Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:27, реферат
Целью работы является изучение особенностей налогообложения бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности применения налогового законодательства к бюджетным организациям;
- изучить особенности налогообложения бюджетных учреждений прямыми налогами;
- изучить особенности налогообложения бюджетных учреждений косвенными налогами;
Введение………………………………...………………………………………..3
1.Особенности применения налогового законодательства к бюджетным организациям…………………………….......................................………………4
2.Виды бюджетных организаций и их налогообложение…………………….9
3.Особенности налогообложения бюджетных организаций…………………124.Особенности налогообложения бюджетных учреждений прямыми налогами…………………………...…………………..........................................15
5.Особенности налогообложения бюджетных учреждений косвенными налогами…………………….....................................……………………………18
6.Особенности обложения бюджетных учреждений отдельными налогами и сборами………………………………...................................................................22
Заключение………………………………………………………………….........25
Список использованной литературы…………………............................26
Введение………………………………...…………………
1.Особенности применения налогового
2. Виды бюджетных
организаций и их налогообложение…………………….9
3. Особенности налогообложения бюджетных
организаций…………………12 4.Особенности налогообложения бюджетных
5.Особенности налогообложения бюджетных
6.Особенности обложения бюджетных
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………….............
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетное учреждение - организация, созданная
органами государственной власти РФ, органами
государственной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления для
осуществления управленческих, социально-культурных,
научно-технических и иных функций некоммерческого
характера, деятельность которой финансируется
из соответствующего бюджета или бюджета
государственных внебюджетных фондов
на основе сметы доходов и расходов.
Бюджетным учреждением является
учреждение, отвечающее признакам, установленным
Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Одним из признаков является финансирование
учреждения из соответствующего бюджета
на основе сметы доходов и расходов бюджетного
учреждения.
Законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах состоит
из Налогового кодекса Российской Федерации
и принятых в соответствии с ним федеральных
законов о налогах и сборах.
Целью работы является изучение особенностей налогообложения бюджетных организаций.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности применения
- изучить особенности налогообложения
- изучить особенности налогообложения
бюджетных учреждений косвенными налогами;
-изучить особенности обложения
налогами и сборами.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Бюджетные учреждения занимают
ведущее место в системе некоммерческих
организаций. Они создавались и создаются
органами государственной власти и муниципальных
образований для выполнения социально-культурных,
научно-исследовательских, управленческих
и иных функций не коммерческого характера.
Их деятельность финансируется из соответствующего
бюджета или бюджетов государственных
внебюджетных фондов, на основе ежегодно
утверждаемых им смет доходов и расходов.
До 1990-х гг. все плановые потребности
бюджетных учреждений полностью финансировались из
бюджета. В дальнейшем это стало невозможным
из за резкого сокращения бюджетных ресурсов,
а так же в связи с тем, что очень большое
число учреждений образования, здравоохранения,
культуры, науки и спорта, а также более
80% всех предприятий жилищно-коммунальной
сферы, ранее содержавшихся за счет отраслевых
министерств и ведомств, предприятий и
хозяйственных организаций, были переданы
на содержание органам государственной
власти и местного самоуправления.
И без того остродефицитный бюджет
России, получив дополнительную нагрузку,
не мог обеспечить даже минимальных потребностей
этой существенно возросшей бюджетной
сферы. Очень многие учреждения в таких
условиях не могли своевременно рассчитываться
со своими работниками по заработной плате.
Еще хуже обстояло дело с финансированием
других статей расходов. Прекратилось
финансирование капитального строительства,
капитального и текущего ремонта, расходов
на коммунальные услуги и др.
Такое положение с финансированием
бюджетных учреждений сложилось в условиях
изъятия у предприятий чрезвычайно высоких
налогов, тормозивших экономическое развитие
страны.
Эти налоги необходимо было
снижать, а следовательно, умень-шать доходы
бюджета, что не могло не сказаться на бюджетных
расходах на нужды образования, здравоохранения,
культуры и др.
Возникла настоятельная необходимость по
возможности восполнить недостающие бюджетные средства
бюджетных учреждений други-ми источниками,
которые были бы стабильными и достаточно
большими. С этой целью бюджетные учреждения
вынуждены были заняться предпринимательской
деятельностью, которая в соответствии
с Гражданским кодексом РФ представляет
собой приносящее прибыль производство
товаров, работ и услуг, отвечающих целям
создания некоммерческой организации,
а также приобретение и реализацию ценных
бумаг, имущественных прав, участие в хозяйственных
обществах и товариществах.
