных средств, необходимых для  решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона, отрасли.

С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной  
является государство, а другой субъект налогообложения.  
С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

Изъятие государством в  пользу общества определенной части  стоимости валового внутреннего  продукта в виде обязательного платежа  и составляет сущность налога. Платежи  осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим  трудом создающие материальные  и нематериальные блага и получающие  определенный доход; 

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие  в сфере предпринимательства.

За счет налоговых  платежей и сборов формируются финансовые ресурсы государства и муниципальных  образований. Экономическое содержание налогов и сборов выражается, таким  образом, во взаимоотношениях между  хозяйствующими субъектами и гражданами с одной стороны и государством с другой, по поводу формирования государственных и муниципальных финансов. Признаками налога являются5:

- императивность, которая  означает, что субъект налога  не вправе отказаться от возложенной  на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

- смена формы собственности  дохода, которая означает, что часть  дохода субъекта безвозмездно  переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

- безвозвратность и  безвозмездность передаваемой части  дохода, которые означают, что отданная  часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

- легитимность, которая  означает не только признание  налогов на основе законодательного  права, но и их взимание только  с законных операций.

Налоги как экономическую  категорию, следует рассматривать  с точки зрения их места в экономической  системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения  структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоги исторически  являются одним, из основных источников формирования бюджета любого государства  и одним из методов мобилизации  денежных средств на переустройство государства и общества. По своей  сути налоги являются одним из самых  доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т. д.)6.

1.2. Понятие налоговой отчетности торгового предприятия

 

Под налоговой отчетностью  торгового предприятия в автономном налоговом учете следует понимать комплекс сведений: об имущественном  положении; финансовом состоянии; результатах  хозяйственной деятельности; о выполнении обязательств по налоговым платежам. Как и в бухгалтерском учете, налоговая отчетность должна включать в себя налоговый баланс, отчет о прибылях и убытках, а также все декларации по налогам, которые уплачивает торговое предприятие. К ним целесообразно приложить пояснительную записку для расшифровки отдельных важных налоговых случаев и обстоятельств.

Налоговый баланс (как  и бухгалтерский) - это способ группировки  имущества предприятия на определенную дату. В соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации (ГК РФ) имуществом называются вещи, являющиеся объектами гражданских прав. К ним относятся: основные и оборотные средства, нематериальные и прочие активы, денежные средства, валютные ценности и ценные бумаги. А также права требования к третьим лицам (дебиторские задолженности), иные вещи и вещные права, имеющие денежную оценку7.

Для удобства отражения  сведений и проведения анализа целесообразно  использовать форму, предложенную приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (в редакции от 18.09.2006 г.). При этом можно исключить статьи «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». Рекомендуемый состав отчетности:

1) налоговый баланс, включающий  справку о наличии ценностей,  учитываемых на забалансовых счетах, - форма N 1;

2) отчет о прибылях  и убытках - форма N 2;

3) налоговые декларации (отчеты по начислению и уплате  налогов, сборов и т.п.) и расчеты  по конкретным налогам и сборам;

4) пояснительная записка8.

При таких условиях налоговая отчетность приобретает правовое положение официальных документов. Поэтому она может быть использована в качестве объекта статистических исследований, необходимых при составлении финансово-экономических планов государства.

Особое место в ней  занимает налоговый баланс, который должен котироваться наравне с балансом бухгалтерским, т.е. может быть предъявлен потенциальным инвесторам.

Появление такого ответственного документа, как налоговый баланс, неизбежно потребует разработки методов его анализа. Этот вопрос представляется нам очень важным. Современные методы анализа заимствованы из-за рубежа. Они опираются на устаревшую теорию временной стоимости денежных средств, пригодную только для условий благоприятной экономической обстановки, поэтому нуждаются в существенной корректировке или замене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация налогового учета в торговых предприятиях

2.1. Налог на прибыль

 

 

Исчисление и уплата налога на прибыль для коммерческих организаций любых отраслей (независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности) регулируются нормами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, со вступлением в силу которой прекратило действовать Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 5529.

Организации, осуществляющие торговые операции, должны руководствоваться только действующим налоговым законодательством. Формирование фактической себестоимости товаров, подлежащих дальнейшей перепродаже, происходит для целей обложения налогом на прибыль в порядке, аналогичном порядку, действующему в бухгалтерском учете. Так, согласно подпункту 3 п. 1 ст. 268 НК РФ10 при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров, в частности при реализации покупных товаров – на стоимость приобретения данных товаров. Причем при реализации товаров организация-налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с данной реализацией, например, на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. Но из вышеприведенных положений налогового законодательства совершенно не ясно, как формируется покупная стоимость товаров и что понимается под стоимостью их приобретения. Обратимся к ст. 268 НК РФ, где приводится дополнительная ссылка, согласно которой при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ, где отражается порядок учета издержек обращения организаций, осуществляющих торговые операции. В частности, такие организации имеют право:

Информация о работе Особенности налогообложения в торговле