Постепенно предпринимательская
Во многом расширению предпринимательской
деятельности бюджетных организаций, увеличению
доходов от нее способствовало налоговое законодательство.
Уже первыми законодательными актами Российской
Федерации по налогам и сборам был предусмотрен
широкий перечень льгот по налогообложению
доходов от предпринимательской деятельности
бюджетных учреждений, а также для коммерческих
учреждений образования, здравоохранения,
культуры и др.
Была освобождена от налога
на добавленную стоимость реализация
большого перечня медицинских услуг и
товаров отечественного и зарубежного
производства, в том числе:
- важнейшая и жизненно необходимая
медицинская техника;
- протезно-ортопедические изделия, сырье для их
-технические средства , включая автотранспорт,
материалы, которые могут быть использованы исключительно
- линзы и оправы для очков (за исключением
солнцезащитных);
- медицинские услуги, оказываемые
медицинскими организациями, а также ветеринарные
и санитарно-эпидемиологические услуги,
финансируемые из бюджета;
- услуги по дежурству медицинского
услуги по содержанию детей в
Этот далеко не полный перечень
льгот по услугам медицинского и социального
характера следует дополнить услугами
в сфере образования.
Освобождается от налога на
добавленную стоимость выручка от реализации
работ по проведению некоммерческими
Не облагается налогом на добавленную
стоимость значительное количество услуг,
оказываемых в сфере культуры и искусства,
других услуг социального характера.
С принятием гл. 21 Налогового
кодекса РФ перечень льгот по налогу на
добавленную стоимость для учреждений
социальной сферы был несколько сокращен.
Например, отменено освобождение от уплаты
этого налога на товары (работы, услуги),
производимые и реализуемые учебными предприятиями
образовательных учреждений, если доход,
полученный от этой деятельности, направлен
в данное образовательное учреждение
и (или) на непосредственные нужды обеспечения
развития и совершенствования образовательного
процесса в этом образовательном учреждении.
Отменено освобождение от налога
на добавленную стоимость услуг
Однако следует отметить, что
сохранившийся перечень льгот по налогу
на добавленную стоимость достаточно
велик.
Эти льготы имеют большое значение
как для населения, так и для бюджетных учреждений.
Они удешевляют стоимость товаров,
работ и услуг, делают их более доступными
для широких слоев населения и позволяют
учреждениям получать более значительные
доходы.
Главной целью предпринимательской
Чем больше сумма чистой прибыли,
тем больше возможности бюджетного учреждения
приобретать необходимое оборудование,
медикаменты, расширять и совершенствовать
свою работу, решать социальные задачи.
Поэтому льготы по налогу на
прибыль, предоставленные законодательством о налогах
и сборах бюджетным учреждениям в 1990-х
гг. прошлого века, сыграли особую роль
в развитии предпринимательства, укреплении
финансовой основы жизнедеятельности
бюджетных учреждений.
В соответствии с этим законодательством
не подлежали налогообложению
Освобождалась от налогообложения прибыль,
направленная на взносы для благотворительных
целей, прибыль, направляемая на проведение
и развитие научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ научными
организациями.
Не облагалась налогом прибыль
Для развития и технического
переоснащения бюджетных учреждений немаловажную
роль сыграли льготы по прибыли, направляемой
на капитальное строительство и техническое
переоснащение учреждений.
Перечень льгот по налогу на
прибыль был достаточно большим и в большей
мере они оказали положительное воздействие на
развитие предпринимательской деятельности
бюджетных учреждений.
С принятием гл. 25 Налогового
кодекса РФ были отменены все ранее существовавшие
льготы по налогу на прибыль, что поставило
в более трудное положение прежде всего бюджетные учреждения.
Условия налогообложения
Одна из них состоит в том, что в
отличие от коммерческих организаций,
которые могут выбирать для себя наиболее
выгодные сферы деятельности и операции,
бюджетные учреждения в соответствии
с законодательством могут осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь
постольку, поскольку это служит достижению
целей, ради которых они созданы. Полученные
от предпринимательской деятельности
доходы должны в первую очередь инвестироваться
в основную уставную деятельность или
в расширение предпринимательской деятельности.
При этом направление использования полученных
доходов определяется сметой, утверждаемой
распорядителями кредитов.
Таким образом, у бюджетных учреждений
отсутствует возможность выбора наиболее
рентабельных видов деятельности, и, кроме
того, они не имеют возможности самостоятельно
распоряжаться полученными доходами.
Здесь напрашиваются два вывода.
1. Нельзя облагать одинаковыми ставками
прибыль от предпринимательской деятельности
бюджетных учреждений и коммерческих
организаций.
2.Прибыль, реинвестированную в
Требуют рассмотрения и урегулирования
и некоторые другие вопросы налогообложения
бюджетных организаций.
Так, в соответствии
с требованиями Налогового кодекса РФ,
к расходам, уменьшающим налоговую базу
бюджетных учреждений, не могут быть отнесены
расходы на капитальное строительство,
капитальный ремонт зданий и сооружений,
а также на приобретение амортизируемого
имущества. Такие расходы бюджетные учреждения
вынуждены осуществлять за счет предпринимательской
деятельности в связи с отсутствием финансирования.
При этом нельзя не заметить, что расходы
на капитальный ремонт основных средств
коммерческие организации могут списывать
на уменьшение налоговой базы по прибыли
в полном объеме, а бюджетные учреждения
могут произвести такие расходы за счет
прибыли, остающейся после уплаты налогов.
Большие сомнения вызывает целесообразность
обложения налогом на прибыль доходов от
реализации на сторону устаревшего
для данного бюджетного учреждения и ставшего
ненужным по другим причинам оборудования,
в том числе ранее приобретенного за счет
бюджетных средств.
Реализация ненужного оборудования,
как правило, осуществляется в целях приобретения
более совершенной техники, однако обложение полученных
средств налогами существенно сокращает
возможности учреждения приобрести новую
технику.
Такое же положение и с доходами
от сдачи в аренду помещений и оборудования.
По нашему мнению, доходы от аренды помещений
и имущества не должны облагаться налогами,
а полностью оставаться в распоряжении
бюджетных учреждений, так как, сдавая
часть своих помещений и имущество в аренду
в целях восполнения недостающих средств,
учреждение вынуждено более интенсивно
использовать остающиеся помещения и
имущество, в том числе в вечернее время
и в выходные дни, что приводит к более
высоким затратам на их содержание.
В заключение хотелось бы отметить,
что доходы от предпринимательской
В настоящий период Правительством
России проводится политика сокращения
налоговой на грузки, что требует также
сокращения бюджетных расходов страны.
Поэтому необходимо совершенствовать
систему налогообложения бюджетных организаций,
с тем чтобы она могла стимулировать дальнейшее
развитие их предпринимательской деятельности
и на этой основе совершенствовать, улучшать
свою основную уставную деятельность.
2.Виды бюджетных организаций и их
налогообложение
Бюджетное учреждение-организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.
К бюджетным организациям относятся:
Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.
Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.
Можно
утверждать, что бюджетные организации
отвечают, во-первых, базовому
признаку некоммерческих
Налогообложение бюджетных организаций:
1. Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном настоящей главой.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
2. В составе
доходов и расходов бюджетных
учреждений, включаемых в налоговую
базу, не учитываются доходы, полученные
в виде средств целевого
Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований настоящей главы.
3. Если в сметах
доходов и расходов бюджетного учреждения
предусмотрено финансирование расходов
по оплате коммунальных услуг, услуг связи,
транспортных расходов по обслуживанию
административно-
4. В целях
настоящей главы при
1) суммы амортизации,
начисленные по имуществу, приобретенному
за счет полученных от этой
деятельности средств и
2) расходы
на ремонт основных средств, эксплуатация
которых связана с ведением
некоммерческой и (или) коммерческой
деятельности и которые
5. В бюджетных
учреждениях (независимо от наличия
у таких учреждений расчетных
или иных счетов), занимающихся
коммерческой деятельностью, бухгалтерский
учет ведется
3. Особенности налогообложения бюджетных
Особенности налогообложения прибыли, полученной бюджетными учреждениями.
Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" была введена в НК РФ статья 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями".
В соответствии с этой статьей налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней; государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Иными источниками доходов, или доходами от коммерческой деятельности, признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг и внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам), за минусом фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Информация о работе Особенности применения налогового законодательства к бюджетным организациям